Виды классификации и основные классификаторы продукции, товаров и услуг
Классификация – разделение заданного множества товаров по определенным признакам.
Принципы:
· Установление цели
· Выбор метода
· Установление числа класс.признаков
Классифицируется:
· По назначению
· По технологии
Правило классификации
· По распределению объектов
· По отдельным категориям, от высших в низшим
На каждой ступени – только один признак
Ступени: раздел, класс, группа, вид.
Объект – элемент классифицированного множества (товар). Признак классификации – свойства или характеристика объекта по которому характеризуется классификация (назначение, сырьевой признак, технологический, рецептурный, компоненты, структурные признаки). Признаки могут иметь качественные и количественные выражение. Различают 2 разновидности метода классификации:
1. иерархический метод - последовательное разделение множества объектов на подчененые классификационные группировки. Отличительная способность этого метода это тесная связь между отдельными классами методами выделяемые через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа положена ступень классификации. Опр: ступень классификации – этап классификации при иерархическом методе в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключается в разных признаках. По этому выбор основополагающих признаков ответственная операция деления множества от которой во многом зависит конечный результат. В основу этого выбора должно быть положена целевое назначение классификации. Количество признаков и ступеней определяют глубину классификации. Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификая через чур грамотка и запутана. Многие низкие ступени дублируют друг друга обычно она не превышает 10. 2. фасетный метод – параллельное разделение множество объектов на независимые классификационные группировки. Особенностью этого метода яв-ся то, что разные признаки не связаны между собой. Фасетная система отличается гибкостью, вожмозностью ограничивать число признаков и группировок, что создает определенное удобство при использование ее. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок. Иерархический метод: преимущества: возможность выделения общностью и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность. Недостатки – при большой глубине: чрезмерная громоскость, высокие затраты: иногда не обоснованы, трудность применения при не большой глубине: информационная не достаточность, не полный обхват объектов и признаков. Фасетный метод преимущества – гибкость системы, удобство использования, возможности ограничения кол-ва признаков без утраты достаточности охватов объектов. Недостатки – не возможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках. Правила классификации предназначены для выбора разновидности метода и признаков по которым осуществляется деления множества на подмножества. Важнейшим правилом для иерархического и фасетного метода яв-ся выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее цельного назначения. Правила классификации объектов при иерархическом методе: 1. деление множества следует начинать с наиболее общих признаков. 2. на каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа. 3.разделение объектов должно осуществляется последовательно от большего к меньшему, от общего к частному. 4. необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины.
Задачи: Создаёт условия для планирования и учёта товаров, составления заказов в торговле; Помогает рационально организовывать торговлю; Облегчает изучение потребительских свойств однородных групп товаров; Помогает выявить групповые характеристики качества товаров, формирует общие требования к ним; Помогает разрабатывать общие методы испытаний, а также организовывать контроль за качеством товаров; Позволяет оценивать полноту каждого классификационного звена, а также помогает определить направления развития ассортимента; Помогает внедрять автоматизированные системы управления; Помогает организовать рациональное хранение товаров.
Признаки классификации: Назначение товаров, исходные материалы для её производства, единство процессов её производства, физико-химические свойства, конструкция, половозрастное назначение, модель, фасон изделия, отделка изделия, размерные показатели, сезон использования.
2. Ассортимент товаров: понятие, виды, основные факторы формирования.
Ассортимент товаров – совокупность товаров, объединенных по признакам, характеристикам сходства товара или единообразия удовлетворения общественных или личных потребностей.
Ассортимент представляет собой подразделение множества на отдельные подмножества, детализирующее более общий признак.
Подразделение множества на подмножества является основой построения любых эксплуатационных услуг. Товары, объединенные по сходному происхождению подразделяют на товары природного и производственного происхождения.
Производственное происхождение формирует промышленный ассортимент. Товары находящиеся в сфере обращения формируют торговый ассортимент.
Структура ассортимента.
Принцип построения – иерархический. Предполагает подчинение нижестоящих уровней вышестоящим. Геометрический способ изображения в виде пирамиды, которая строится сверху вниз.
В структуре ассортимента приняты следующие наименования: группа, подгруппа, вид, разновидности.
Формирование и управление ассортиментом.
Цель – удовлетворение потребительского спроса. Платежеспособность потребительского спроса формирует два важных параметра: количественный и качественный. Чем ниже уровень потребительского спроса тем выше количество и тем ниже качество.
Важнейшими формирующими факторами являются: обостренная конкуренция, которая потоянно воздействует на структуру ассортимента; ценовые характеристики; мода; мода; психология потребительского рынка; образовательный уровень, реклама.
Существует две ступени формирования ассортимента: стратегия (что делать?) и тактика (как делать?). Формирование позиций стратегии включает в себя следующие основные базовые компоненты: цель, стратегическое планирование, презентация, реализация, контроль мероприятий и текущих изменений, анализ результата с точки зрения выбранной стратегии.