Сущность и критерии экономической и социальной эффективности производственной деятельности

Экономическая и социальная эффективность производства в условиях рынка.

Содержание

1. Сущность и критерии экономической и социальной эффективности производственной деятельности. 3

2. Абсолютная (общая) эффективность производства: понятие, показатели её измерения и особенности их расчета в промышленных и сельскохозяйственных предприятиях 7

3.Сравнительная экономическая эффективность: понятие, показатели измерения и особенности их расчета в народном хозяйстве. Учет фактора времени. 8

4. Народнохозяйственная и хозрасчетная эффективность производства. Ее определение в предприятиях и отраслях народного хозяйства. 9

5.Факторы и пути повышения экономической эффективности производственной деятельности предприятий в условиях рынка. 13

6. Задача. 17

Список использованных источников. 18

Сущность и критерии экономической и социальной эффективности производственной деятельности

Экономическая эффективность (Парето-эффективность) – состояние экономики, при котором нельзя изменить распределение ресурсов так, чтобы повышение удовлетворение потребностей одного субъекта не приводило к снижению удовлетворения потребностей другого.

Главным фактором повышения Э.Э. является НТП, совершенствование техники и технологии производства, осуществление крупных народнохозяйственных научно-технических программ при максимальной заинтересованности предприятий в использовании этих результатов, в этом отношении большие изменения к лучшему сулит переход к рынку.

Э.Э. во многом зависит от организации производства и управления.

Кризисное состояние нашей экономики сопровождается снижением ее эффективности. С преодолением кризиса, стабилизацией экономики, а затем и обеспечением ее подъема на основе развязывания инициативы и самостоятельности товаропроизводителей, конкуренции между ними начнет повышаться и экономическая эффективность.

Республика Беларусь вступила в период формирования рыночных отношений. Рыночная экономика по своей сущности является средством, стимулирующим рост производительности труда, всемерное повышение эффективности производства. Однако и в этих условиях важным является определение основных направлений повышения эффективности производства, факторов его роста, методов определения эффективности.

Для правильного определения важнейших направлений повышения экономической эффективности общественного производства необходимо сформулировать критерий и показатели эффективности

Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.

Производительность общественного труда П общ измеряется отношением произведенного национального дохода НДк средней численности работников, занятых в отраслях материального производства,

П общ = НД/Чм

Как известно, национальный доход представляет собой вновь созданную в отраслях материального производства стоимость. Другими словами, он является той частью валового общественного продукта, которая остается за вычетом потребленных в процессе производства сырья, топлива, энергии и других средств производства. Исчисляется национальный доход как сумма чистой продукции всех отраслей материального производства. В свою очередь чистая продукция отдельной отрасли определяется как разность между валовой продукцией и материальными производственными затратами.

В определенных отраслях материального производства производительность исчисляется по валовой продукции. При сопоставлении темпов роста производительности общественного труда необходимо выдержать сопоставимость показателей. В этом случае национальный доход следует исчислять в сопоставимых ценах.

Важнейшими показателями экономической эффективности общественного производства служат трудоемкость, материалоемкость, капиталоемкость и фондоемкость.

Как уже отмечалось, уровень производительности общественного труда служит обобщающим критерием экономической эффективности труда, затраченного на предшествующих стадиях общественного производства и овеществленного в сырье, материалах, топливе, энергии, орудиях труда.

Трудоемкость продукции — величина, обратная показателю производительности живого труда, определяется как отношение количества труда, затраченного в сфере материального производства, к общему объему произведенной продукции:

t= T/Q

где t — трудоемкость продукции;

Т— количество труда, затраченного в сфере материального производства;

Q — общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции).

Машериалоемкость общественного продукта исчисляется как отношение затрат сырья, материалов, топлива, энергии и других предметов труда к валовому общественному продукту. Материалоемкость продукции отрасли (объединения, предприятия) определяется как отношение материальных затрат к общему объему произведенной продукции:

т = М/Q

где т — уровень материалоемкости продукции;

М — общий объем материальных затрат на производство продукции в стоимостном выражении;

Q — общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции).

