Роль цен в достижении сбалансированности экономики (функция сбалансированности спроса и предложения)
Закон спроса отражает зависимость между ценой и спросом.
При документации того факта, что факторы, оказывающие влияние на объем спроса (доходы населения (покупателей), вкусы и предпочтение) остаются неизменными, за исключением одного — цены определенного товара, то при этом условии каждому значению цены товара соответствует определенного значения объема спроса. Такая зависимость носит название функции спроса от цены, определяемая по формуле:
qD = f(P), (7)
где qD — объем спроса, натуральные единицы;
Р — цена товара.
Данная зависимость объема спроса от цены представлена графически в виде линии спроса D на рис. 7.
РА
Рис. 1. Кривая сспроса
Исходя из рис. 7, видно, что цене Р1 соответствует объема спроса q1, цене P2>P1 соответствует объем спроса q2<q1, т.e. чем больше цена, тем меньше объем спроса.
Закон рыночного предложения отражает зависимость между ценой и предложением товара на рынке. Объемом предложения называется максимальное количество какого-либо товара, которое согласен предложить продавец на рынке при определенных (конкретных условиях), к которым следует отнести цену товара, характер технологии, наличие и размер налогов и дотаций. Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара, предположить неизменными, то функция зависимости объема предложения данного товара от его цены характеризуется следующей формулой:
qS = f(P), (8)
где qS — объем предложения, натуральные единицы;
Р — цена товара. P/N
Рис. 8 Кривая предложения
При движении вдоль этой линии вправо вверх, повышению цен соответствует увеличение объема предложения. Цене Р2<Р1 соответствует объем предложения q2>q1. Чем выше цена товара, тем прибыльней его производство, тем большее количество товара производитель готов произвести и продать на рынке. Взаимодействие спроса и предложения характеризует график "равновесие на рынке", изображенный на рис.
9.
Рис. 9.
На данном графике линия спроса D является графическим изображением функции спроса от цены, линия предложения S — функции предложения от цены. Координатами точки Е являются равновесная цена РЕ и равновесный объем qE. В этой точке достигается равенство: qE = qsS= qD
В данном случае рынок находится в состоянии равновесия, сбалансированности: сумма спроса и сумма предложения равны.
Такая сбалансированность на рынке достигается уравновешивающей ценой, т.е. той единственной ценой, которая может сохраняться, так как она удовлетворяет интересы покупателей и продавцов. По своей сущности данная цена несет в себе всю информацию, необходимую как производителям продукции (какое количество товара им следует изготовить, т.е. доставить на рынок), так и покупателям (на какой объем потребления данного товара они могут рассчитывать).
На свободном рынке изменение цены равновесия служит для продавцов (покупателей) сигналом к увеличению (уменьшению) производства (потребления) товаров.
Нарушение баланса на рынке может привести к негативным последствиям в экономике страны. Нарушение баланса может произойти в случае смещения цены равновесия, т.е. при любой цене, отличающейся от равновесной, объем спроса не равен объему предложения.
Контрольные (тестовые) вопросы 1
Подтвердите или опровергните приведенные ниже утверждения ответами: да - нет.
1. Рынок — это определенная сфера, пространство, где осуществляется купля-продажа товаров, т.е. реализуются конкретные сделки между покупателями и продавцами.
2. Цена — неотъемлемый параметр товарных рынков.
3. Цена — сумма денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар.
4. Цена — инструмент функционирования любых товарных рынков: потребительских, рынков товаров промышленного назначения.
5. В рыночной экономике цены выполняют конкретные функции, которые тесно взаимосвязаны с действием объективных экономических законов, которые, в конечном счете, определяют роль цен в хозяйственном механизме любого общества.
6. Функции цен характеризуются совокупностью общих свойств, объективно присущих цене как экономической категории.
7. Функция учета и измерения затрат общественного труда выражается в том, что через цены осуществляется взаимосвязь между производством и потреблением, между спросом и предложением.
8. Функция сбалансированности спроса и предложения определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости.
9. Распределительная и обменная функция реализуются в сферах производства и обращения.
10. Стимулирующая функция характеризуется воздействием цены на производство и потребление разных товаров.
11. Цена стимулирует производителя продукции через величину прибыли, заключенной в ней.
12. Функции спроса от цены:
qD = f(P), где
qD — объем спроса, натуральные единицы;
Р — цена товара.
13. Функция предложения от цены:
qS = f(P), где
qS — объем предложения, натуральные единицы;
Р — цена товара.
