Виды классификации и основные классификаторы продукции,товаров и услуг

Потребительские свойства товаров

Потребительские свойства товара:

1. Свойства социального назначения: востребованность товара потребителями, зависит от платежеспособности и общественных норм потребления. Кроме того, от сезона, стиля и моды.

2. Функциональные свойства: способность удовлетворять потребности покупателя. Делятся на три группы:

Показатели совершенства выполнения основной функции - полезный эффект потребления (качественные и количественные показатели);

Показатели универсальности - широта диапазона применения товара;

Показатели выполнения вспомогательных функций - характеристики товара при транспортировке, хранении, обслуживании и ремонте.

3. Надёжность товара в потреблении: способность товара полноценно выполнять свои функции в течение срока службы. Группы показателей надёжности:

Безотказность - способность непрерывно сохранять работоспособность в течение срока службы или наработки;

Показатели долговечности - срок службы и ресурс;

Ремонтопригодность - приспособленность изделия к обнаружению и ликвидации возможных повреждений и отказов. Во многом зависит от унификации применяемых компонент.

Сохраняемость - способность сохранять работоспособность после хранения или транспортировки (в днях и т.п.). Важна для определения срока гарантии.

4. Эргономические свойства: удобство и комфорт эксплуатации изделия на всех стадиях в системе "человек - товар - среда". Группы показателей эргономических свойств:

Гигиенические - влияние товара на человека в процессе эксплуатации: освещённость, запылённость, температура, влажность, гигроскопичность, шум, вибрация, возможность содержания товара в чистоте.

Антропометрические - соответствие товара и его элементов форме и массе человеческого тела: размер, вес.

Физиологические и психофизические - соответствие товара силовым, скоростным, энергетическим, зрительным, вкусовым, звуковым, вкусовым и обонятельным возможностям человека.

Психологические - соответствие товара имеющимся и формирующимся навыкам человека, т.е. его восприятию, мышлению и памяти.

5. Эстетические свойства: способность товара выражать свою социокультурную значимость, степень полезности и совершентсва в воспринимамых человеком признаках, такие как соответствие формы содержанию, стилю, моде, окружающей среде, пропорциональность и пр.

6. Экологические свойства: уровень вредных или полезных воздействий товара на окружающую среду при хранении, транспортировке и потреблении.

7. Безопасность потребления: характеризует безопасность использования товара. Виды безопасности: электрическая, химическая, механическая, пожарная, биологическая, транспортных средств.

8. Экономические свойства: расход материала для создания товара и топлива и энергии - в процессе потребления.

Контроль качества товаров в промышленности и торговле.

Контроль качества независимо от совершенства применяемых для этого методик предполагает прежде всего отделение хороших изделий от плохих. Естественно, что качество изделия не повышается за счет выбраковки некачественных. Отметим, что на предприятиях электронной промышленности из-за миниатюрных размеров изделий часто брак исправить вообще невозможно. Поэтому современные фирмы сосредотачивают внимание не на выявлении брака, а на его предупреждении, на тщательном контролировании производственного процесса и осуществляют свою деятельность в соответствии с концепцией “регулирование качества”. Понятие о сортности товаров. Под сортом продукции понимают ее градацию по одному или нескольким показателям качества. Чаще всего сорт устанавливают по наличию, размеру, местонахождению дефектов, иногда учитывают отклонения по физико-техническим показателям (ткани, фарфоровая посуда). Сорт обозначают порядковыми номерами – 1,2,3, иногда словами – высший сорт, экстра. Некоторые товары на сорта вообще не делятся (стеклянная, пластмассовая посуда, мебель, радиотовары и др.)

Предварительная отделка х/б и льняных тканей

Ассортимент включает чистохлопчатобумажные и смешанные (неоднородные) ткани, его можно подразделять по следующим признакам: вид ткани (ситцевые, бязевые, тиковые), волокнистому составу, способу прядения, видам переплетений (сатиновые, ворсовые), отделке и др. Обладают высокой прочностью, хорошими гигиеническими свойствами, пользуются устойчивым спросом населения. Для снижения сминаемости обрабатывают специальными препаратами или добавляют в смеску синтетические волокна.

По назначению:Бельевые ткани: нательное, постельное, столовое, белая спецодежда – бязи, миткали, специальные ткани, а также некоторые ткани из других групп – сатин, ситец, батист, полотенечные).

В бязевую подгруппу входят бязи и полотна. Полотна более грубые.Миткалевая подгруппа – мадаполам (имеет жёсткую отделку), муслин (мягкая), миткаль (полужёсткая), шифон и др.

Специальная: гринсбон, вырабатываемый переплетением ломаная саржа; тик-ластик атласного переплетения.Платьево-сорочеченые ткани:Ситцы – ткани полотняного переплетения из кардной однониточной пряжи.Бязи – плотные и тяжёлые ткани. Гладкокрашеные и набивные. Для производственной одежды.Сатины – ткани, выработанные сатиновым или атласным переплетением.

Платьевые. Летние - лёгкие и с хорошей воздухопроницаемостью, вырабатывают из грубяной пряжи. Майя, вольта, вуаль, батист.

Демисезонные. Более тяжёлые и плотные. Полотняные, саржевые, мелкоузорчатые переплетения. По назначению: платьевые (шерстянка, креп, плетёнка, пике) и сорочечные (поплин, репс, тафта).Зимние. Большая толщина, с одно- или двусторонним начёсом. Фланель, бумазея, байка.Ткани с комплексными нитями. Хлопковая основа. Мелкоузорчатые или жаккардовые переплетения.Одёжные. Используют для костюмов, пальто, плащей, спецодежды. Большая масса. Вырабатывают преимущественно из кардонной пряжи.Гладкокрашенные – ткани классического ассортимента: диагональ, репс, рогожка, саржа плащевая.Специальные ткани – для пошива спецодежды.Меланжево-пестротканная подгруппа. Трико.Зимние ткани. Брюки, куртки, лыжные костюмы.Подкладочные ткани. Для подкладки и отдельных деталей одежды. Коленкор, саржа рукавная, карманная ткань, тик-ластик.Матрацно-наволочные ткани. Тик наволочный, тик матрацный.Мебельно-декоративные ткани. По назначению: мебельные, драпировочные, портьерные, декоративные. Репс, плюш, гобелены.Штучные изделия – платки головные, платки носовые, полотенца.Хлопчатобумажные ткани подвергают опаливанию, отварке, отбеливанию, мерсеризации. Льняные ткани отваривают, кислуют, отбеливают.

9.8 предварительная отделка шерстяных и шелковых тканей.

Шерсть в зависимости от внешних признаков, строения, свойств подразделяют на следующие типы: пух, ость, мёртвый, переходный и кроющий волос. Шерстяные волокна характеризуются большей неоднородностью свойств (длиной, тониной, извитостью и т. п.), высоким уровнем гигиенических свойств, теплозащитностью, стойкостью к действию кислот и светопогоды. Однако обладают невысокой прочностью (особенно в мокром состоянии), невысокой стойкостью к действию щелочей, термическим воздействиям, при увлажнении дают усадку. Особое свойство шерстяного волокна – способность к свойлачиванию.

Шерстяные ткани вырабатываются из волосяного покрова животных (овец, коз, верблюдов, коров, кроликов и др.) полотняным, саржевым, мелкоузорчатым и сложным переплетениями.

Ассортимент подразделяется: по содержанию шерстяного волокна, по виду пряжи (камвольные и суконные), по назначению, по отделке (гладкокрашенные, отбеленные, набивные, пестротканые, меланжевые).

По назначению: платьевые; костюмные – крепы, трико, бостон, шевиот, диагональ, ткани костюмные; пальтовые – габардин, диагональ, фланель, букле, бобрик, сукно; штучные изделия – одеяла, пледы, платки, шарфы, покрывала, скатерти, палантины.

Вырабатываются из натурального шёлка, искусственных и синтетических волокнистых материалов полотняным, саржевым, атласным, мелкоузорчатым и жаккардовым переплетениями. Бывают гладкокрашенными, отбеленными, набивными, пестроткаными, с вытравленным ворсом, с устойчивым тиснением и др. Подразделяется по виду применяемого сырья, по составу сырья, по назначению.

По назначению:

Платьево-костюмные, сорочечные и плащевые ткани (креп-шифон, крепдешин, креп-жоржет, бархат платьевой, велюр-бархат). Разнообразны по волокнистому составу, строению, способу выработки и характеру отделки.

Отделка шерстяных тканей значительно отличается от отделки хлопчатобумажных и льняных, что объясняется особенностями строения и свойств шерстяного волокна. Шерстяные ткани опаливают, подвергают валке, декатируют (ткань обрабатывают паром, горячей и холодной водой).

Карбонизацию проводят только для чистошерстяных тканей для удаления оставшихся в них растительных примесей.

