Производственные факторы, неблагоприятно влияющих на организм женщин. Охрана труда женщин в законодательных и других нормативных правовых актах Республики Беларусь

БЛОК 12

ТЕМА: «ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА. ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН»

Номер учебного элемента (УЭ) Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного материала
УЭ – 0 Интегрирующая цель: в процессе учебной работы вы должны сформировать понятие об особенностях функционирования организма человека в процессе трудовой деятельности, особенностях гигиены труда женщин. Тема и цель пишется на доске
УЭ – 1 Проверка изученного материала Входной контроль (16 баллов) Цель: проверить себя как усвоил материал по теме «Освещения производственных помещений». ЗАДАНИЕ 1 (5 баллов) Что такое Статическое электричество, какие величины ее характеризуют? ЗАДАНИЕ 2 (6 баллов) На какие виды делятся средства коллективной защиты от статического электричества по принципу действия? Опишите их. ЗАДАНИЕ 3 (5 баллов) Опишите воздействие ионизирующих излучений на организм человека.   Работайте самостоятельно, без помощи учебной литературы и конспекта. Время выполнения 20 минут. Контроль преподавателя.
УЭ – 2 Углубление материала Цель: углубить знания об освещении производственных помещений. ЗАДАНИЕ 1 (4 балла) Дайте определения понятиям:энергетические затраты на мышечную работу, работоспособность человека, утомление, эргономика. ЗАДАНИЕ 2 (6 баллов) Что такое физиология труда? ЗАДАНИЕ 3 (6 баллов) Опишите охрану труда женщин в законодательных и других нормативных правовых актах Республики Беларусь. ЗАДАНИЕ 4 (5 баллов) Опишите нормы подъема грузов. Запишите в тетрадь дату и название изучаемой темы. По ходу урока конспектируйте основные моменты вопросов; записывайте номера УЭ, номера заданий и количество заработанных баллов по каждому заданию. На выполнения задания отводится 13 минут. Проводите самоконтроль и взаимоконтроль

УЭ – 3 Закрепление углубленного материала Выходной контроль (8 баллов) Цель: проверить усвоение углубленного материала. ЗАДАНИЕ 1 (3 балла) Что такое профотбор? С какой целью его проводят? ЗАДАНИЕ 2 (4 балла) Как изменяется работоспособность человека? ЗАДАНИЕ 3 (1 балл) Составьте вопрос по теме занятия. Работайте индивидуально 15 минут, после чего произведите взаимоконтроль.
УЭ - 4 РЕЗЮМЕ (4 балла) Цель: проверить усвоение изученного материала по теме занятия. ЗАДАНИЕ 1 (2 балла) Как можно классифицировать деятельность человека по характеру выполняемых функций? ЗАДАНИЕ 2 (2 балла) Какие факторы должны учитываться при оценке работоспособности для предупреждения травматизма? 2–3 минуты фронтальный опрос
УЭ - 5 РЕФЛЕКСИЯ Усвоил материал (+) Усвоил частично (±) Не усвоил (-) 2–3 минуты
Количество баллов за правильные ответы Оценка Отметка
49-42 Отлично, превосходно 10-9
41-37 Молодец, хорошо 8-7
36- 29 Удовлетворительно 6-5
Могло быть и лучше
Менее 27 К сожалению, вы недостаточно усвоили тему урока. Вам необходимо дополнительно поработать над вопросами блока 3-2-1

ТЕМА 2.7: «ОСНОВЫ ГИГИЕНЫ ТРУДА. ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН»

Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда. Особенности функционирования организма человека в процессе труда. Пути снижения зрительной, умственной и физической утомляемости рабочих и повышения производительности труда. Рациональная организация рабочих мест.

Производственные факторы, неблагоприятно влияющих на организм женщин. Охрана труда женщин в законодательных и других нормативных правовых актах Республики Беларусь.

Нормы подъема тяжестей

Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда. Особенности функционирования организма человека в процессе труда. Пути снижения зрительной, умственной и физической утомляемости рабочих и повышения производительности труда. Рациональная организация рабочих мест.

