Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов
Согласно законодательства Украины, запрещается применение труда женщин на тяжелых работах и на работах с вредными и/или опасными условиями труда, на подземных работах, кроме некоторых подземных работ (нефизических работ или работ, связанных с санитарным или бытовым обслуживанием), а также привлечение женщин к подниманию и перемещению тяжестей, масса которых превышает установленные для них предельные нормы, в соответствии с перечнем тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда,
предельных норм подъема и перемещения тяжелых предметов.
Установлены следующие предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами:
- предельно допустимое напряжение для женщин при перемещении и подъеме при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) составляет - 10кг;
- перемещение и подъем грузов постоянно на протяжении рабочей смены – 7кг;
- суммарная масса тяжести, которую перемещает женщина на протяжении каждого часа рабочей смены, не должна превышать: с рабочей поверхности -350 кг, с пола – 175кг.
Запрещается привлекать беременных женщин и матерей, которые кормят грудью, а также женщин, которые имеют детей возрастом до 3 лет к работам в ночное время (с 22 до 6 часов), сверхурочным работам, работам в выходные дни и направлять в командировку.
Не могут привлекаться к сверхурочным работам или в командировки без согласия женщины, которые имеют детей в возрасте от 3 до 14 лет, или детей инвалидов. За женщинами сохраняется право на период беременности перевода на легкий труд с сохранением среднего заработка на прежнем месте работы.
Кроме отпуска по беременности и родам (70 дней до и 56 после), женщине, по ее заявлению, предоставляется частично оплачиваемый отпуск по достижению ребенком возраста трех лет. На период отпуска сохраняется прежнее место работы (должность) и выплачивается помощь по социальному страхованию.
Кормящие матери и женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет, имеют право на дополнительный перерыв в работе для кормления ребенка не менее чем через три часа продолжительностью не менее 30 мин. Указанные перерывы включаются в рабочее время, и оплачивается средний заработок.
Не допускается отказывать в приеме на работу женщинам беременным и имеющих детей в возрасте до трех лет. Не допускается увольнение беременных женщин и женщин, имеющих детей до 14 лет или детей инвалидов по инициативе предприятия (кроме ликвидации предприятия, но с обязательным трудоустройством).
Не допускается привлечение несовершеннолетних к трудуна тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, к ночным и сверхурочным работам в выходные дни, а также к подъему и перемещению тяжестей, масса которых превышает граничные нормы, а также для выполнения работ с вредными и опасными условиями труда.
Несовершеннолетними считаются лица, не достигшие 18-летнего возраста. Лица, не достигшие 16-летнего возраста, на работу не принимаются. В исключительных случаях (если в семье недостаток, если подросток единственный кормилец) с разрешения комитета профсоюза и комиссии по делам несовершеннолетних могут быть приняты на работу 15-летние. Несовершеннолетние в возрасте до 18 лет проходят обязательное медицинское освидетельствование при приеме на работу.
Не допускается увеличение продолжительности труда по инициативе администрации.
Согласно ДНАОП 0.03-3.29-96 "Граничні норми підіймання і переміщення вантажів неповнолітніми" для девочек 16-17 лет – 5,6-6,3 кг, для мальчиков 16-17 лет – 11,2-12,6 кг. Время переноса тяжестей несовершеннолетними должно составлять не более 1/3 рабочего времени (при граничной массе). Подростки в возрасте до 16 лет к переноске тяжестей не допускаются.
Ежегодный отпуск несовершеннолетним предоставляется продолжительностью один календарный месяц в летний период или в другой период года по их желанию (ст.75 КЗоТ). Запрещается увольнять несовершеннолетних по инициативе работодателя без предварительного согласия районной (городской) комиссии в делах несовершеннолетних.
Предприятия, которые используют труд инвалидов, обязаны создать для них условия труда с учетом рекомендаций медико-социальной комиссии и индивидуальных программ реабилитации. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время не допускается.
1.2.3. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ НА ПРЕДПРИЯТИИ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОТДЫХА. ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ ЗДОРОВЬЯ РАБОТНИКА
Продолжительность рабочего времени на предприятии определяется КЗоТ и устанавливается внутренним распорядком предприятия.
Нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю. Для работников, которые выполняют работы с вредными и опасными условиями труда устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю. Сокращенная продолжительность недели устанавливается и для несовершеннолетних:
- в возрасте от16 до 18 лет – 36 часов в неделю;
- в возрасте от15 до 16 лет и учеников в возрасте от14 до 15 лет, которые работают в период каникул – 24 часа в неделю.
Неполный рабочий день устанавливается для беременных женщин, а также женщин, которые имеют детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида по медицинскому заключению. Оплата труда при этом производится за отработанное время или за выполненную работу. Запрещено проведение на предприятии сверхурочных работ.
Проведение сверхурочной работы допускается в следующих случаях:
- ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, необходимой обороны страны;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций, нарушающих нормальное функционирование транспорта, отопления, освещения, канализации, водоснабжения и газоснабжения, связи и т.д.;
- необходимость проведения работ, которые нарушают ритмичную работу предприятия и могут привести к его остановке;
- проведение работ, которые не могут быть проведены в другое время, в том числе грузоподъемных работ;
- при непрерывном цикле технологического процесса, когда не явился на работу сменщик.
Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника четыре часа на протяжении двух дней подряд и 120 часов в году.
Время отдыха рабочих регулируется КЗОТ и Законом Украины «Об охране труда».
Работники имеют право:
- на праздничные дни;
- на выходные дни (при пятидневной рабочей неделе два выходных в неделю, при шестидневной неделе – один выходной день), общим выходным днем является воскресенье.
Обязательным является перерыв для отдыха и питания в течение рабочего времени, он устанавливается, как правило, через четыре часа после начала работы. С учетом режима работы предприятия и характера интенсивности труда (тяжести работы, наличие профессиональных вредностей) вводятся дополнительные перерывы в строгом соответствии с нормативными актами; продолжительность очередного годичного отпуска не должна быть менее 28 календарных дней.
Право на дополнительный отпуск имеют согласно КЗоТ:
- работники с ненормируемым рабочим днем;
- работники, выполняющие работу в местах со сложными метеорологическими и географическими условиями, повышенного риска для здоровья;
- работники, занятые на вредных условиях труда;
- как поощрение работникам за выполнение государственных и общественных обязанностей;
- при увечье и временной не трудоспособности, беременности и родах, по уходу за ребенком;
-без сохранения заработной платы по уважительной причине.
Ст. 46 Конституции Украины закреплено право работников на социальную защиту, что включают обеспечение при потере трудоспособности, инвалидности и т.д.
Согласно Законодательству ст.5 [1] все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию от несчастного случая и профзаболеваний.
Страхование от несчастных случаев и возмещение ущерба, причиненного работнику в результате повреждения его здоровья или в случае смерти работника, осуществляется Фондом социального страхования от несчастных случаев согласно Закона Украины „Об общеобязательном государственном социальном страховании…”.
Фонд социального страхования является юридическим лицом и не коммерческой организацией. Управление фондом осуществляется на паритетных началах государством, представителями застрахованных хозяйств и работодателей.
Выплата помощи пострадавшим производится по постановлению управления фонда «Об утвержденном перечне назначения и осуществления страховых выплат пострадавшим (членам их семей)» №7 от 31.01.2002г. Перечень профессиональных заболеваний утвержден Кабинетов Министров Украины от 08.11.2000г., №1662.
Страховые выплаты фонда социального страхования:
- страховые выплаты утраченного заработка в зависимости от степени потери потерпевшим профессиональной трудоспособности (ежемесячная страховая выплата);
- страховые выплаты в установленных случаях единовременного пособия потерпевшему (членам его семьи или на иждивенцев умершего).
- страховые выплаты по инвалидности потерпевшему;
- страховые выплаты пенсии в связи с потерей кормильца;
- страховые выплаты ребенку, родившемуся инвалидом, вследствие травмирования или профзаболевания на производстве его мастери во время беременности;
- страховые выплаты на медицинскую и социальную помощь.
