Создание геодезической разбивочной основы
На стадии подготовки площадки к строительству должна быть создана геодезическая разбивочная основа, служащая для планового и высотного обоснования при выносе проекта подлежащих возведению зданий и сооружений на местность, а также (в последующем) для геодезического обеспечения на всех стадиях строительства и после его завершения.
Геодезическую разбивочную основу для определения положения объектов строительства в плане создают преимущественно в виде: строительной сетки, продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности основных зданий и сооружений и их габаритов, для строительства предприятий и групп зданий и сооружений, красных линий (или других линий регулирования застройки), продольных и поперечных осей, определяющих положение на местности и габариты здания, для строительства отдельных зданий в городах и поселках.
Строительную сетку выполняют в виде квадратов и прямоугольников, которые подразделяют на основные и дополнительные. Длина сторон основных фигур сетки 100...200 м, а дополнительных - 20... 40 м.
При проектировании строительной сетки должны быть: для выполнения разбивочных работ обеспечены максимальные удобства, основные возводимые здания и сооружения расположены внутри фигур сетки, линии сетки расположены параллельно основным осям возводимых зданий и по возможности ближе к ним, непосредственные линейные измерения.
Разбивку строительной сетки на местности начинают с выноса в натуру исходного направления, для чего используют имеющуюся на площадке (или вблизи от нее) геодезическую сеть. По координатам геодезических пунктов и пунктов сетки определяют полярные координаты S1, S2, S3 и углы B1, B2, Р3, по которым выносят на местность исходные направления сетки (АВ и АС). Затем от исходных направлений на всей площадке разбивают строительную сетку и закрепляют ее в местах пересечений постоянными знаками с плановой точкой. Знаки делают из забетонированных обрезков труб, рельсов и т. п. Основание знака (низ знака, опора знака) должно располагаться ниже границы промерзания грунта минимум на 1 м.
Аналогично переносят и закрепляют красную линию.
При наличии в качестве плановой разбивочной основы красной линии на Стройгенплан должны быть приведены какие-либо данные, определяющие положение будущего здания, например точка А на красной линии, угол р между главной осью здания и красной линией и расстояние от точки А до точки О пересечения главных осей.
Главные оси здания закрепляют за его контурами знаками приведенной выше конструкции.
Высотное обоснование на строительной площадке обеспечивается высотными опорными пунктами - строительными реперами. Обычно в качестве строительных реперов используют опорные пункты строительной сетки и красной линии. Высотная отметка каждого строительного репера должна быть получена не менее чем от двух реперов государственной или местного значения геодезической сети.
В процессе строительства необходимо следить за сохранностью и устойчивостью знаков геодезической разбивочной основы, что осуществляет строительная организация.
Планировочные работы и транспортные пути
При подготовке территории к устройству складов конструкции или к раскладке железобетонных элементов при изготовлении их у объекта, а также территорий под сборочные площадки приходится планировать поверхность земли, засыпать небольшие ямы и срезывать бугры. Эти работы обычно осуществляются бульдозерами, производительность которых составляет около 12 000 м2 в смену.
Площадки для складов конструкций располагают вдоль транспортных путей, направление которых намечается в общем проекте организации работ. Необходимо использовать возможность заблаговременной постройки транспортных путей постоянного назначения с целью уменьшения затрат на строительство временных дорог. Однако путей постоянного назначения при крупных монтажных работах бывает недостаточно и приходится, кроме того, строить в минимально необходимых объемах временные транспортные пути, внешние или внутрипостроечные, обеспечивающие подачу конструкций к монтажному крану. Так, например, при строительстве здания Московского государственного университета пришлось построить специальную временную сортировочную железнодорожную станцию для приема конструкций стального каркаса, а от склада конструкций до здания проложить железнодорожную ветку для подачи конструкций со склада в зону действия монтажных кранов. .
Кроме рельсовых путей, на монтажных работах необходимо построить также дороги для безрельсового транспорта.
Все работы по возведению земляного полотна, верхнего строения пути и необходимых путевых сооружений представляют собой один из основных видов подготовительных работ.
Расчистка территории
При расчистке территории пересаживают зеленые насаждения, если их используют в дальнейшем, защищают их от повреждений, корчуют пни, очищают площадку от кустарника, снимают плодородный слой почвы, сносят или разбирают ненужные строения, перекладывают подземные коммуникации и в заключение производят планировку строительной площадки. Зеленые насаждения, не подлежащие вырубке или пересадке, обносят оградой, а стволы отдельно стоящих деревьев предохраняют от возможных повреждений, защищая отходами пиломатериалов. Деревья и кустарники, пригодные в дальнейшем для озеленения, выкапывают и пересаживают в охранную зону или на новое место.
Деревья валят с помощью механических или электрических пил. Тракторами с трелевочно-корчевальными лебедками или бульдозерами с высоко поднятыми отвалами валят деревья с корнями и корчуют пни. Отдельные пни, не поддающиеся корчевке, расщепляют взрывом. Кусторезами расчищают территорию от кустарника. Для этой же операции применяют бульдозеры с зубьями-рыхлителями на отвале, корчеватели-собиратели. Кусторез является сменным оборудованием к гусеничному трактору.
Плодородный слой почвы, подлежащий снятию с застраиваемых площадей, срезают и перемещают в специально выделенные места, где складируют для последующего использования. Иногда его отвозят на другие площадки для озеленения. При работе с плодородным слоем следует предохранять его от смешивания с нижележащим слоем, загрязнения, размыва и выветривания.
Снос зданий и сооружений выполняют путем их членения на части (для последующего демонтажа) или обрушения. Деревянные строения разбирают, отбраковывая элементы для последующего их использования. При разборке каждый отделяемый сборный элемент должен предварительно раскрепляться и занимать устойчивое положение.
Монолитные железобетонные и металлические строения разбирают по специально разработанной схеме сноса, обеспечивающей устойчивость строения в целом. Членение на блоки разборки начинают со вскрытия арматуры. Затем блок закрепляют, после чего режут арматуру и обламывают блок. Металлические элементы срезают после раскрепления. Наибольшая масса железобетонного блока разборки или металлического элемента не должна превышать половины грузоподъемности кранов при наибольшем вылете крюка.
Сборные железобетонные строения разбирают по схеме сноса, обратной схеме монтажа. Перед началом разборки элемент освобождают от связей. Сборные железобетонные конструкции, не поддающиеся поэлементному разделению, расчленяют как монолитные.
Снос зданий и сооружений обрушением осуществляют гидравлическими молотами, отбойными молотками, а в отдельных случаях - экскаваторами с различным навесным оборудованием - шар- и клин-молотами и др. Вертикальные части строения для предотвращения разброса обломков по площади следует обрушивать внутрь. Обрушение осуществляют также взрывным способом.
После расчистки производят общую планировку строительной площадки.