Менеджмента качества в сфереуслуг
Даже самая лучшая модель экономики не может обеспечить потребителя лучшей жизнью, чем он заслуживает по своим знаниям и культуре. Поэтому научить потребителя предъявлять запросы просвещенного человека также важно, как просто удовлетворять его
требования".
Т. Скитовски
Услуга
Материальная услуга
Нематериальная (социально-культурная) услуга
Производственная услуга
Аутсорсинг
Штриховой код
Потребитель
Изготовитель
6.1. Понятие и классификация услуг
Никогда не бывает больших дел без больших трудностей
Вольтер
Услуга — это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности по удовлетворения запросов потребителя. Услуги делятся на:
— материальные;
— нематериальные;
— производственные.
Под материальной услугой понимают деятельность ее исполнителя по удовлетворению материальных нужд потребителя. Результатом материальной услуги является, как правило, преобразованная продукция. Например, отремонтированный автомобиль (услуга по ремонту автомобиля); сшитая вещь (услуга по пошиву изделия); проданный товар (услуги торговли) и т. д.
Нематериальная (социально-культурная) услуга — это деятельность исполни геля услуги по удовлетворению социально — культурных нужд потребителя. Объектом такой услуги является собственно потребитель. Например, пациент клиники (медицинские Услуги); турист (туристические услуги); пассажир (услуги пассажирского транспорта); посетитель театра (услуги культуры), бассейна (услуги физической культуры) и т.д.
Производственная услуга — это услуга по удовлетворению нужд Предприятия. Как правило, понятие данной услуги выражается Через термин "работа". Например, научно-исследовательская, °пытно-конструкторская и технологическая работы; наладочные и пусковые, эксплуатационные работы и т. д.
На рисунке 15 приведена отечественная классификация услуг (работ).
Приведенная на рисунке структура услуг может расширяться и развиваться, что вызвано, прежде всего, необходимостью гармонизации с международной классификацией услуг, появлением новых видов услуг, как в отечественной, так и зарубежной практике.
Наиболее сложен вопрос о гармонизации с международными ста! щартами терминологии по услугам. Кроме общепринятых понятий "Услуга", "нематериальная" и "материальная услуга в России введено понятие " производственная услуга", которая зачастую рассматривается как "работа". Многие отечественные специалисты, и в частности, рассматривают данный вид работ, как работы, передаваемые предприятием по тем или иным причинам "на сторону", и сравнивают данный процесс передачи работ сторонним исполнителям по аналогии с требованиями стандартов ИСО с "аутсорсингом".
Услуги (работы)
населению | производству | ||||
— транспортные; — - связи; — коммунальные: — сельскохозяйственные; — Mai-срнально-техннческие; ... аудиторские; — информационные: — финансовые: — фрахтовые; ■— трастовые; <—• по аренде помещении; — аутсорсинговые: '— сертификационные и т. д. |
- бытовые;
пассажирского транспорты:
■■жилищно-коммунальные;
- учреждений культуры:
- туристические и зкекурсии-онные;
- физической культуры и спорта;
- медицинские, еанаторно-оздоровительные, ветеринарные: юридические;
- финансовые (банковские);
- образовательные;
- торговли, бы rotioro обслуживания, рынков н т. д.
Рис. 15. Современная отечественная классификация услуг (работ)
К таким работам относят, как правило:
—проектирование и разработка;
—планово-предупредительное обслуживание технологического оборудования;
—подготовку персонала;
—услуги по транспортированию и хранению готовой продукции;
— передача части технологических процессов по изготовлению
самой продукции и т. д.
Услуги классифицируются по четырем признакам:
—область распространения;
—назначение;
—характер потребления;
—условия предоставления.
Термин "производственная услуга" отсутствует в международных стандартах.
На сегодняшний день классификация и терминология по услугам находятся в стадии формирования и гармонизации с международными правилами. Так, для производственных услуг пока при меняется "Общесоюзный классификатор работ и услуг", в котором выделены следующие области их распространения:
—сельское хозяйство;
—транспорт;
—материально-техническое снабжение;
—торговля;
—промышленность;
—машиностроение.
Сфера слуг занимает весьма значительное место в экономиче-скойжизни общества. Об этом свидетельствуют следующие данные:
—в промышленно развитых странах на сферу услуг приходится более 2/3 валового национального продукта и занятости населения;
—по прогнозу специалистов, объем торговли услугами как на международном, так и на внутреннем рынке имеет более стремительные темпы роста по сравнению с объемом торговли товарами, Что приведет в близлежащей перспективе к превышению объема т°ртовли услугами над объемом торговли товарами;
—доля работающего населения, занятого в сфере услуг, превышает на современном этапе развития Российской экономики на
30 % долю населения, занятого в сфере производства, и имеет устойчивую тенденцию к дальнейшему росту.