Степень потери профессиональной трудоспособности потерпевшим устанавливается методико-социальными экспертными комиссиями (МСЭК) с участием Фонда. Степень травмирования определяет и процент профессиональной трудоспособности, что учитывается при назначении страховых выплат потерпевшему.
Отделение исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев рассматривает дело о страховых выплатах на основании заявления потерпевшего или застрахованных лиц при наличии необходимых документов и принимает решение в десятидневный срок.
Оплата помощи в связи с временной нетрудоспособностью первых пяти дней временной нетрудоспособности назначается за счет средств работодателя по месту работы застрахованного лица в размере 100 процентов потерянной средней заработной платы за рабочие дни (часы) согласно с графиком работы, что попадают на дни временной нетрудоспособности.
Наступление права застрахованной личности на единовременную помощь:
1. одноразовая помощь потерпевшему назначается при установлении МСЕК стойкой потери профессиональной трудоспособности;
2. право на получение потерпевшему одноразовой помощи наступает со дня установления ему МСЕК стойкой потери профессиональной трудоспособности.
Документы, которые подаются для назначения единовременной помощи:
а) заявление потерпевшего;
б) акт о несчастном случае, форма Н-1 (если произошел несчастный случай, а не профессиональное заболевание);
в) акт расследования несчастного случая, форма Н-5 (если такой составлялся);
г) акт расследования профессионального заболевания, форма П-4 (если установлено);
д) решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве или профессионального заболевания (если было заседание суда по этому вопросу);
е) вывод МСЭК о степени потери профессиональной трудоспособности;
ж) справка о средней заработной плате (доходе) потерпевшего;
з) копия трудовой книжки, которая должна быть заверена страховщиком.
Начисление суммы единовременной помощи.
В случае стойкой потери профессиональной трудоспособности, установленной МСЭК, Фонд проводит единовременную страховую выплату потерпевшему, сумма которой определяется из расчета средней заработной платы (дохода) потерпевшего за каждый процент потери потерпевшим профессиональной трудоспособности, но не выше четырех кратного размера предельной суммы заработной платы (дохода), с которой изымаются в Фонд.
Наступление права застрахованного на ежемесячную страховую выплату.
1. Ежемесячная страховая выплата потерпевшему назначается при установлении ему МСЭК стойкой потери профессиональной нетрудоспособности.
2. Право на получение потерпевшему ежемесячной страховой выплаты наступает со дня установления ему МСЭК стойкой потери профессиональной нетрудоспособности.
В случае смерти потерпевшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания размер одноразовой помощи его семье должен быть не меньше, чем заработная плата потерпевшего за пять лет и, кроме этого, не менее, чем годовой заработок потерпевшего на каждое лицо, которое пребывало на его содержании, а также на его ребенка, который родился на протяжении не больше, чем десяти месячного срока после смерти потерпевшего.
Лица, которые имеют право на единовременную помощь:
- дети, которые не достигли 16 лет; дети с 16 до 18 лет, которые не работают или старше, чем этот возраст, но из-за недостаточного физического или умственного развития сами не в состоянии зарабатывать; дети, которые являются учащимися, студентами (курсантами, слушателями, стажерами) дневной формы обучения, не достигшие 23 лет;
- женщины, которые достигли 55 лет, и мужчины, которые достигли 60 лет, если они не работают;
- инвалиды – члены семьи потерпевшего;
- несовершеннолетние дети, на содержание которых умерший выплачивал или был обязан выплачивать элементы;
- нетрудоспособные лица, которые не перебывали на содержании погибшего, но имеют на это право (независимо от того вместе они проживают или отдельно).
Право на получение одноразовой помощи имеет также жена (муж) или один с родителей умершего или другой член семьи, если он не работает и смотрит за детьми, братьев, сестер или внуков потерпевшего, которые не достигли 8-летнего возраста.
