Глава 2 система органов государства и их классификация

Органы государства – это структурно обособленное звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями [29, с. 129].

Основными признаками государственного органа являются:

Во-первых, государственный орган является самостоятельным элементом аппарата государства и образуется в установленном законом порядке. Иными словами, для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативного правового акта. Например, в соответствии с УказомПрезидента Республики Беларусь «Об образовании Следственного комитета Республики Беларусь» 12 сентября 2011 г. был образован, путем слияния следственного аппарата органов прокуратуры с подразделениями предварительного расследования из системы Министерства внутренних дел и Комитета государственного контроля Следственный комитет Республики Беларусь [21, п. 1]. Деятельность свою Следственный комитет начал 1 января 2012 года.

Система государственных органов устанавливается обычно конституцией.

Во-вторых, для осуществления своих задач каждый государственный орган наделяется необходимой государственно-властной компетенцией (особым правовым статусом).

В-третьих, в соответствии со своей компетенцией орган издает обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут содержать как общие правила поведения, нормы, так и конкретные предписания (акты применения норм права), адресованные, например, персонально определенным гражданам или должностным лицам.

В-четвертых, государственный орган имеет внутреннюю структуру, состоящую из подразделений (управления, отделы, отделения, комиссии), скрепленных единством целей, ради достижения которых они образованы.

Например, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» вструктуру Комитета государственного контроля входят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения [12].

В-шестых, орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой, государственным органом и государством. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и составляют их правовой статус.

Например, в п. 1 ст. 24 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» говорится, что право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным настоящим Законом, иными законодательными актами о государственной службе [7].

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издавать правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

В-седьмых, орган государства, участвуя в реализации функций государства, использует для этого соответствующие формы и методы правового воздействия.

В-восьмых, орган государства, при необходимости, ликвидируется в установленном законом порядке.

Органы государства тесно взаимодействуют между собой, образуя единый социальный организм, главная задача которого – обеспечение нормального функционирования общества, защита законных интересов личности, охрана суверенитета и территориальной целостности государства.

Органы государства классифицируются по различным основаниям.

Так, по принципу разделения властей органы государства подразделяются на законодательные, исполнительные, судебные и контрольно-надзорные органы.

Органы законодательной власти – это представительные и законодательные учреждения, образуемые путем выборов. Они образуются непосредственно народом и никаким другим путем формироваться не могут [41, с. 390]. Главная задача органов законодательной власти – законодательство и иное правотворчество, а также рассмотрение и решение других важных вопросов их компетенции.

На местах представительные органы – это Советы депутатов областного, базового и первичного уровня. Эти органы имеют различные наименования, количественный состав и организационную структуру, а также применяют свойственные им формы деятельности. Типичной формой их функционирования являются сессии, на которых рассматриваются и решаются вопросы их компетенции.

Например, в п. 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» записана, что Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы (далее, если не указано иное, – Советы областного уровня). Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы (далее, если не указано иное, – Советы базового уровня). Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня.

Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.

К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы (далее, если не указано иное, – Советы первичного уровня)[9].

Органы исполнительной власти отличаются значительными особенностями с точки зрения как выполняемых функций, так и организационного строения, а также форм деятельности. Основная особенность деятельности исполнительной власти – это практический организационный характер, направленный на выполнение (исполнение) Конституции и законов Республики Беларусь, декретов и указов Президента Республики Беларусь, иных нормативных правовых актов.

Отличительная особенность – не только исполнительная, но и распорядительная, правотворческая деятельность, которая состоит в издании нормативных индивидуальных правовых актов, направленных на исполнение законов и всего обширного объема компетенции названных органов – Правительство, министерства, органы исполнительной власти на местах (облисполкомы, горисполкомы, райисполкомы, местные администрации).

Характерной чертой деятельности органов исполнительной власти, в особенности единоначально устроенных, является преобладание принципа единоначалия в сочетании с коллегиальностью в ходе рассмотрения вопросов и принятия управленческих решений и осуществления управленческих действий.

Например, в нашей стране Республике Беларусь установлено, что:в систему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, входят:

министерства, государственные комитеты, являющиеся республиканскими органами государственного управления;

объединения юридических лиц, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь;

председатели государственных комитетов по статусу являются министрами [19, п. 1].

Специфическую разновидность органов государственной власти представляют органы судебной власти, то есть суды. В Конституции Республики Беларусь статусу судебной власти посвящена глава 6 IV раздела, в которой определены основы правового положения судов и судей [1].

В ст. 109 Конституции Республики Беларусь говорится, что система судов строится на принципах территориальности и специализации.Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом.Образование чрезвычайных судов запрещается [1].

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства на основе демократической организации судов и в определенных процессуальных формах.

Высшие судебные органы Республики Беларусь – Конституционный Суд, Верховный Суд – являются важной составной частью системы разделения властей. Они обладают мощными рычагами сдерживания законодательных и исполнительных органов в случае превышения ими своих полномочий.

Важнейшая особенность судебной власти и ее органов (судов) состоит в осуществлении правосудия, являющегося содержанием деятельности данной конституционно выделенной власти.

Судьи независимы и подчиняются только закону; они несменяемы и неприкосновенны в отличие, например, от работников исполнительной власти. Разбирательство дел в судах осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Особую группу государственных органов Республики Беларусь не относящихся ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти, составляют органы прокуратуры и Комитета государственного контроля.

Генеральная прокуратура Республики Беларусь согласно ст. 126 Конституции Республики Беларусь составляет единую и централизованную систему, которую возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый Президентом с согласия Совета Республики [1].

Основной видовой особенностью органов прокуратуры является осуществление ими надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в судах [1, ст. 125].

Государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента,Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля [1, ст. 129].

Наши рекомендации