В условиях вступления России в ВТО является важным тот факт что в 1995 г. вступило вдействие Генеральное соглашение оторговле в сфере услуг ВТО, которое ставит целью стимулирование и правовое '• обеспечение торговли на мировом рынке всеми видами услуг.
Расширяется перечень оказываемых услуг. Объем торговли услугами растет как в сфере оказания услуг населению, так и в сфере производственных услуг: в промышленности, на транспорте, в строительстве, в сельском хозяйстве.
6.2. Стандартизация в сфере услуг
Люби истину, но будь снисходителен к заблуждению.
Вольтер
Международной организацией по стандартизации ИСО услуга рассматривается как объект стандартизации. Принципы формирования совокупности требований к услугам аналогичны принципам применяемым к продукции. Так как услуга по определению — часть продукции или комбинация с другими частями продукции, то все, что касается продукции, имеет отношение к услугам, в том числе и нормативная документация по сертификации продукции, разумеется, и понятие о качестве и управлению качеством.
В мировой практике стандартизация услуг охватывает гостиничное хозяйство, туризм, пассажирские и грузовые перевозки, связь, образование, банковское дело. В равной степени анализируются услуги как в социальной сфере, так и в промышленности.
Как объект стандартизации услуга представляет определенную трудность, поскольку не все ее характеристики могут быть выражены количественно. В связи с этим при определении объектов стандартизации в сфере услуг необходимо учитывать и специфические особенности большинства услуг:
— непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя при оказании услуг;
—воздействие на потребителя услуг условий обслуживания, характеризуемых комплексом санитарно-гигиенических, эстетических, этических, временных и других характеристик;
—совпадение во времени процессов производства и потребления услуг;
—осуществление оценки качества услуг непосредственным потребителем;
—невозможность транспортирования и хранения услуг.
Требования к услуге должны быть четко определены как характеристики, поддающиеся наблюдению и оценке потребителем. Процессы по предоставлению услуги также должны быть определены с помошью характеристик, которые не всегда могут поддаваться наблюдению потребителем, но непосредственно влияют на исполнение услуги. К характеристикам, которые могут быть установлены в нормативных документах, относятся:
—количественные характеристики оборудования и инструмента, штата сотрудников, а также материалов;
—время ожидания услуги, время ее предоставления и время технологического цикла услуги;
—характеристики гигиены, безопасности, надежности и гарантии;
—вежливость, чуткость, компетентность и доступность персонала для заказчика, доверие и уровень мастерства персонала, комфорт и эстетика места предоставления услуги, надежность, точность и полнота исполнения услуги, эффективность контактов.
В России работы по стандартизации услуг проводя гея с 1992 г. Отправным моментом развития стандартизации в данной сфере послужили Закон РФ от 7.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителя" (в редакции от 21.12.2004) и вытекающая из него i(еобходимость создания механизма защиты потребителей от опасных услуг
Для разработки комплекса государственных стандартов в сфере услуг были созданы технические комитеты, так как стандарты требовалось разработать по 16 группам потенциально опасных услуг. К данным комитетам относятся:
—ТК 199 "Туристско-экскурсионное обслуживание";
—ТК 342 "Услуги населению";
— ТК 346 "Бытовое обслуживание населения";
—ТК 444 "Физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги" и др.
Данная работа определялась в основном заинтересованностью в решении проблемы сертификации тех министерств и ведомств которые отвечали за развитие конкретной сферы услуг. Многие из них согласились финансировать работы по государственной стандартизации услуг.
На 1.01.1998 в сфере услуг населению действовало 19 государственных стандартов, в том числе:
—основополагающие (на термины в области услуг модель обеспечения качества услуг);
—на конкретные группы услуг (ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств, радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов, туристических услуг и услуг гостиниц и т. д.);
— на процессы (проектирование туристических услуг) и т. д.
Методической основой для стандартизации и сертификации
услуг стала разработанная ВНИИС и одобренная Госстандартом России "Концепция развития стандартизации и сертификации услуг". Принят основополагающий методический стандарт "Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг".