Ткани из натурального шелка отбеливают, оживляют (ткань обрабатывают слабым раствором органической кислоты). Некоторые костюмно-платьевые, ворсовые ткани утяжеляют, что способствует лучшей драпируемости.

Понятие о трикотаже

Трикотаж – полотно или изделие, состоящее из соединенных между собой петель.

Переплетениями в трикотаже называется порядок расположения и способ соединения петель, образуемый в процессе вязания. По способу образования петельного ряда различают трикотаж поперечновязанный и основовязаный. Переплетения обоих классов подразделяют на 3 группы: главные, производные и рисунчатые. Переплетения класса поперечновязанных: главные – гладь, ластик, двухизнаночный; производные – производная гладь и интерлок (двойной ластик). Переплетения класса основовязаных: главные – цепочка, трико, атлас; производные - сукно, шарме, интерлочное трико, интерлочный атлас.

Рисунчатые полотна вырабатывают на основе главных и производных. Широкое применение имеют платированные, жаккардовые, прессовые, ажурные и т. д.

Преимущество: мягкость, эластичность, упругость и растяжимость. Недостатки: лёгкая распускаемость.

Ассортимент трикотажных полотен группируют по следующим признакам – назначению, волокнистому составу, отделке, типам вязальных машин, особенностям строения, ширине и т. д.

Ассортимент трикотажных изделий в соответствии со стандартной классификацией подразделяется: по назначению, виду применяемого сырья, структуре трикотажных переплетений, способу изготовления, способу отделки и обработки изделий. По назначению: верхние, бельевые, чулочно-носочные, перчаточные, платочно-шарфовые и головные уборы.

По виду применяемого сырья получают изделия х/б, шерстяные, полушерстяные, шёлковые, полушёлковые, из искусственных волокон, из синтетических волокон, из смешанных волокон (например, искусственные и до 30% синтетические волокна, синтетические в смеси с другими волокнами). По способу производства различают изделия вязаные (регулярные и полурегулярные), кроеные и комбинированные. Процесс производства кроеных трикотажных изделий включает моделирование, раскрой, пошив и отделку. При пошиве используются как обычные швейные машины, так и специальные.

Отделка осуществляется обшивкой тесьмой, машинной и ручной вышивкой, кружевами, отделочными строчками и др.

Антропометрия стопы

Под размерно-полнотньм ассортиментом понимаются выраженные в процентах количественные соотношения обуви различных размеров и полнот в партии при производстве, отгрузках, поступлении, заказах. Размерный ассортимент показывает, в каком количественном соотношении вырабатывают и отгружают обувь того или иного размера. Полнотный ассортимент показывает соотношение обуви разных полнот в партии.

В условиях массового фабричного производства правильное построение размерно-полнотного ассортимента имеет большое значение для наиболее полного удовлетворения спроса населения на обувь различных размеров и полнот.

В 20—30-е гг. XX в., во время становления современной обувной промышленности и организации крупных обувных фабрик с многомиллионным выпуском обуви, сразу возникли проблемы с формированием ростовочного ассортимента обуви — РАО (этой общепринятой аббревиатурой будем обозначать и размерно-полнотный ассортимент). Необходимо было определить такое сочетание размеров и полнот выпускаемой обуви, которое должно максимально удовлетворить потенциального массового потребителя.

Теоретические основы размерно-полнотного ассортимента обуви разработаны проф. Ю.П. Зыбиным. Существенный вклад в их разработку внесли также сотрудники ЦНИИКП.Основой построения ассортимента явились данные массовых обмеров стоп населения, проведенных в различных районах страны. Обмерами в свое время было охвачено несколько десятков тысяч человек, они периодически повторяются.Распределение стоп по длине или другим размерным признакам выражают кривой нормального распределения (рис. 6.9), которая имеет характерную колоколообразную форму. Вершина кривой соответствует средней длине стопы Дст. Щр оси абсцисс (х) отложены длины стоп, а по оси ординат (у) — количество людей, имеющих соответствующую длину стопы. Левая и правая ветви кривой при большой численности выборки строго симметричны, т. е. являются как бы зеркальным отражением друг друга.

