Глава 6. система цен и их классификация
Понятие системы цен
Современному менеджеру необходимо хорошо знать именно конкретные, непосредственно действующие цены, которыми фактически оперируют все участники производства, реализации и потребления, поскольку конкретные экономические отношения отличаются почти бесконечным разнообразием объектов, участников и условий. То есть менеджеру в любой сфере деятельности необходимо знать особенности цен, используемых в тех или иных отраслях хозяйства, предприятиях, при тех или иных видах сделок, разбираться в системе цен, действующей в стране в современных условиях.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном развитии под воздействием множества рыночных факторов. Система цен представляет собой единую, упорядоченную совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирующих экономические взаимоотношения участников отраслевых рынков всех отраслей хозяйственного комплекса страны: промышленности сельского хозяйства, строительства, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, культуры, образования.
Эта совокупность и многообразие действующих в экономике цен, состоит из отдельных подсистем и блоков, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой по «принципу сообщающихся сосудов». «Принцип сообщающихся сосудов» заключается в том, что изменение цен в одном из основных блоков системы довольно быстро передаются «по цепочке» во все другие блоки цен. А взаимосвязь и взаимозависимость базируются, во-первых, на том, что формирование цен происходит на одной методологической основе и, во-вторых, что все субъекты рынка взаимосвязаны между собой и образуют единый, хозяйственный комплекс. Так, например, цены на промышленную продукцию представлены блоками цен тяжелей, легкой и пищевой промышленности, а в свою очередь цены тяжелой промышленности включают блоки цен топливно-энергетического, машиностроительного, лесного комплексов и производства строительных материалов.
Ведущую роль в системе цен играют цены продукции базовых отраслей промышленности (нефтяной, угольной, газовой, энергетической, металлургической, машиностроительной), образуя весомую часть себестоимости цен конечных товаров. Динамика цен продукции сельского хозяйства воздействует на цены в легкой и пищевой промышленности.
В каждой из отраслей экономики цены формируются с учетом как общих подходов определения стоимости затрат, произведенных предприятиями, так и специфических особенностей расчета себестоимости продукции в той или иной отрасли.
На практике применяются следующие механизмы формирования цен:
· Маркетинговый, при котором цены формируются с учетом рыночного механизма формирования затрат, то есть в результате взаимодействия спроса и предложения. Его экономическое содержание определяется необходимостью выживания в конкурентной борьбе посредством увеличения рыночной доли и массы прибыли, а также независимостью товаропроизводителей в формировании «портфеля заказов» и цен и полным отсутствием воздействий правительства на принятие решений по ценам.
· Нормативный, при котором цены формируются в рамках нормативных актов (методик, директив, законов, постановлений, распоряжений) и на основе известных нормативов себестоимости и рентабельности (или параметров цен). Формирование цен при таком механизме осуществляется или нормативным, или параметрическим, или нормативно-параметрическим методом. Нормативный механизм предполагает преимущественно директивное регулирование, основу которого составляет планирование с учетом достигнутых предприятием результатов, при этом нормативно определяются не только издержки производства и реализации, но и желаемые размеры их снижения.
· Механизм комбинированного (смешанного) типа с различной степенью преобладания маркетингового или нормативного подхода:
а) Маркетингово - нормативный механизм действует на базе маркетингового подхода с использованием нормативных элементов (с применением методов расчета цен — полных, прямых или предельных затрат), на базе стандартных или нормативных издержек производства; на базе целевой или нормативной величины прибыли. Функционирует в условиях независимости товаропроизводителей в формировании стоимостных и натуральных показателей, но предполагает вмешательство правительства в принятие решений по ценам.
б) Нормативно-маркетинговый механизм формирования цен, возникающий на базе нормативного подхода с элементами маркетингового, предусматривает ослабление функции правительственного регулирования цен и ориентацию на их либерализацию.
Классификация цен в зависимости от обслуживания
Отдельных отраслей
Классификация цен отражает виды цен в зависимости от различных критериев и от используемого механизма формирования цен. Одним из критериев является тип отрасли, в которой производится при использовании определенных ресурсов и технологий товар, формируется его ценность для конкретных потребителей.
1. Оптовые цены на продукцию промышленности.