На современном этапе развития Российской стандартизации в сфере услуг разработано более 40 государственных стандартов (главным образом ГОСТ Р), в том числе:
—основополагающие (на термины в области услуг, модель обеспечения качества услуг, номенклатуру показателей качества);
—конкретные группы услуг (ремонт и техническое обслуживание автомототранспортных средств, радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов, туристских услуг и услуг гостиниц, услуг общественного питания, химическая чистка и крашение, перевозка пассажиров автомобильным транспортом);
—на процессы (проектирование туристских услуг), персонал (по услугам общепита розничной торговли);
—на классификацию предприятий сферы услуг (предприятия обшеп и та, i ос i иницы).
Утвержден "Общероссийский классификатор услуг населению", содержащий 13 классификационных группировок:
—бытовые;
—пассажирского транспорта;
—связи;
—жилищно-коммунальные;
—учреждений культуры;
—туристические и экскурсионные;
—физической культуры и спорта;
—медицинские, санаторно-оздоровительные,
—правового характера;
—банков;
—в системе образования;
—торговли, общественного питания, рынков;
—прочие.
Наряду со стандартизацией основных видов услуг проводится и стандартизация систем менеджмента качества услуг.
6.3. Система менеджмента качества услуг
Свобода состоит в том,
чтобы зависеть только от законов.
Вол ьтер
Руководящим документом в области качества услуг является международный стандарт И СО 9004-2: 1991 "Общее руководство качеством и элементы системы качества — часть 2: Руководящие указания по услугам".
В России с 1 января 1995 года введен в действие ГОСТ Р 50691-94 "Модель обеспечения качества услуг", который был актуализирован 27.10.2010. Настоящий стандартуети гавливает ociюв-ные требования к системам обеспечения качества услуг в соответствии с международными стандартами ИСО 9004-2 и направлен на обеспечение достижения необходимого качества предоставляемых потребителю услуг. Стандарт предназначен для сертификации систем качества услуг, а также оценки систем качества на предприятиях, оказывающих услуги населению.
Этот нормативный документ применим ко всем ф< >рмзм услуги — предоставляется ли она как чистая услуга или в сочетании с производством и предоставлением продукции. Примеры услуг к которым может применяться данный стандарт:
— общественное питание;
— гостиницы;
— телевидение;
— отдых;
— транспорт;
— почта;
— больницы;
— отопительные системы;
— коммунальные услуги;
— торговля;
— банковское дело;
— страхование;
— пенсии;
— профессиональные услуги в различных областях деятельности;
— технические услуги;
— заключения контрактов;
— управление материально-техническим снабжением и распределением;
— услуги в научной деятельности и др.
Промышленные предприятия также обеспечивают внутренние
услуги на своем маркетинге, в системе доставки и послепродажном обслуживании.
Концепции и принципы этой части ГОСТ Р 50691-94 применимы к крупным и малым предприятиям. Разница заключается лишь в масштабах их применения. Отбор элементов и степень их применения зависят от таких факторов, как используемый рынок, выбор организации, характеристика услуги, процессы предоставления услуги и потребности потребителя.
Требования к услуге и процессы по предоставлению услуги должны быть определены с помошью характеристик, которые могут иметь количественное выражение (подвергаться измерению) или качественное выражение (подвергаться сопоставлению п0
качеству в зависимости от того, как и кем делается оценка — сервисной организацией или потребителем).
К примерам характеристик, которые могут быть установлены в нормативных документах, относятся: количественные характеристики оборудования и инструментов штата сотрудников, а также материалов; время ожидания услуги, время ее предоставления и время технологического цикла; характеристики относительно гигиены и безопасности, надежности и гарантии; вежливость, чуткость, компетентность и доступность персонала для клиентов, доверие и уровень мастерства сотрудников, комфорт и эстетика места предоставления услуги, надежность, точность и полнота исполнения услуги, эффективность контактов.
На высшее руководство предприятий, осуществляющих выполнение услуг, возлагается ответственность и обязательство за реализацию политики в области качества предоставляемых услуг. Оно должно разработать и задокументировать политику в области качества.
Реализация политики в области качества требует определения первоочередных задач по достижению целей в области качества:
—последовательную удовлетворенность потребителя с точки зрения профессиональных стандартов и этики;
—непрерывное повышение качества услуги;
—учет требований общества и зашиты окружающей среды;
—обеспечение положительных эффектов, эффективности в предоставлении услуги.
Руководство должно перевести первоочередные задачи в набор целей и деятельности в области качества, таких как:
—четкое определение требований потребителя и соответствующих мер в области качества;
—предупреждающие действия и управление с целью избегания неудовлетворенности потребителя;
—оптимизация затрат, связанных с качеством, с целью достижения требуемого исполнения услуги и уровня качества;
—достижение коллективного обязательства по качеству в рамках сервисной организации: непрерывный анализ требований, предъявляемых к услуге, и достижений, чтобы определить возможности по повышению качества услуги; предупреждение неблаго-
приятных воздействий сервисной организации на общество и окружающую среду.
