Анализ производства и реализации продукции
Богатырева О.Н., Овчаренко В.П., Шмулевич Т.В.
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Методические указания и задания для выполнения курсовой работы
Санкт-Петербург
УДК 676:658/07.07/
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: методические указания для выполнения курсовой работы/ сост. Богатырева О.Н., Овчаренко В.П., Шмулевич Т.В./; СПбГТУРП.- СПб., 2013 –
Методические указания для выполнения курсовой работы содержат варианты задач по основным разделам курса «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент» всех форм обучения
Рецензенты
Рекомендованы к изданию Редакционным советом университета в качестве
учебного пособия
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ РАСТИТЕЛЬНЫХ ПОЛИМЕРОВ»
Кафедра менеджмента и права
Богатырева О.Н., Овчаренко В.П., Шмулевич Т.В.
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Методические указания и задания для выполнения курсовой работы
Санкт-Петербург
УДК 676:658/07.07/
Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: методические указания для выполнения курсовой работы/ сост. Богатырева О.Н., Овчаренко В.П., Шмулевич Т.В./; СПбГТУРП.- СПб., 2013 –
Методические указания для выполнения курсовой работы содержат варианты задач по основным разделам курса «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия»
Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 080100.62 «Экономика» и 080200.62 «Менеджмент» всех форм обучения
Рецензент:
Рекомендованы к изданию Редакционным советом университета в качестве
учебного пособия
© Санкт-Петербургский государственный технологический университет растительных полимеров, 2013
© Богатырева О.Н., Овчаренко В.П., Шмулевич Т.В., 2013
Введение
Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия в определяющей степени зависит от обоснованности и качества принимаемых управленческих решений. Экономический анализ результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия является научной основой принятия таких решений. Это – важнейшая функция управления предприятием. На основе экономического анализа разрабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются бизнес - планы, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства.
Выполнение курсовой работы по анализу основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия предполагает закрепление знаний, полученных студентами на лекционных и практических
занятиях, подготавливает студентов к решению более сложных задач, возникающих при выполнении выпускной квалификационной работы. Решение таких задач формирует у студентов умение составлять пояснительные записки к квартальным и годовым отчетам.
Методические указания содержатт 30 вариантов заданий. Студент выполняет вариант задания, согласованный с преподавателем. Вся исходная информация для решения задач приведена в приложении.
После выполнения каждого задания необходимо сделать выводы, основанные на результатах анализа конкретного экономического показателя.
В заключение работы необходимо обобщить результаты проведенного анализа, предложить управленческие решения, направленные на повышение эффективности работы предприятия.
Список литературных источников, необходимых для выполнения заданий, приведен в конце пособия.
Анализ производства и реализации продукции
Основными показателями, характеризующими производство и реализацию продукции, являются товарная продукция, реализованная продукция, выручка от реализации продукции.
Товарная продукция (ТП) – это стоимость всей продукции, произведенной предприятием для продажи, без налога на добавленную стоимость (НДС). Объем товарной продукции за какой-либо период времени (ТП), например, за год, определяется как сумма произведений объема готовой продукции в натуральных единицах измерения (ГП) на цену за единицу продукции без НДС (Ц), т.е. по формуле
n
ТП = ∑ ГПi * Цi, (1.1)
i=1
где i = 1,2,…n – количество видов продукции, произведенных для продажи.
Реализованная продукция (РП) – это товарная продукция, оплаченная покупателем. Оплаченной является продукция, за которую деньги поступили на расчетный счет или в кассу предприятия. Объем реализованной продукции определяется по формуле (1.1), в которой объем готовой продукции (ГП) соответствует количеству оплаченной продукции. При этом цены за единицу продукции (без НДС) принимаются такими же, как и при определении объема товарной продукции.
Взаимосвязь между показателями товарной и реализованной продукции может быть выражена формулой
РП = ТП – Ок + Он, (1.2)
где Ок и Он – остатки нереализованной продукции на конец и начало года соответственно. В зависимости от изменения их величины на начало и конец года объем реализованной продукции может быть больше, меньше или равен объему товарной продукции.
Выручка от реализации продукции (ВР)– это сумма денежных средств, поступивших на расчетный счет или в кассу предприятия за реализованную продукцию. Она включает стоимость (объем) реализованной продукции и сумму НДС, т.е.