При расчете размера страхового взноса для каждого предприятия фондом социального страхования от несчастных случаев, при условии достижения высокого уровня охраны труда и отсутствия травматизма может быть установлено снижение или, на оборот, повышение страхового взноса при высоком уровне травматизма (ст.25).Раздел 1.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА
В целях качественного государственного контроля за выполнением должностных (служебных) обязанностей в Украине создана система государственного надзора и общественного контроля в области охраны труда. Государственный надзор за соблюдением законодательных и других нормативных актов согласно ст. 38 [1] Законодательства, осуществляют (рис 1.3.1):
• специально уполномоченный государственный орган исполнительной власти по надзору за охраной труда;
• специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;
• специально уполномоченный государственный орган пожарной безопасности;
• специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.
Органы надзора не зависят от хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций, Советов народных депутатов.
Деятельность органов государственного надзора за охраной труда регулируется Законом „Об охране труда”, и Законами Украины: „Об использовании ядерной энергии и радиационной безопасности”, „О пожарной безопасности”, „Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения”, другими нормативно правовыми актами и положениями об этих органах, которые утверждены Президентом Украины или Кабинетом Министров Украины.
Должностные лица органов госнадзора за охраной труда (государственные инспекторы) имеют право:
- беспрепятственно посещать подконтрольные предприятия (объекты), производства физических лиц, которые согласно с законодательством используют наемный труд, и, осуществлять в присутствии работодателя или его представителя проверку выполнения законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;
- получать от работника и должностных лиц письменные или устные объяснения, выводы экспертных обследований, аудитов, материалы и информацию по необходимым вопросам, отчеты о состоянии и причинах допущенных нарушений законодательства и принять меры по их устранению;
- выдавать в установленном порядке работодателям, руководителям и другим должностным, юридическим и физическим лицам, которые соответственно законодательству используют наемный труд, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, Раде министров Автономной Республики Крым, местным государственным органам и органам местного самоуправления обязательные для выполнения предписания (распоряжения) по устранению нарушений и недочетов в отрасли охраны труда, охраны недр,
безопасной эксплуатации объектов повышенной опасности;
- запрещать, останавливать, предотвращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств, исполнение отдельных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или останавливать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работников;
- привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательных и нормативных актов по охране труда;
- направлять собственникам, руководителям предприятий представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы в органы прокуратуры для привлечения к уголовной ответственности.
Органы надзора устанавливают порядок разработки и утверждения собственниками положений, инструкций и других актов по охране труда, разрабатывают типовые документы.
Должностные лица государственного надзора за охраной труда являются государственными служащими, и на них распространяется действие Закона Украины „О государственной службе”. Они несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.
Высший надзор за выполнением Законодательно-нормативной базы в Украине осуществляет Генеральный прокурор Украины и местные прокуратуры.
Собственник обязан создать необходимые условия для работы представителям государственного надзора за охраной труда.
Общественный контроль за охраной труда
Согласно ст. 41 [1] на предприятиях осуществляются общественный контроль за выполнением законодательства по охране труда.
Общественный контроль за соблюдением законодательства по охране труда осуществляют:
- профессиональные союзы, их объединение в лице своих выборных органов и представителей;
- трудовые коллективы через своих уполномоченных;
- комиссия по вопросам охраны труда предприятия.
Профессиональные союзы в своей работе руководствуются „Положением о профессиональных союзах” и осуществляют общественный контроль за выполнением собственником законодательства по охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, необходимых производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты.
Профсоюзы имеют право: беспрепятственно проверять состояние условий и безопасности труда на производстве, выполнение коллективного договора. В случае угрозы жизни работников профессиональные союзы имеет право требовать от работника немедленной остановки работ на рабочем месте, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровья работников.
Профессиональные союзы имеют право на проведение независимой экспертизы условий труда, а также объектов производственного предназначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам об охране труда, брать участие в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и давать свои выводы,
вносить работодателям, государственным органам управления и надзора представления по вопросам охраны труда и получать от них аргументированный ответ.
При отсутствии профессионального союза на производстве общественный контроль по выполнению законодательства по охране труда осуществляют уполномоченные трудовых коллективов.