Снижение материалоемкости продукции эффективно для народного хозяйства страны. Только в промышленности (по данным за 1994 г.) снижение материалоемкости продукции на 1% позволяет получить экономию в сумме 1,67 трлн. руб. Следует также иметь в виду, что природные ресурсы не безграничны, сейчас Республика Беларусь подходит к экологическому пределу добычи нефти, газа. За последние годы существенно возросли удельные затраты на их добычу, а также на извлечение из недр угля, руд черных и цветных металлов, других полезных ископаемых.

В известной степени близки между собой показатели капиталоемкости и фондоемкости продукции. Показатель капиталоемкости продукции показывает отношение величины капитальных вложений к определяемому ими приросту объема выпускаемой продукции:

Кq = К/ΔQ,

где Кq — капиталоемкость продукции;

К — общий объем капитальных вложений; ΔQ — прирост объема выпускаемой продукции. Капиталоемкость можно рассчитать и по отношению к приросту произведенного национального дохода.

Фондоемкость продукции исчисляется как отношение средней стоимости основных производственных фондов народного хозяйства к общему объему произведенной продукции:

Фе = F/Q

где Фе — фондоемкость продукции;

F — средняя стоимость основных производственных фондов народного хозяйства;

Q — общий объем произведенной продукции (как правило, валовой продукции).

Фондоемкость так же, как и капиталоемкость, можно рассчитать и по отношению к произведенному национальному доходу.

В народном хозяйстве, в отдельных ее отраслях, в частности в промышленности, широко применяется показатель фондоотдачи, обратный показателю фондоемкости. Исчисляется фондоотдача как отношение объема произведенной продукции 0 к средней стоимости основных производственных фондов Р.

Поиск критериев выбора обществом экономической системы связан с определением уровня или оценкой общественных издержек, требующихся для создания и функционирования ее структур. Издержки, которые несет общество при выборе экономической системы, организационных форм, размеров и типов предприятий и фирм, Роналд Коуз – Нобелевский лауреат 1991 г. называет трансакциоными. Уровень этих издержек у фирм различного типа неодинаков. В любой экономической системе с развитыми товарными взаимосвязями фирмы вынуждены расходовать средства на поиск и обработку информации о ценах и технологиях, на заключение контрактов и их юридическое оформление, на контроль за их исполнением и т.д. Эти издержки могут быть скрыты от стороннего наблюдателя, но участники экономического процесса вынуждены считаться с ними, так как размеры подобных издержек нередко способны приносить осуществления взаимосвязей в целом. Это относиться как к частным фирмам, работающим на принципах самоуправления, так и государственному сектору и регулированию фирмами, не имеющими хозяйственной и коммерческой самостоятельности.

Функционирование органов государственного регулирования экономикой, в особенности если оно всеобъемлюще, обходится обществу чрезвычайно дорого. Подтверждением этому служит государственное регулирование командно-административной экономикой, где изначально была недопустима хозяйственная самостоятельность фирм и их самоуправление.

Длительное время считалось, что государственное управление экономикой обходится обществу почти “даром” и не требует каких-либо существенных издержек. Но координация экономики из единого центра оказалась исключительно дорогостоящей и цена возрастала одновременно с ростом масштабов системы хозяйствования. В конечном итоге оказалось, что подобными методами вообще невозможно решать важнейшие сугубо экономические задачи.

В настоящее время нет достаточно точных данных для сопоставления трансакционных издержек самоуправляемых фирм и идентичных фирм, деятельность которых регулировалась из единого центра. Задача подобного подсчета, анализа и сопоставления еще никогда не ставилась ни в одной экономической системе. Начавшиеся исследования показывают, что дороговизна функций государственного регулирования даже в странах с развитой рыночной системой ставит под сомнение правомерность чрезмерных надежд на экономическую эффективность такого регулирования.

В будущих экономических системах право на существование могут получить лишь такие организационные формы и структуры, которые по уровню трансакционных издержек окажутся дешевле, потребуют меньше затрат для получения одного и того же результата. Сопоставление результата с затратами может дать представление об эффективности экономической системы любого масштаба.

Наши рекомендации