Гигиена труда - комплекс мер и средств посохранению здоровья работников, профилактике неблагоприятных воздействий производственной среды и трудового процесса.

Деятельность человека с позиции безопасности труда целесообразно рассматривать как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем: «человек» и «производственная среда». Опасности, формируемые подсистемой «человек (организм, личность)», определяются антропометрическими, физиологическими, психофизическими и психологическими возможностями человека выполнять производственную деятельность.

Доказано, что с совершенствованием техники и технологии, повышением их надежности и безопасности роль человеческого фактора будет возрастать, поскольку на общем фоне технических поломок и происшествий значимость ошибки человека при принятии решения будет приобретать все больший масштаб.

Согласно имеющимся данным, примерно 20-30% отказов в работе технических систем прямо или косвенно связаны с ошибками человека, 10-15% всех отказов непосредственно связаны с ошибками оператора.

Деятельность человека носит самый разнообразный характер. По характеру выполняемых человеком функций его деятельность можно объединить в три основные группы: физический труд, механизированные формы физического труда, умственный труд.

Физическая тяжесть работы определяется энергетическими затратами в процессе трудовой деятельности. В соответствии с ГОСТ 12.1.005, а также СанПиН 9-80-98 физические работы подразделяются на следующие категории: легкие, средней тяжести и тяжелые.

Энергетические затраты на мышечную работу - это затраты энергии на мышечную работу в процессе труда (сверх уровня покоя и независимо от влияния эмоций, связанных с работой, температуры воздуха и других факторов среды). Они определяются суммой затрат энергии на поддержание рабочей позы и собственно на выполняемую мышцами механическую работу.

При оценке тяжести физического труда используются показатели динамической и статической нагрузки. Динамическую нагрузку определяют величиной внешней физической работы или мощностью усилия за смену, а статическую - в ньютонах.

При оценке напряженности умственного труда используют такие показатели, как внимание, напряженность зрительной работы и слуха, монотонность труда.

Любая трудовая деятельность протекает во времени с разной интенсивностью и определяется работоспособностью.

Работоспособность человека - это умение поддерживать заданный уровень деятельности в течение определенного времени.

Период устойчивой работоспособности является важнейшим показателем выносливости человека при данном виде работы и заданном уровне ее интенсивности.

Понижение работоспособности, возникающее в результате выполнения той или иной работы, и комплекс ощущений, связанных с этим, называется утомлением. Наиболее быстро утомление наступает при монотонной работе, при частом повторении однообразных движений, когда нагрузка приходится на ограниченную группу мышц.

Работоспособность человека меняется в течение суток.

При этом выделяются три основных суточных периода: с 6 до 15 ч - период постепенного повышения работоспособности, 15-22 ч - период максимальной работоспособности и 22-6 ч - период существенного снижения работоспособности. Работоспособность достигает своего максимума в 18 ч и минимальна в 3 ч.

Наблюдается изменение работоспособности по дням недели. Фаза нарастающей работоспособности характерна для понедельника, высокой работоспособности - для вторника, среды и четверга, развивающегося утомления - для пятницы и особенно субботы.

Наряду с монотонностью труда, отрицательным образом на работоспособность человека влияет гиподинамия. При этом из-за ограничения двигательной активности изменяются многие нервно-мышечные функции организма.

Работа в ночное время приводит к рассогласовыванию внешнего и внутреннего ритмов, что вызывает нервные расстройства, сопровождающиеся в первую очередь нарушением сна, снижением внимания и скорости реакций.

Все эти факторы должны учитываться при оценке работоспособности человека и для предупреждения травматизма.

Антропометрические характеристики человека определяются размерами тела человека и его отдельных частей. Учет антропометрических характеристик является обязательным условием безопасности труда, так как они позволяют рассчитывать пространственную организацию рабочего места, устанавливать зоны досягаемости и видимости, размеры конструктивных параметров рабочего места и приспособлений (высота, ширина, длина, глубина и т.д.).