Ст. 42 Законодательства определяет права и обязанности уполномоченных трудовых коллективов по вопросам охраны труда. В своей работе они руководствуются «Типовым положением о работе уполномоченных трудовые коллективов по охране труда» (Госнадзор охраны труда от 28.12.1993г, №136). Уполномоченные трудовых коллективов по охране труда избираются простым большинством голосов на общем собрании (конференции) коллектива производства, цеха.
Уполномоченные трудовых коллективов имеют право:
- беспрепятственно проверять состояние безопасности, гигиены труда, соблюдение работниками правовых и нормативных актов;
- вносить в специально отдельную книгу обязательные для собственника вопросы по устранению нарушений;
- требовать от руководителя участка прекращения работы в случае обнаружения нарушений, представляющих угрозу для жизни работающих;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на предприятии;
- вносить обязательные для рассмотрения работодателей предложения по устранению выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда;
- вносить предложения о привлечении к ответственности работников, нарушающих охрану труда;
- быть избранным в состав комиссии по вопросам охраны труда;
- быть представителем трудовых коллективов по вопросам охраны труда в районных, городских, окружных и товарищеских судах.
Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда от работы на предвиденный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.
Не могут быть ущемлены какие-либо законные интересы работников в связи с выполнением ими обязанностей уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда, их увольнение или привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности осуществляется только с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.
Лица, препятствующие выполнению работы уполномоченных трудовых коллективов по охране труда, несут ответственность согласно Законодательству Украины.
Если уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда считают, что профилактические меры, выполненные работодателем, являются не достаточными, они могут обратиться за помощью к органам государственного надзора по охране труда.
Они также имеют право принимать участие и вносить предложения во время инспекторских проверок предприятия.
Согласно ст.16 [1], на предприятиях с целью обеспечения участия работников в решении вопросов безопасности, гигиены труда и производственной санитарии по решению трудового коллектива (с числом работающих более 50 человек) может быть создана комиссия по охране труда.
В комиссию входят:
- представитель работодателя;
- представитель профсоюза;
- уполномоченные трудовых коллективов;
- специалисты по охране труда, гигиене и других служб.
Комиссия по охране труда является постоянно действующим коллективным органом трудового коллектива и работодателя. Решение комиссии носит рекомендательный характер.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Законодательством по охране труда и „Типовым положением о комиссии по вопросам охраны труда на предприятии”.
Комиссию возглавляет председатель, выбранный на заседании комиссии. Члены комиссии выполняют свои обязанности на общественных началах, на период проверок освобождаются от работы с сохранением среднего заработка. Комиссия проводит заседание не реже чем 1 раз в квартал, комиссия отчитывается о своей работе на общем собрании коллектива не реже чем один раз в год.
Совместные рекомендации государственных органов и профсоюзов о выполнении требований охраны труда должны быть решены в коллективном договоре (соглашении, трудовом договоре).
Коллективный договор (соглашение) является наиболее важным документом в системе нормативного регулирования взаимоотношений между собственником (уполномоченным им органом) и работниками по первоочередным социальным вопросам, в том числе, вопросам охраны труда. Коллективный договор заключают на общем собрании трудового коллектива (ежегодно) и является двухсторонним документом и содержит требования не только к собственнику, но и к работникам в выполнении требований охраны труда.
Рис. 1.3.1. Органы надзора и контроля за охраной труда.
В коллективном договоре включен раздел охраны труда, который должен содержать вопросы:
- улучшение условий труда (раздел промсанитарии и гигиены труда);
- внедрение новой техники и передовых технологий (раздел безопасности труда);
- решение важнейших социальных вопросов (социальный раздел).
Выполнение раздела охраны труда должно быть подтверждено финансированием каждой статьи мероприятий и сроков их выполнения. Коллективный договор обязателен к исполнению сторон. Раздел 1.4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.4.1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
1.4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ПРОИЗВОДСТВЕ
1.4.3 ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ
1.4.4. ОБУЧЕНИЕ И ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
1.4.5. ВИДЫ ИНСТРУКТАЖЕЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПОРЯДОК ИХ ПРОВЕДЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ УКРАИНЫ
1.4.6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
1.4.7. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА