Правовые основы деятельности сельскохозяйственных предприятий
Сельскохозяйственное предприятие может осуществлять любые виды деятельности (развивать подсобные промышленные производства и промыслы, выполнять работы и оказывать услуги на сторону и др.), не запрещенные законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов и отвечающие предусмотренным в уставе целям, а также принимать по собственной инициатив любые решения, не противоречащие действующему законодательству.
Предприятия могут участвовать на договорных началах в создании межхозяйственных, агропромышленных и других формирований для повышения эффективности производства и решения социальных вопросов, вступать в союзы, хозяйственные ассоциации и другие объединения по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты и прав, представления общих интересов в государственных и других органах, а также в международных организациях, самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов.
Для ведения сельскохозяйственного производства предприятия получают бесплатно землю в пределах средней районной нормы и, могут дополнительно приобретать и арендовать земельные участки, а также сдавать угодья в аренду.
Предприятия обязаны своевременно осуществлять природоохранные мероприятия, направленные на снижение компенсацию отрицательного воздействия их производства на природную среду. Финансирование таких мероприятий может происходить как за счет собственных средств, так и других источников. Они несут ответственность за соблюдение требований и норм по рациональному использованию, восстановлению и охране земель, вод, недр, лесов, других природных ресурсов, а возмещают ущерб, причиненный в результате их деятельности.
Имущество сельскохозяйственных предприятий составляют основные и оборотные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе хозяйства. Они имеют право продавать и передавать другим предприятиям, организациям и учреждениям, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять бесплатно во временное пользование либо взаймы принадлежащие им здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье и другие материальные ценности, а также списывать их с баланса в порядке, установленном уставом.
Хозяйства вправе, если иное не предусмотрено уставом, продавать, сдавать в аренду гражданам средства производства и другие материальные ценности. Безвозмездная передача и предоставление предприятиями ценностей гражданам осуществляется с разрешения собственника или уполномоченного им органа в случаях, не запрещенных законодательством.
Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Изъятие у него основных и оборотных средств и другого используемого им имущества не допускается. Убытки, причиненные предприятию в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются ему по решению суда или арбитража.
Управление предприятием осуществляется в соответствии с его уставом на основе сочетания принципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника по хозяйственному использованию своего имущества. Хозяйство самостоятельно определяет структуру управления и устанавливает штаты. Найм, назначение или избрание руководителя предприятия' является правом собственника имущества и реализуется им непосредственно, а также через уполномоченные им органы либо через советы предприятия или другие органы, которым делегированы права по управлению. Решения по социально-экономическим вопросам, касающиеся деятельности предприятия, вырабатываются и принимаются его органами управления с участием трудового коллектива и уполномоченных им органов.
Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения производственного и социального развития хозяйства, повышения личных доходов его работников. Основу их планов составляют договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции и производителями материально-технических ресурсов, а также договоры поставки для государственных нужд отдельных видов сельскохозяйственной продукции на контрактной основе по сложившимся рыночным ценам, действующим по месту закупки на момент ее реализации. При этом государство регулирует цены в зависимости от конкретных условий.
Такие закупки обеспечивают в период перехода к рыночным отношениям гарантированное снабжение продуктами питания детских и лечебных учреждений, инвалидов и участников войны, поставки продовольствия в районы Крайнего Севера и пострадавшие от ядерных выбросов, а также создание государственных продовольственных резервов.
Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно определяют все показатели плана капитального строительства, соблюдая при этом его нормативные сроки. Они выполняют функции заказчика по проектированию и проведению мелиоративных работ.
По мере развития рыночных отношений и оптовой торговли отпала необходимость в доведении предприятиям лимитов предельных размеров объемов строительно-монтажных и подрядных работ и поставки материально-технических ресурсов. Хозяйства на основе изучения конъюнктуры рынка, возможностей потенциальных партнеров, информации о ценах организуют материально-
техническое обеспечение собственного производства и капитального строительства путем приобретения товаров и услуг на рынке непосредственно у производителей, в оптовой торговле, в том числе на товарных биржах, ярмарках, аукционах, а также у посреднических организаций.
Сельскохозяйственные предприятия самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда исходя из принципов хозрасчетной деятельности и увязки их с конечными результатами работы, обеспечивая при этом гарантированный законом минимальный размер оплаты труда. Они могут использовать государственные тарифные ставки и должностные оклады в качестве ориентиров для дифференциации заработка в зависимости от профессии, квалификации работников, сложности и условий выполняемых работ.
Трудовые коллективы предприятий решают с участием администрации и в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов вопросы социального развития, включая улучшение условий труда, жизни и здоровья, гарантии обязательного медицинского страхования своих работников и членов их семей. Они самостоятельно устанавливают для членов трудового коллектива дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и другие социальные льготы в пределах заработанных средств, направляемых на потребление. Хозяйства могут поощрять работников медицинских, детских, культурно-просветительных, учебных и спортивных учреждений, предприятий общественного питания и организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в его состав.
Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты обязательных платежей в бюджет, поступает в полное его распоряжение. Оно самостоятельно определяет направления ее использования. Валютная прибыль предприятия после уплаты налогов в республиканский и местный бюджеты используется им по собственному усмотрению. Источником формирования финансовых ресурсов, наряду с прибылью являются амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи акций и других ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, предприятий, организаций, граждан, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие законодательству. При этом предприятие может пользоваться кредитом российских и зарубежных банков в иностранной валюте, приобретать ее в порядке, установленном законодательством.
Предприятия имеют право на строго добровольной основе принимать участие в формировании внебюджетных целевых финансовых фондов Российской Федерации и ее субъектов, а также местной администрации для комплексного экономического и социального развития территории, открывать расчетный счет и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций.
Отношения сельскохозяйственных предприятий с другими предприятиями, организациями и гражданами во всех сферах хозяйственной деятельности развиваются на основе договоров. Органы государственного управления строят свои отношения с ними, используя экономические рычаги — проценты по вкладам и ссудам, доходы по ценным бумагам, цены и налоги, налоговые льготы и экономические санкции, целевые дотации и субсидии, валютный курс, порядок определения норм амортизационных отчислений, социальные и экономические нормы и нормативы.