ВР = РП + НДС. (1.3)
При определении суммы НДС налоговой базой является объем реализованной продукции, а ставка налога для продукции производственно-технического назначения установлена в размере 18%. При этих условиях взаимосвязь между выручкой от реализации и объемом реализованной продукции имеет следующий вид
ВР = 1,18 * РП. (1.4)
Из формулы (1.2) видно, что объем реализованной продукции в определяющей степени зависит от объема товарной продукции. Устойчивое состояние производства и реализации продукции характеризуется одинаковыми темпами их изменения и устойчивым соотношением их абсолютных величин. Значительные отклонения в темпах изменения этих показателей служат индикатором сбоя либо в производстве продукции, либо в системе ее сбыта.
Превышение темпов роста товарной продукции над темпами роста объемов реализации свидетельствует о проблемах сбыта на предприятии. Индикатором этого явления являются увеличивающиеся запасы готовой продукции на складе. Превышение темпов роста объемов реализации над темпами роста товарной продукции свидетельствуют о снижении остатков готовой продукции на складе, об активизации маркетинговой политики предприятия и/или о повышении платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию.
Влияние отдельных факторов на объем реализованной продукции определяют, пользуясь аналитической таблицей, в которой показатели отчетного периода (например, года) сравнивают либо с показателями, принятыми в плане, либо с показателями аналогичного предшествующего периода (года), т.е. с базовыми показателями.
В большинстве случаев наибольшее влияние на объем реализации оказывает изменение объема товарной продукции. В свою очередь, на изменение объема товарной продукции влияют многочисленные факторы, в числе которых эффективность использования кадров предприятия, основных производственных фондов, оборотных средств, качество продукции. В конечном итоге все факторы, оказывающие влияние на объем реализации, могут быть сведены к двум группам:
- изменение выпуска продукции в натуральном выражении;
- изменение отпускных цен на отдельные виды продукции.
Задание 1
На основании исходных данных:
- дать оценку изменения объемов товарной и реализованной продукции; определить влияние на изменение объема реализованной продукции изменения товарной продукции и остатков нереализованной продукции. Величина остатков нереализованной продукции на начало и конец года определяются студентом самостоятельно на основе рассчитанного показателя «изменение остатков нереализованной продукции». Расчеты выполнить в аналитической таблице, макет которой приведен в табл. 1.1.;
- определить влияние изменения выпуска продукции в натуральном выражении и изменения отпускных цен на отдельные виды продукции на изменение объема товарной продукции. (Исходные данные для выполнения данного задания выдаются преподавателем). Расчеты выполнить в таблицах, макеты которых приведены в табл. 1.2. и табл. 1.3.;
- проанализировать изменение уровня качества продукции (табл. 1.4.); определить влияние на объем товарной продукции изменения среднего коэффициента сортности и выпуска продукции в натуральном выражении;
- проанализировать ритмичность выпуска продукции по цеху за 5 дней двумя методами (табл. 1.5.), рассчитав коэффициент ритмичности:
- как отношение выпуска продукции в счет плана к пятидневному заданию;
- как отношение нарастающей суммы отрицательных отклонений (недовыполнение задания) к нарастающей сумме выпуска продукции по плану;
- определить резерв увеличения выпуска продукции за счет устранения неритмичной работы.
Таблица 1.1.
Расчет влияния факторов на объем реализации продукции, млн. руб.
Показатели | База | Отчет | Отклонение | Влияние на объем реализации | ||
млн. руб. | % | млн. руб. | % | |||
1. Товарная продукция | ||||||
2. Остатки нереализованной продукции: | ||||||
- на начало года | ||||||
- конец года | ||||||
- изменение остатков | ||||||
3. Реализованная продукция |
Таблица 1.2.
Расчет влияния изменения выпуска продукции в натуральном выражении
на объем товарной продукции
Виды продукции | Выпуск продукции, тыс. ед. | Базисная цена за единицу продукции, руб. | Изменение то-варной про-дукции, млн. руб. | ||
база | отчет | изменение | |||
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Итого |
Таблица 1.3.
Расчет влияния изменения средних цен на объем товарной продукции
Виды продукции | Средняя цена за единицу продукции, руб. | Фактический выпуск про-дукции, тыс. ед. | Изменение товарной про- дукции, млн. руб. | ||
база | отчет | изменение | |||
А | |||||
Б | |||||
В | |||||
Итого |
Таблица 1.4.
Анализ влияния качества на объем товарной продукции
Показатели | База | Отчет | Отклонение |
1. Товарная продукция, млн. руб. | |||
2. Средний коэффициент сортности (с точностью до 0,001) |
Таблица 1.5.
Анализ ритмичности выпуска продукции
Числа месяца | Задание | Фактически выполнено |
Итого |
Анализ эффективности