Стандартизация систем менеджмента качества и экологического менеджмента

Накопленный в различных странах опыт по разработке и внедрению в практику систем управления качеством на предприятиях был обобщен Международной орга­низацией по стандартизации (ИСО) путем разработки в 1987 г. комплекса междуна­родных стандартов, в который вошли:

• ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качест­ва. Руководящие указания по выбору и применению».

• ИСО 9001 «Система качества. Модель для обеспечения качества при проекти­ровании и при разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

• ИСО 9002 «Система качества. Модель для обеспечения качества при производ­стве и монтаже».

• ИСО 9003 «Система качества. Модель для обеспечения качества при оконча­тельном контроле и испытаниях».

• ИСО 9004 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руко­водящие указания».

В группу стандартов ИСО серии 9000 входят также руководящие указания по проверке систем качества (ИСО 10011-1, 10011-2, 10011-3), руководящие указания по разработке руководства по качеству (ИСО 10013), а также словарь терминов (ИСО 8402).



Глава 18

В ИСО вопросами стандартизации систем менеджмента качества занимается ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества». В 2000 г. ТК 176 разрабо­тал и выпустил третью версию стандартов ИСО серии 9000, основу которой соста­вили четыре базовых стандарта вместо 20, разработанных ранее:

• ИСО 9000-2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

• ИСО 9001-2000 «Системы менеджмента качества. Требования».

• ИСО 9004-2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучше­нию деятельности».

• ИСО 9011-2000 «Руководящие указания по проверке систем менеджмента каче­ства и (или) окружающей среды».

В современных условиях потребитель, заключая контракт на поставку продук­ции, обычно знакомится с действующей у поставщика системой управления качест­вом. Создание стандартов ИСО было вызвано необходимостью упорядочить прак­тику оценки фирмой-заказчиком системы обеспечения качества на фирме, постав­ляющей продукцию по контракту. В стандартах ИСО 9000 содержатся модели сис­темы, на соответствие которым проверяется система, действующая у поставщика. В основе этих систем предусматривается единство двух аспектов:

• обеспечение потребности и интересов предприятия на основе достижения и поддержания требуемого уровня качества при оптимальных затратах;

• обеспечение потребности и требований потребителя на основе гарантированного получения или поставок продукции и предоставления услуг требуемого качества. Стандарты ИСО серии 9000 устанавливали требования к системе качества

(«Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процес­сов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством» - ИСО 8402).

Большинство организационно-методических требований стандартов ИСО серии 9000 совпадали с требованиями и рекомендациями, которые содержатся в дейст­вующих в нашей стране методических материалах по системам управления качест­вом продукции. Но есть и существенные отличия. В отличие от КС УКП рассматри­ваемая система жестко ориентирована на требования потребителя, поэтому в ней отводится очень важное место выполнению функции маркетинга (изучению спроса и сбыта продукции). КС УКП ориентирована на управление предприятием в целом, а системы обеспечения качества в соответствии с требованиями стандартов ИСО серии 9000 призваны обеспечить качество конкретной продукции. Поэтому на од­ном и том же предприятии, выпускающем различные виды продукции, необходимы были подсистемы по определенным видам продукции. Значительно больше внима­ния в стандартах серии 9000 уделялось функциям материально-технического снаб­жения, учету и оценке затрат на качество.

В основе стандартов ИСО 9000 заложена идеология сквозного управления каче­ством. Объектом управления в этих системах является весь жизненный цикл созда­ния и эксплуатации или потребления конкретного вида продукции. В соответствии с ИСО 9004 жизненный цикл продукции, называемый «петлей качества», был разделен на мелкие этапы (рис. 18.4). Как видно на рисунке, «петля качества» - это схематиче­ская модель взаимозависимых видов деятельности, влияющих на качество продукции на различных стадиях - от определения потребностей до оценки их удовлетворения. По существу в «петле качества» была представлена совокупность отдельных общих функций управления и отдельных стадий и этапов жизненного цикла.

