Правовые основы деятельности сельскохозяйственных предприятий

Сельскохозяйственное предприятие может осуществлять лю­бые виды деятельности (развивать подсобные промышленные производства и промыслы, выполнять работы и оказывать услуги на сторону и др.), не запрещенные законодательными актами Рос­сийской Федерации и ее субъектов и отвечающие предусмотрен­ным в уставе целям, а также принимать по собственной инициа­тив любые решения, не противоречащие действующему законодательству.

Предприятия могут участвовать на договорных началах в созда­нии межхозяйственных, агропромышленных и других формирований для повышения эффективности производства и решения социальных вопросов, вступать в союзы, хозяйственные ассоциации и другие объединения по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деятельности, обеспече­ния защиты и прав, представления общих интересов в государ­ственных и других органах, а также в международных организаци­ях, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятель­ность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.

Для ведения сельскохозяйственного производства предприятия получают бесплатно землю в пределах средней районной нормы и, могут дополнительно приобретать и арендовать земельные участки, а также сдавать угодья в аренду.

Предприятия обязаны своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на снижение компенсацию отрицательного воздействия их производства на природную среду. Финансирование таких мероприятий может происходить как за счет собственных средств, так и других источников. Они несут ответственность за соблюдение требований и норм по рационально­му использованию, восстановлению и охране земель, вод, недр, лесов, других природных ресурсов, а возмещают ущерб, причиненный в результате их деятельности.

Имущество сельскохозяйственных предприятий составляют основные и оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе хозяйства. Они имеют право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, обменивать, сдавать в аренду, предос­тавлять бесплатно во временное пользование либо взаймы при­надлежащие им здания, сооружения, оборудование, транспорт­ные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценнос­ти, а также списывать их с баланса в порядке, установленном уставом.

Хозяйства вправе, если иное не предусмотрено уставом, продавать, сдавать в аренду гражданам средства производства и другие материальные ценности. Безвозмездная передача и предоставле­ние предприятиями ценностей гражданам осуществляется с разре­шения собственника или уполномоченного им органа в случаях, не запрещенных законодательством.

Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Изъятие у него основных и оборотных средств и другого используемого им имущества не допускается. Убытки, при­чиненные предприятию в результате нарушения его имуще­ственных прав гражданами, юридическими лицами и государ­ственными органами, возмещаются ему по решению суда или арбитража.

Управление предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основе сочетания принципов самоуправления трудово­го коллектива и прав собственника по хозяйственному использо­ванию своего имущества. Хозяйство самостоятельно определяет структуру управления и устанавливает штаты. Найм, назначение или избрание руководителя предприятия' является правом соб­ственника имущества и реализуется им непосредственно, а также через уполномоченные им органы либо через советы предприятия или другие органы, которым делегированы права по управлению. Решения по социально-экономическим вопросам, касающиеся деятельности предприятия, вырабатываются и принимаются его органами управления с участием трудового коллектива и уполно­моченных им органов.

Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно планиру­ют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспе­чения производственного и социального развития хозяйства, по­вышения личных доходов его работников. Основу их планов со­ставляют договоры, заключенные с потребителями (покупателя­ми) продукции и производителями материально-технических ре­сурсов, а также договоры поставки для государственных нужд отдельных видов сельскохозяйственной продукции на контракт­ной основе по сложившимся рыночным ценам, действующим по месту закупки на момент ее реализации. При этом государство ре­гулирует цены в зависимости от конкретных условий.

Такие закупки обеспечивают в период перехода к рыночным отношениям гарантированное снабжение продуктами питания детских и лечебных учреждений, инвалидов и участников войны, поставки продовольствия в районы Крайнего Севера и пострадав­шие от ядерных выбросов, а также создание государственных про­довольственных резервов.

Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно опреде­ляют все показатели плана капитального строительства, соблю­дая при этом его нормативные сроки. Они выполняют функции заказчика по проектированию и проведению мелиоративных работ.

По мере развития рыночных отношений и оптовой торговли отпала необходимость в доведении предприятиям лимитов пре­дельных размеров объемов строительно-монтажных и подрядных работ и поставки материально-технических ресурсов. Хозяйства на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенци­альных партнеров, информации о ценах организуют материально-

техническое обеспечение собственного производства и капиталь­ного строительства путем приобретения товаров и услуг на рынке непосредственно у производителей, в оптовой торговле, в том числе на товарных биржах, ярмарках, аукционах, а также у по­среднических организаций.

Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно устанав­ливают формы, системы и размеры оплаты труда исходя из прин­ципов хозрасчетной деятельности и увязки их с конечными ре­зультатами работы, обеспечивая при этом гарантированный зако­ном минимальный размер оплаты труда. Они могут использовать государственные тарифные ставки и должностные оклады в каче­стве ориентиров для дифференциации заработка в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий вы­полняемых работ.

Трудовые коллективы предприятий решают с участием адми­нистрации и в соответствии с законодательными актами Российс­кой Федерации и ее субъектов вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования своих работников и членов их семей. Они самостоятельно устанавливают для членов трудового коллектива дополнительные отпуска, сокращенный ра­бочий день и другие социальные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на потребление. Хозяйства могут поощ­рять работников медицинских, детских, культурно-просветитель­ных, учебных и спортивных учреждений, предприятий обще­ственного питания и организаций, обслуживающих трудовой кол­лектив и не входящих в его состав.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты обязатель­ных платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение. Оно самостоятельно определяет направления ее использования. Валютная прибыль предприятия после уплаты налогов в респуб­ликанский и местный бюджеты используется им по собственному усмотрению. Источником формирования финансовых ресурсов, наряду с прибылью являются амортизационные отчисления, сред­ства, полученные от продажи акций и других ценных бумаг, пае­вые и иные взносы членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие законодательству. При этом предприятие может пользоваться кредитом российских и зарубежных банков в иност­ранной валюте, приобретать ее в порядке, установленном законо­дательством.

Предприятия имеют право на строго добровольной основе принимать участие в формировании внебюджетных целевых фи­нансовых фондов Российской Федерации и ее субъектов, а также местной администрации для комплексного экономического и со­циального развития территории, открывать расчетный счет и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых опе­раций.

Отношения сельскохозяйственных предприятий с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности развиваются на основе договоров. Органы государственного управления строят свои отношения с ними, используя экономические рычаги — проценты по вкладам и ссудам, доходы по ценным бумагам, цены и налоги, налоговые льготы и экономические санкции, целевые дотации и субсидии, валютный курс, порядок определения норм амортизационных от­числений, социальные и экономические нормы и нормативы.

Наши рекомендации