III. Эконометрические методы ценообразования
Предприятия часто испытывают необходимость в проектировании и освоении производства такой продукции, которая не заменяет ранее освоенную, а дополняет или расширяет уже существующий параметрический ряд изделий.
Под параметрическим рядом понимается совокупность конструктивно и (или) технологически однородных изделий, предназначенных для выполнения одних и тех же функций и отличающихся друг от друга значениями основных технико-экономических параметров в соответствии с выполняемыми производственными операциями.
Существует ряд методов построения цен на новую продукцию в зависимости от уровня ее потребительских свойств с учетом нормативов затрат на единицу параметра. Такие методы получили название нормативно-параметрических. К их числу относят следующие методы:
– регрессионного анализа;
– балловый;
– агрегатный.
Метод регрессионного анализа применяется для определения зависимости изменения цены от изменения технико-экономических параметров продукции, относящейся к данному ряду, построения и выравнивания ценностных соотношений
(2.5)
где Ц – цена изделия, руб.; Х1, Х2,…Хn – параметры изделия.
Количественная зависимость между изменениями результативного Ц и факторных Xn признаков находится на основе метода регрессионного анализа. При этом могут быть получены различные уравнения регрессии:
– линейное (2.6)
– степенное (2.7)
– параболическое и т. д. (2.8)
Балловый метод. Состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Цена на новое изделие при данном методе рассчитывается в следующей последовательности:
– определяется цена одного балла:
(2.9)
– цена нового изделия:
(2.10)
где ЦБ – цена базового изделия-эталона, руб.; Ббi – балловая оценка i-го параметра базового изделия;
БНi – балловая оценка i-го параметра нового изделия; – цена одного балла; Vi – весомость параметра.
Данный метод применяется при обосновании цен на парфюмерно-косметические изделия, вина, сыры, автомобили и т. д., т. е. в том случае, когда важно оценить надежность работы, внешний вид товара и т. п.
Применение данного метода связано с большим количеством субъективизма.
Метод агрегатный заключается в суммировании цен отдельных конструктивных частей изделий, входящих в параметрический ряд, с добавлением стоимости оригинальных узлов, затрат на сборку и нормативной прибыли.