Основы управления качеством продукции



1. Маркетинг, поиск 2. Проектирование и(или) разработка и изучение рынка технических требований, разработка продукции

3. Материально-техническое снабжение

11. Утилизация /

тилизация ц « после Г V4. Подготовка и разработка

использованиях. / \----- производственных х- ■ процессов

Стандартизация систем менеджмента качества и экологического менеджмента - student2.ru ,n т \ \----- 5. Производство

10. Техническая \ /

помощь —A f

в обслуживании V /С 6.Контроль, проведение

\ У испытаний и обследований

и эксплуатация_

/^^ 7. Упаковка и хранение

8. Реализация и распределение '

Рис. 18.4.Петля качества

К настоящему времени эти стандарты признаны практически во всех странах мира и внедрены на сотнях тысяч предприятий. В 2005 г. издан пересмотренный стандарт ИСО 9000-2005 (четвертая версия). Изменения в виде уточнений коснулись некоторых терминов и нескольких схем, поясняющих взаимосвязь понятий. Прин­ципиальных изменений этот стандарт не претерпел.

В стандартах ИСО серии 9000 системы менеджмента качества рассматриваются не только как средство улучшения качества, но и как способ совершенствования работы предприятия в целом. Эти стандарты были приняты СЕН как региональные методом обложки и утверждены в виде европейских стандартов серии 29000 (EN 29000). Аналогичная процедура была осуществлена во всех странах-членах ИСО.

В ЕС вопросам качества продукции уделяется очень большое внимание, о чем свидетельствуют проводимые мероприятия и организации, занимающиеся вопроса­ми качества: Европейская неделя качества (ежегодно), Европейские премии по каче­ству, Европейская организация по качеству (ЕОК), Европейский фонд управления качеством (ЕФУК).

В нашей стране в 2001 г. стандарты ИСО серии 9000 (ИСО 9000, ИСО 9001 и ИСО 9004), регламентирующие модель качества, также были приняты методом об­ложки в виде национальных стандартов для прямого использования в виде соответ­ственно ГОСТ Р ИСО 9000-2001, ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001.

Эти стандарты носят ярко выраженный рыночный характер. Они также ориен­тированы на потребителя. Основные положения менеджмента качества и термино­логию для систем менеджмента качества устанавливает ГОСТ Р ИСО 9000-2001. Стандарт определяет требования к системам менеджмента для тех случаев, когда организации необходимо продемонстрировать свою способность поставлять про­дукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям. Цель стандарта - улучшение деятельности организации и удовлетво­ренность потребителей и других заинтересованных сторон.

В стандарте представлены десять групп терминов, относящихся к качеству, ме­неджменту, организации, процессам и продукции, к характеристикам, соответствию, документации, оценке, аудиту, обеспечению качества процессов измерения.

В соответствии с этим стандартом принята следующая терминология:

Менеджмент - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.



Глава 18

Менеджмент качества - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству.

Качество - степень соответствия характеристик продукции, процесса, системы установленным требованиям.

Система менеджмента качества (СМК) - это руководство и управление орга­низацией применительно к достижению качества.

Управление качеством - часть менеджмента качества, направленная на выпол­нение требований к качеству.

Основные положения современной системы менеджмента в ГОСТ Р ИСО 9000-2001 базируются на восьми принципах менеджмента качества.

Ориентация на потребителя. Организация всего процесса должна быть сфоку­сирована на интересах потребителей. Именно они должны определять требования к продукции и к ее производству, направления и приоритеты развития.

Лидерство руководителя. Руководители всех уровней должны быть заинтере­сованы и вовлечены в процесс постоянного улучшения качества. Ответственность руководителей должна быть четко определена, области ответственности не должны пересекаться, не должно быть проблем, за которые никто не отвечает.

Вовлечение работников. Каждый сотрудник должен быть мотивирован на вы­пуск качественной продукции, выявление несоответствий, вызывающих их причин и постоянное улучшение качества. Система должна поощрять инициативу сотрудни­ков, способствовать их профессиональному росту и совершенствованию.

Процессный подход. Каждая технологическая операция, каждое действие долж­ны рассматриваться как процесс, имеющий входные потоки (материалы, используе­мые ресурсы), кадры, механизмы и выходные потоки (результаты процесса). Про­цессы, составляющие производство, должны быть обеспечены и согласованы.

Системный подход к менеджменту. Все действия по управлению рассматри­вают в комплексе. Учитывают последствия каждого действия на систему в целом.

