Государственное регулирование АПК
Под государственным регулированием агропромышленного производства понимают экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение АПК.
Задачами государственного регулирования являются стабилизация и повышение эффективности агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности, улучшение продовольственного обеспечения населения, поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями, сближение уровней доходов работников сельского хозяйства и промышленности, защита отечественных товаропроизводителей.
Государственное регулирование агропромышленного производства осуществляется по следующим основным направлениям:
· дотирование производства продукции животноводства, поставляемой в федеральный и региональные продовольственные фонды;
· дотирование племенного животноводства, элитного семеноводства, производства гибридных семян кукурузы, подсолнечника и сахарной свеклы;
· компенсация части затрат на электрическую и тепловую энергию, приобретение топлива и смазочных материалов, минеральных удобрений и средств химической защиты растений;
· финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, содержанию ветеринарной сети;
· формирование и функционирование рынка сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
· поддержка инвестиционной деятельности, включая приобретение техники, сортовых семян и племенных животных;
· защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
· развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
· развитие социальной сферы села.
В условиях становления рыночных отношений экономическими рычагами государственного регулирования являются:
v цены - целевые, гарантированные (защитные), залоговые;
v налоги - льготные, дифференцированные;
v кредит - льготный, товарный, поддержка процента по ссудам коммерческих банков;
v бюджет - ссуды, компенсации, дотации, лизинг, финансирование некоторых мероприятий;
v интервенции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия - закупочные и товарные;
v страхование - частичная уплата страховых взносов;
v таможенные пошлины при экспорте и импорте сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
v аграрное законодательство.
Сегодня рыночные цены сложились на уровне, при котором производство практически всей продукции животноводства и отдельных видов продукции растениеводства убыточно, то есть рыночная цена ниже себестоимости. Отсюда возникает необходимость применения гарантированных цен, устанавливаемых органами государственной власти на уровне, обеспечивающем хотя бы минимально допустимую рентабельность производства.
Объемы реализации продукции по гарантированным ценам определяются на основе квот, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Размеры квот не должны превышать в среднем 50 % объема товарной продукции сельскохозяйственных предприятий. Если квоты установить на более высоком уровне, то будут потеряны рыночные стимулы, свернута рыночная активность товаропроизводителей. Изначальный смысл гарантированных цен в условиях рынка - оказать государственную поддержку предприятиям в случае, когда сбыт продукции по тем или иным причинам затруднен. Гарантированные цены целесообразно индексировать в зависимости от темпов инфляции.
На основе целевой цены определяются не только гарантированные цены, но и так называемые залоговые ставки, которые являются фиксированными и устанавливаются государством.
Под залог продукции сельскохозяйственное предприятие может получить бюджетные ресурсы и кредиты. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.
Использование гарантированных цен и залоговых операций позволяет сформировать государственные продовольственные ресурсы, осуществлять поддержку доходов товаропроизводителей и регулирование рыночной конъюнктуры по основным видам продукции (зерно, семена масличных культур, шерсть, продукция переработки).
Если рыночные (договорные) цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня или когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать товары из-за сокращения спроса на них, государство должно осуществлять закупочные интервенции. Закупочные интервенции по гарантированным ценам проводят в форме организации закупок и проведения залоговых операций. В результате предложение на рынке сокращается и рыночная цена стабилизируется.
Если уровень рыночных (договорных) цен повышается в условиях дефицита продукции сверх максимального уровня их колебаний на рынке, государство должно осуществлять товарные интервенции в форме распродаж из федерального и региональных продовольственных фондов.
В условиях насыщения отечественного рынка импортным продовольствием целесообразно иметь гибкую систему регулирования импорта, направленную на создание равных условий для конкуренции.
Ценовая политика - тонкое дело, требующее взвешенного, научно обоснованного подхода. Государственное регулирование цен на продукцию АПК должно обеспечивать каждому нормально работающему предприятию, расположенному в зоне массового товарного производства, доход, достаточный для ведения расширенного воспроизводства, то есть уровень рентабельности (без учета инфляции) 30-40 %. Кроме того, государственное регулирование должно стимулировать производителей искать более выгодные рынки сбыта продукции, то есть по мере стабилизации экономики доля продукции, реализуемой по регулируемым ценам, должна неуклонно сокращаться.
Важным инструментом регулирования рыночной экономики являются налоги. Предприятия сельского хозяйства имеют ряд льгот в налогообложении. Сельскохозяйственные предприятия освобождены от уплаты налогов на прибыль, полученную от реализации произведенной продукции (включая ее переработку в хозяйствах), и имущество, от взносов в дорожные фонды.
Важным аспектом государственного регулирования является страхование имущества сельскохозяйственных предприятий, включая посевы и поголовье скота.
Государственная поддержка сельскохозяйственного страхования в настоящее время ведется преимущественно по линии оказания помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям, страхующим свое имущество. Так, при страховании урожая сельскохозяйственных культур товаропроизводители за счет собственных средств уплачивают 50 % страховых взносов, а остальные 50 % уплачиваются за счет средств федерального бюджета.