Эти вопросы рассматриваются эргономикой - наукой, которая занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности человека в системе «человек - машина» с целью оптимизации орудий, условий и процессов труда. Общие эргономические требования к производственному оборудованию регламентируются ГОСТ 12.2.049.

Физиология труда рассматривает функционирование человеческого организма в процессе трудовой деятельности и вырабатывает принципы и нормы, способствующие улучшению и оздоровлению условий труда.

Все виды деятельности человека совершаются при участии определенных групп мышц, которые, сокращаясь, совершают ту или иную работу. Работа мышц осуществляется под влиянием импульсов, поступающих от головного мозга. Работа мозга основывается на постоянном приеме и анализе информации о характере, свойствах внешней среды и внутренних систем организма, их соответствии. Этот процесс осуществляется при помощи ана­лизаторов - подсистем центральной нервной системы, обеспечивающих прием, передачу и первичный анализ поступающих сигналов.

Функционирование разных анализаторов существенно меняется под влиянием неблагоприятных условий. Низкие и высокие температуры, вибрации, перегрузки, невесомость, слишком интенсивный поток информации и ее недостаток, утомление, вызванное длительной работой или неблагоприятными условиями, состояние стресса все эти факторы вызывают различные изменения характеристик анализаторов, а следовательно, и ответных реакций человека.

Любая трудовая деятельность предполагает участие высших психологических функций: внимания, памяти и мышления, ощущения, восприятия, воображения. Работник, не обладающий в достаточной мере такими качествами, обычно допускает ошибки, следствием которых стано­вятся аварии, несчастные случаи, брак и пр.

Психический статус работника имеет большое значение для прогнозирования его поведения в аварийных ситуациях, которое характеризуется повышенной напряженностью (стрессом), сопровождающейся понижением работоспособности и устойчивости психологических функций.

Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является, прежде всего, неполнота информации. Нужна предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, которая позволяла бы компенсировать недостаток информации уверенностью в правильности своих действий, своем профессионализме. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, вырабатывающие умение использовать прежний опыт для успешных действий в условиях наличия неполной информации, формирующие способность быстрого переключения с одной поведенческой установки на другую и способность к прогнозированию последствий своих действий.

Большое значение для повышения безопасности производственной деятельности имеет профессиональный отбор. Профотбор - это специально организуемое исследование, основанное на четких количественных и: качественных оценках с помощью ранжированных шкал, позволяющих выявить и измерить присущие человеку свойства с тем, чтобы сопоставить их с нормативами, определяющими пригодность к данной профессии.

По своим психофизиологическим свойствам люди различаются, и это необходимо учитывать. Поэтому профессиональный психологический отбор специалистов ставит задачу выявить людей, у которых процесс обучения дает максимальный эффект при минимальном времени обучения, а личностные качества позволяют использовать их на работах с возможными нестандартными ситуациями.

Система «человек - машина» в своем развитии проходит три стадии: проектирование, изготовление и эксплуатацию. Правильный и обоснованный учет человеческого фактора на каждой стадии способствует достижению мак­симальной эффективности и безопасности функционирования этой системы.

Производственные факторы, неблагоприятно влияющих на организм женщин. Охрана труда женщин в законодательных и других нормативных правовых актах Республики Беларусь.

Проблема охраны труда и здоровья женщин в республике является актуальной, так как они в общей численности работающих составляют около 53%. Причем 2/3 из них находятся в репродуктивном возрасте. В настоящее время около 130 тыс. женщин заняты на работах с неблагоприятными условиями труда. Многие химические, биологические и физические факторы производственной среды оказывают негативное воздействие на женский орга­низм. Особенно опасен контакт работающих женщин с вредными веществами и физическими факторами в период беременности, так как в это время значимость воздействия производственных факторов на организм существенно возрастает.

Особенности регулирования труда женщин регламентируются Трудовым кодексом РБ.

Наши рекомендации