Высшее руководство несет ответственность за обеспечение разработки требований к системе менеджмента качества или назначает представителя руководства, ответственного за обеспечение создания и внедрения системы менеджмента качества, ее проверку (аудит), проведение постоянного оценивания и анализа для ее совершенствования.
Важным аспектом системы менеджмента качества является уровень компетентности персонала и привлекаемые материальные ресурсы для реализации той или иной услуги.
В стандарте отражены вопросы стимулирования персонала, подготовка и персональный рост, знания и необходимые навыки общения. В качестве факторов, воздействующих на стимулирование персонала, его профессиональный рост, взаимодействие и отношение к труду, руководству предприятия, предоставляющему услуги, следует:
—осуществлять подбор сотрудников по принципу их возможности удовлетворять требованиям, точно регламентированным для данного вида работы;
—обеспечивать условия работы, благоприятствующие конструктивным и деловым отношениям;
—реализовывать возможности каждого члена предприятия, предоставляющего услуги, посредством созидательных методов работы и более широкого вовлечения в трудовой процесс;
—достигать осознанности всем персоналом причастности и влияния на качество услуг, представляемых потребителям;
—поощрять усилия, направленные на повышение качества, посредством должного их признания и вознаграждения;
—применять плановое продвижение персонала по службе;
—обучать персонал по вопросам политики сервисного предприятия в области качества, по вопросам соответствующих знаний и необходимых навыков общения.
Петля качества услуг, представленная на рисунке 16, включает три основных обеспечивающих процесса:
—маркетинг;
—проектирование услуги;
—предоставление услуги.
Рис. 16. Петля качества услуги
Процесс маркетинга включает:
—изучение рынка и проведение анализа требований к качеству;
—краткое описание услуги и обязательства поставщика;
—качество при рекламировании (функция маркетинга строится на признании ответственности за риск и финансовые последствия вслучае предъявления преувеличенных или необоснованных Рекламаций к услуге).
Процесс проектирования услуги включает переводее краткого
описания в спецификацию услуги, спецификацию ее представления и спецификацию управления качеством с отражением возможностей предприятия.
Спецификация услуги определяет услугу, которая должна быть предоставлена, тогда как спецификация предоставления услуги — средства и методы, используемые для ее предоставления.
Спецификация управления качеством определяет методики по оценке и контролю услуги и характеристик предоставления услуги.
Проектирование спецификации услуги, спецификации предоставления услуги и спецификации управления качеством — взаимосвязанный и взаимодействующий процесс на всем протяжении проектирования. Карты технологических процессов являются необходимыми для изображения всех видов деятельности, отношений и взаимосвязей.
Кроме того, процесс проектирования включает ответственность за проектирование, анализ проекта, контроль за изменением проекта.
Процесс предоставления услуги потребителям влечет за собой:
— строгое соблюдение предписанной спецификации предоставления услуги;
— наблюдение за тем, чтобы спецификация услуги выполнялась;
— корректировку процесса, когда возникают отступления. Управление качеством на этом этапе услуги предусматривает:
— оценку качества услуги поставщикам (исполнителям);
— оценку качества услуги потребителям;
— корректирующее действие применительно к несоответствующим услугам;
— контроль системы измерения.
Завершающим элементом системы менеджмента качества услуги является анализ исполнения услуги и повышение ее качества.
С целью непрерывного улучшения качества предоставляемых услуг руководство предприятия обязано разрабатывать программу, направленную на постоянное повышение качества услуги, а также на достижение результативности и эффективности полного пр°" изводственного цикла по услуге. Для этого необходимо определите
—характеристику, при улучшении которой потребитель и предприятие, предоставляющее услугу, получали бы наибольшую прибыль;
—любые изменения требований рынка, которые могут оказывать влияние на уровень предоставляемой услуги;
—любые отклонения от установленного качества услуги, происходящие вследствие неэффективности или недостаточности контроля, предусмотренного в системе качества;
—возможности для снижения затрат в процессе эксплуатационного обслуживания и повышения качества предоставляемой услуги.
Выполнение данных мероприятий требует применения систематической оценки количественных затрат и прибыли. Руководство должно побуждать персонал на всех уровнях вносить вклад в программы улучшения качества предоставляемых услуг, поощряя его за понимание политики в области качества услуг и целенаправленное ее выполнение.