На практике часто возникает вопрос соотношения размера и полноты поставляемой импортной обуви по отношению к отечественной системе нумерации. В мире принято пять основных систем нумерации обуви:

1. Российская система соответствует международному стандарту ИСО (ISO) 3355-77. Номером обуви считается размер стопы, измеренный в миллиметрах, без учета декоративных припусков колодок, припуска на теплые носки и т. п. Длина стопы измеряется от самой выступающей точки пятки до наиболее выступающего пальца.2. Во французской системе размером обуви считается длина стельки. Единицей измерения служит штих, который равен 0,67 см. Длина стельки обычно больше длины стопы на так называемый функциональный припуск. В настоящее время он принят равным 10 мм.3. Английская система — дюймовая (1 дюйм = 2,54 см). Наименьший размер — 4 дюйма — стандартный размер ножки новорожденного ребенка. Нумерация последующих размеров идет через 1/3 дюйма от 0 до номера 13, а затем вновь от 1 до 13.4. Американская система аналогична английской, но нулевой размер в этой системе меньше, чем в английской, на 1/12 дюйма (2,1 мм). Нумерация идет также через 1/3 дюйма.5. Американская система для женщин еще больше сдвинута к началу измерения в сторону уменьшения и также имеет нумерацию от 1 до 13, но только для больших размеров.

Классифик пушно мех сырья

Пушно мех сырье явл сырьем звероводства или получ в рез-те охоты. Подраздел на 1 – пушное сырье – меховое сырье

В завис от времени заготовки – зимние виды – весенние виды.

Пушнину зимних видов добывают в зимний период когда волосяной покров шкур наиболее ценный и высокого кач-ва

К зимним видам относ – соболь-куница –норка- колонок- лисица – белка.

Пушнину весенних видов добывают в весенний и осени йпериод тк эти звери змой наход в спячке или уходят в норы. К весенним видам пушнины относ сурок- сусли – хомяк – крот

Меховое сырье. Невыделанные шкуры дом животных с хорошоразвитым волосяным покровом как и пушнину раздел на зимнию и весенние виды

К зимним видам мехового сырья –кролик- собака- кошки

К весенним видам –овца козлик- жеребка – сев олень.

Опоек- шкура теленка до 16 мес не освоившего растительную пищу с неленявшим волосяным покровом

Шкура морского зверя отност не выделанные шкурки.- тюлени- морские котики

В завис от возраста тюленя заготовка шкуры нескольких к разновидностей – белек(до 15 дней) –колаченок(от 15 дней до1 мес с утробным волосяным покровом но нах в стадии 1й линьки) – серка/сибарь(от 1 мес до 1 года со вторичным полностью перелинявшим волос покровом) –нерпа(шкура полувзрослого и взрослого тюленя. ) Дальнейшее подраздел шкур морского зверя и подраздел в завис от зоологич вида животного.

10.13Одним из основных факторов, предопределяющих высокую эффективность функциональных технологических процессов и минимальную длительность производственного цикла, является рациональное построение производственного процесса.

В скорняжно-пошивочном производстве можно выделить следующие подготовительные и основные производственные операции, каждая из которых выполняется отдельным производственным подразделением:

складские и вспомогательные работы по приемке и подготовке к производственной сортировке пушно-меховых и овчинных шкурок; производственная сортировка;

сортировка на стайки и наборка шкурок на изделия;

раскрой шкурок (шкур) и изготовление скроев женской и детской одежды, женских меховых уборов, меховой галантереи;

раскрой мужских головных уборов;

раскрой женских головных уборов;

раскрой подростковых и детских головных уборов и воротников;

раскрой прикладных и вспомогательных материалов;

изготовление подкладки головных уборов и пальто;

комплектование деталей меха, подкладки и прикладных материалов и их запуск в производство;

пошива женской и детской одежды, женских меховых уборов, меховой галантереи;

пошив головных уборов (мужских, подростковых, детских, женских);

сортировка, маркировка и упаковка меховых изделий и сдача их на склад готовой продукции.

Рациональное планирование производственных подразделений (цехов, участков) на основе взаимосвязи основных и вспомогательных технологических процессов и обслуживающих их цехов способствует максимальному использованию производственной мощности и производственных фондов предприятия, применению прогрессивных форм и методов организации труда, обеспечивает высокопроизводительный труд и выпуск изделий высокого качества.