Постоянное улучшение. Не существует предела улучшения качества. Даже если Вы достигли существенно лучшего качества, чем Ваши конкуренты, прекращение процесса улучшения качества скоро сделает Ваш товар неконкурентоспособным.

Принятие решений, основанных на фактах. Принятие решений в условиях не­определенности (когда многие факторы не известны) влечет за собой тяжелые и до­рогостоящие ошибки. Для их исключения необходимо собирать и использовать ис­черпывающую информацию о процессе, количестве и качестве исходных потоков, состоянии машин и процессов.

Взаимовыгодные взаимоотношения с поставщиками и потребителями. Орга­низация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды приводят к повышению способности обеих сторон создавать ценности. Хорошая сделка - это та, которая выгодна обеим сторонам. Если мы хотим добиться стабильного качества, мы должны помнить, что нарушение своих обязательств всегда ведет к срыву нала­женной системы, которую затем будет воссоздать весьма сложно.

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 и ГОСТ Р ИСО 9004-2001 разработаны как согласо­ванная пара стандартов на СМК, но применять их можно независимо друг от друга. Стандарты имеют аналогичную структуру, но если в ГОСТ Р ИСО 9001 установлен минимум требований, реализация которых необходима для создания СМК, то ГОСТ Р 9004 содержит рекомендации, которые выходят за рамки требований, приведен­ных в ГОСТ Р ИСО 9001, и включает рассмотрение результативности и эффектив-

Основы управления качеством продукции



ности системы менеджмента качества, а следовательно и потенциала по улучшению всей деятельности организации. По сравнению с ГОСТ Р ИСО 9001 цели, направ­ленные на удовлетворенность потребителей и качество продукции, расширены: в них включены удовлетворенность всех заинтересованных сторон и деятельности организации в целом.

Но стандарт не предназначен ни для сертификации, ни для использования в контрактах и регламентах, ни для использования в качестве руководства по внедре­нию ГОСТ Р ИСО 9001.

ГОСТ Р ИСО 9004 рекомендуется как руководство для организаций, высшее руководство которых преследует цель постоянного улучшения деятельности, желает выйти за рамки требований ГОСТ Р ИСО 9001.

В 2008 г. ИСО была принята новая версия стандарта ИСО 9001. При разработке стандарта были учтены принципы менеджмента качества, установленные ИСО 9000:2005 и ИСО 9004:2000. В нашей стране взамен ГОСТ Р ИСО 9001-2001 утвер­жден и введен в действие ГОСТ Р ИСО 9001-2008, идентичный международному стандарту ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования».

Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качест­ва в тех случаях, когда организация:

• нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям;

• ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения.

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 устанавливает требования к системе менеджмента ка­чества, которые можно использовать для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результатив­ность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей. Стандарт содержит общие требования к системе менеджмента качества. Модель системы менеджмента основана на процессном подходе (рис. 18.5). Для успешного функционирования организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использую­щую ресурсы и управляемую с целью преобразования входов в выходы, может рас­сматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов можно считать «процессным под­ходом». Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое обеспечивается на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.

Модель СМК, приведенная на рис. 18.5, показывает, что потребители играют существенную роль при определении входных данных. Для мониторинга удовле­творенности потребителей требуется оценка информации о восприятии потребите­лями выполнения их требований. Приведенная модель охватывает все основные требования стандарта, не детализируя их.

На основе ГОСТ Р ИСО 2001-2008 организация может разработать, задокумен­тировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии СМК, постоянно улучшать ее результативность. Для этого организация должна:



Глава 18

• определять процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение для всей организации;

• определять последовательность и взаимодействие этих процессов;

• определять критерии и методы, необходимые для обеспечения результативно­сти, как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

• обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;

• осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

• принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.


Стандартизация систем менеджмента качества и экологического менеджмента - student2.ru

Потреби­тели (и другие заинтере­сованные стороны)

Вход

Потреби­тели (и другие заинтере­сованные стороны)

Требо­вания

Постоянное улучшение системы менеджмента качества

Рис. 18.5.Модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе (по ГОСТ Р ИСО 9001-2001):

Наши рекомендации