· Оптовая цена предприятия – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует произведенную продукцию оптово-сбытовой фирме или другим предприятиям. Реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие должно возместить свои издержки производства и реализации и получить прибыль, позволяющую функционировать в конкурентных условиях рынка. Разновидностью оптовых цен предприятия являются трансфертные цены.
· Оптовая цена промышленности - цена, по которым предприятия оплачивают продукцию снабженческо – сбытовым организациям. Данная цена помимо оптовой цены предприятия включает в себя снабженческо - сбытовую надбавку, компенсирующую издержки оптовых организаций и обеспечивающую им прибыль. Разновидностью оптовой цены промышленности является биржевая цена (цена биржевого товара или биржевых сделок, торгов), которая складывается из биржевой котировки (цены специально организованного и постоянно действующего рынка товаров) и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товара, удаленности от места поставки, что включается в правила биржи и биржевой контракт.
2. Цены на строительную продукцию.
Продукция строительства оценивается по трем видам цен:
· Сметная стоимость – это цена, которая определяет предельный размер затрат на строительство каждого конкретного объекта (жилого дома, заводского корпуса, гаража, фабрики), рассчитанных по полному перечню всех работ на основе сметы и калькуляции по известным нормам и нормативам (СНиПам, ЕРЕРам, ЕНиРам). Используемые цены, тарифы, расценки определяют сметную стоимость нового строительства, реконструкции, технического перевооружения и расширения действующих предприятий, зданий, сооружений и других объектов строительства.
· Прейскурантная цена – усредненная сметная стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1 кв. м. полезной или жилой площади, за 1 кв. м. штукатурных или малярных работ, за 1куб. м. кирпичной кладки).
· Договорная цена – устанавливается на основе договора между заказчиками и подрядчиками в целях возведения конкретного строительного объекта и вносится в заключаемый договор.
3. Закупочные цены – оптовые цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением, устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения и включают себестоимость, прибыль[19].
На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической продажи, в которых учитываются цены и количество продукции, реализованной по различным направлениям (заготовительным и торгово - закупочным организациям, по прямым связям с торговлей, на сельскохозяйственном оптовом рынке (ярмарке)). По закупочным ценам государство приобретает сельскохозяйственные продукты и другие виды товаров у производителей для государственных нужд и для поддержания сельскохозяйственного производства. Реализация сельскохозяйственной продукции негосударственным структурам, как правило, осуществляется по договорным закупочным ценам, устанавливаемым на основе соглашения сторон в зависимости от конъюнктуры рынка.
На закупочные цены сильное влияние оказывает инфляция, так как результаты своего труда сельскохозяйственные работники реализуют один раз в году, а покупают необходимые материально-технические ресурсы постоянно, на протяжении всего года в условиях непрерывного роста цен. Поэтому, сельское хозяйство нуждается в постоянной экономической и социальной поддержке со стороны государства (льготных кредитах, дотации, обеспечении материально-техническими ресурсами (техникой, транспортом, топливом, удобрениями), осуществлении закупок определенного количества сельскохозяйственной продукции по гарантированным закупочным ценам, соблюдении паритета цен промышленной и сельскохозяйственной продукции, чтобы реализация последней была выгодна сельским товаропроизводителям). В экономически развитых зарубежных странах государство постоянно оказывает помощь сельскому хозяйству в виде закупок по гарантированным ценам урожая зерновых, культур, молочных, мясных продуктов и другой сельскохозяйственной продукции, выделения фермерским хозяйствам субвенций (финансовой поддержки).
4. Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов (с учетом погрузо – разгрузочных работ) и населения. Составные элементы тарифа – издержки, прибыль транспортных организаций и НДС. Издержки делятся на две составляющие: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и ставки за движенческую операцию (транспортировка грузов).
5. Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различные услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами. По своей сущности эти тарифы являются розничными ценами и формируются в установленном порядке. На большинство видов услуг (прачечных, парикмахерских, химчисток, ремонт одежды и обуви, по техническому обслуживанию и ремонту), применяются свободные рыночные тарифы, состоящие из себестоимости, прибыли и НДС. Жилищно-коммунальные и отдельные услуги транспорта и связи (почтовой, телеграфной, телефонной и радиосвязи) оплачиваются по тарифам, регулируемым государственными органами исполнительной власти субъектов РФ.
6. Внешнеторговые цены – цены, по которым осуществляется экспорт отечественных и импорт зарубежных товаров и услуг, то есть включающие экспортные и импортные цены.