_______________________________________

Виды классификации и основные классификаторы продукции,товаров и услуг

Классификаторы. Это официальный документ представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов, классифицированных группировок и объектов классификации. Структура классификатора предусматривает: 1 позицию – это наименование и код классификационной группировки или объекта классификации. 2 емкость классификатора это наибольшее число позиции которая может содержать классификатор. Резервная емкость классификатора это количество свободных позиций в классификаторе. Категория классификатора: это признак указывающий на принадлежность классификатора определенной группы в зависимости от уровня его утверждения и сфер применения. 1 общероссийский классификатор это гос классификатор утвержденный Госстандартом РФ для применения во автоматизированных системах управления (АСУ). 2 отраслевой классификатор это классификатор введенный в установленном порядке для применения в АСУ предприятий. Виды общероссийских классификаторов (ОК): 1 ОК – ОНХ отраслей народного хоз-ва. 2 ОК – ПО – предприятий орг-ий. 3 ОКП. 4 ОК – СТУ – стандартов технических условий. 5 ОК – УН услуг населении. ОК – ОНХ и ОКПО принимают при представлений статистических данных заинтересованные гос органы (ГОСКОМСТАТ). Для учета предприятий и организаций, численности работающих форм собственности. Классификация и кодирование товаров осуществляется с помощью ОКП. ОКП служит основой информационного обеспечения с учета промышленной сел-ой продукции. ВОКП товарная продукция систематизирована в виде классифицированных группировок и конкретных наименований продукции, также свода кода. ОКП состоит из 2х частей: 1 К – ОКП. 2 А – ОКП. КОКП – квалификационная часть – свод кодов и наименований классификационных группировок систематизирующих продукцию по определенным общим признакам в основном потребительского хор-ра. А – ОКП ассортиментная часть – свод кодов и наименований относящихся в определенной группировки и позволяющих идентифицировать продукцию, ее типы, марки идр элементы ассортимента. При построение квалификационной части используется иерархический метод классификации. Вся продукция распределена по наиболее существенным признакам на 5 ступеней классификации – класс – подкласс – группа – подгруппа – вид. Ассортиментная часть ОКП включает: наименование продукции конкретных марок – типа – размеры – сортамента – артикулов – моделей. В А – ОКП применяют все разновидности метода кодирования, но наиболее частой: это порядковый и серийно порядковый. Каждая позиция А – ОКП содержит 10и разрядный код изделий, 2х разрядное контрольное число (КЧ), наименование изделий по нормативному документу (гост, ост)

1.2 Ассортимент товаров: промышленный, и торговый. Характеристика основных признаков ассортимента (широта, полнота, глубина, степень обновления, структура)

Одной из важнейших товароведных характеристик товаров является ассортиментная характеристика, которая определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований. Ассортимент товара - перечень товаров, объединенных по какому-либо признаку и удовлетворяющие потребности человека. Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы: По месту нахождения: 1) торговый - перечень товаров, находящийся в торговой сети и в сфере обращения. В отличие от промышленного торговый ассортимент включает как правило, товары разных производителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций- изготовителей; 2) промышленный - ассортиментный перечень товаров, выпускаемый определенной отраслью промышленности или отдельным промышленным предприятием По широте охвата: 1) простой-ассортимент товаров, представленный такими видами, которые классифицируются не более чем по трем признакам; Такой ассортимент представлен небольшим количеством групп, видов и наименований товаров, которые удовлетворяют ограниченное число потребителей; 2) сложный - ассортимент товаров, предоставленный такими видами, которые классифицируются более чем по трем признакам; Данный ассортимент характеризуется значительным количеством групп, видов, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах; 3) марочный - набор товаров одного вида, но разных торговых марок. Такие товары могут удовлетворять как физиологические потребности, так и социальные, психологические. Это престижные марки автомобилей, одежды, обуви, духов; 4) развернутый - набор товаров, который включает подгруппы, виды, разновидности, относящиеся к 1 группе, но различающиеся между собой индивидуальными признаками; 5) сопутствующие - набор товаров, который выполняют вспомогательные функции и не относящиеся для данной группы товаров; 6) смешанный - набор товаров разных групп. По степени удовлетворения потребностей: 1) рациональный - набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений науки и техники; 2) оптимальный - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для производителя; Но: с максимальной пользой для потребителя при минимальной затрате на производство и доведение до потребителя. По характеру потребностей: 1) реальный - действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца; 2) прогнозируемый - набор товаров, который должен будет удовлетворять покупателя; Показатели ассортимента: 1) широта - количество видов, разновидностей, наименование товаров однородных и разнородных групп; 2) полнота - перечень товаров различных видов, разновидностей однородной группы; 3) устойчивость - способность товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары; 4) обновление (новизна) - способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров; 5) ассортиментный перечень - минимально - допустимые количества видов товаров повседневного спроса.

Наши рекомендации