14. По своей сущности цена равновесия несет в себе всю информацию, необходимую как производителю продукции, так и покупателям.
15. Нарушение баланса на рынке может привести к негативным последствиям в экономике страны.
Контрольные (тестовые) вопросы 2
Подтвердите или опровергните приведенные ниже утверждения ответами: да - нет.
1. Товарные рынки представлены рынками продавцов и рынками покупателей товаров, а также рынками продавцов и покупателей совместно.
2. Рынок продавца представляет собой рынок, на котором продавец занимает доминирующее положение, имеет больше власти.
3. Рынок покупателя — это такой рынок, на котором доминирующее положение занимает покупатель.
4. На рынке покупателя больше власти имеют продавцы.
5. Рынок покупателя предполагает выпуск той продукции, которую будет согласен приобретать потенциальный потребитель.
6. Пять основных концепций маркетинговой деятельности предприятия:
— совершенствование производства;
— интенсификация коммерческих усилий;
— чистый маркетинг;
— социально-этичный маркетинг.
7. Концепция совершенствования производства исходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене, поэтому продавец не должен сосредоточивать свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения.
8. Концепция совершенствования товара представляет собой концепцию, исходящую из того, что потребители будут благосклонны к продукции наивысшего качества, имеющей лучшие эксплуатационные свойства и характеристики.
9. Сторонники концепции интенсификации считают, что потребители не будут покупать товары в достаточных количествах, если не предпринять значительных усилий в сфере сбыта.
10. Концепция чистого маркетинга не базируется на приоритете потребителя.
11. Концепция социально этичного маркетинга требует сбалансированности трёх факторов: прибыли организации, покупательских потребностей и интересов общества (благосостояния людей).
12. Перед установлением цен на предприятии необходимо, чтобы руководство предприятия руководствовалось в своей деятельности стратегий или политикой цен.
13. Исходя из выбранной стратегии цен, предприятие должно произвести обоснование, соответствующий расчет и установление цен на продукцию предприятия.
14. Планирование цен на предприятии должно осуществляться в рамках координации всех служб предприятия, в рамках комплекса маркетинга.
15. В любом случае наличие дефицита отдельных видов природных ресурсов, а также рост добычи полезных ископаемых определяют рост цен в процессе дальнейшего их потребления.
Контрольные (тестовые) вопросы 3
Подтвердите или опровергните приведенные ниже утверждения ответами: да - нет.
1. Основные виды цен, зависящие от области применения: оптовые, закупочные, розничные, сметные цены строительства, тарифы на услуги, мировые цены.
2. Основные цены применяются предпринимателями для определения объема производства и реализации продукции и получения необходимой прибыли.
3. Оптовая цена предприятия = Себестоимость — Прибыль.
4. Оптовая цена промышленности = Оптовая цена предприятия + Снабженческо-сбытовая наценка.
5. Оптовая (отпускная) цена = Оптовая цена + Налог на добавленную стоимость (НДС).
6. Закупочные цены устанавливаются на сельско-хозяйственную продукцию, приобретаемую у сельских товаропроизводителей.
7. Розничные цены — это цены, по которым товары реализуются населению.
8. Розничная цена - Оптовая (отпускная) цена — Торговая надбавка.
9. Сметные цены строительства применяются при строительно-монтажных работах.
10. Тарифы устанавливаются не только на услуги производственного и непроизводственного характера.
11. Тарифы состоят из себестоимости и прибыли.
12. Мировые цены применяются во внешней торговле.
13. Различают мировые цены на экспортную и импортную продукцию.
14. В зависимости от утверждения цены подразумеваются на следующие виды:
- государственные цены и тарифы;
- свободные цены и тарифы.
15. Использование сопоставимых (неизменных) цен вызвано естественными изменениями многих цен и процессами инфляции.
16. На монопольную продукцию устанавливают монопольные цены.
17. И = (Уо.ср.*Убср.)*100%,
где И - индекс цен;
У о.ср. - средняя .цена отчетного периода;
Уб.ср. - средняя цена базового (базисного) периода.
18. Уравнение денежного обращения:
М х У = Т х Ц.
19.Ц = Д0:Т0,
где Ц - выражение средней цены единицы совокупного товара, обращающегося в стране;
Д0 - масса денег в обращении (наличных и безналичных);
Т0 - товарная масса в обращении (общее количество товаров, приобретаемых за деньги, - Д0).