Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические)

Балловый метод- один из наиболее распространенных эконометрических методов. Он состоит в том, что на основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное количество баллов, суммирование которых дает своего рода оценку технико-экономического уровня изделия. Этот метод необходим в тех случаях, когда цена зависит от многих параметров качества, и в том числе от таких, которые не поддаются количественному измерению (удобство изделия, техническая новизна, эстетичность, дизайн, экологичность, противопожарность, соответствие моде, органолептические свойства: запах, вкус, цвет).

Практическое использование баллового метода при определении конкретных цен осуществляется в четыре этапа.

На первом этапе тщательно отбираются основные технико-экономические параметры. Они могут быть разными в зависимости от сферы использования данного изделия. Если, например, бытовой электроприбор используется в производственном процессе, то цена на него будет определяться в первую очередь мощностью и надежностью его в эксплуатации. Однако при продаже этого изделия в розничной торговой сети населению особое значение приобретает дизайнерское исполнение.

Второй этап — начисление баллов по каждому выбранному параметру. Это делается экспертным путем по определенной процедуре. В качестве экспертов должны выступать не только представители производителя, но и эксперты основных потребителей.

Третий этап — определение интегральной оценки технико-экономического уровня изделия. В случаях, когда все параметры продукции, подвергающиеся балловой оценке, считаются равнозначными по удельному весу, комплексный уровень качества каждого изделия параметрического ряда определяется путем простого сложения баллов. Если отобранные для оценки параметры не равнозначны для потребителя, устанавливаются коэффициенты весомости (значимости) отдельных параметров. Оценки, выставляемые по каждому показателю качества, корректируются на соответствующий коэффициент весомости. Полученные баллы суммируются по каждому изделию.

На заключительном, четвертом этапе, рассчитываются сами цены. Сначала определяется средняя оценка (цена) одного балла:

Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru ,

где

Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru — цена одного балла;

Pb — цена базового изделия-эталона;

Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru — балловая оценка i-го параметра базового изделия;

Vi — весомость параметра.

Далее определяется цена нового изделия:

Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru ,

где

Mni - балловая оценка i-го параметра нового изделия;

Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru - весомость i-го параметра нового изделия.

При определении коэффициента весомости каждого параметра исходят из предположения, что чем чаще изобретатели в различных странах обращаются к совершенствованию какого-либо параметра объекта, тем более значимым является данный параметр объекта с точки зрения улучшения потребительских свойств объекта в целом. Коэффициент весомости Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru параметра объекта определяется по формуле:

Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru = Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru ,

где

Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru – количество баллов, относящихся к данному параметру;

Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru –общее количество баллов, относящихся к объекту в целом (ко всем параметрам объекта,входящим в его структуру).

При этом методе для обеспечения сопоставимости отдельных свойств используют относительные показатели качества продукции Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru и соответствующие коэффициенты весомости Vi, так как отдельные свойства неравнозначны по своей важности. Коэффициент весомости находится как некоторая функция от вероятности достижения каждым i-м единичным показателем качества продукции его базового значения. Коэффициенты весомости всех свойств, находящихся на одном уровне, связаны друг с другом так, что сумма коэффициентов весомостей всегда остается равной единице. Поэтому увеличение весомости одного свойства происходит лишь за счет уменьшения весомости других свойств этого же уровня рассмотрения.

Например, предприятию необходимо рассчитать отпускную цену на впервые разработанный и производимый им трехфазный стабилизатор напряжения. Расчет стоимостной оценки каждого параметра потребительских свойств данного прибора возможен только с помощью баллового метода. Приведем пример определения цены на стабилизатор напряжения балловым методом.

Таблица 2.

Условный пример расчета цены прибора балловым методом

Стабилизаторы напряжения Параметры
Точность стабилизации Электромагнитная совместимость Масса-габаритные характеристики
Баллы Коэффициент весомости Баллы Коэффициент весомости Баллы Коэффициент весомости
Базовый 0,2 0,4 0,4
Новый 0,2 0,4 0,4

Цена базовой модели — 135 000 руб.

Тогда, подставив известные значения в формулу, получим цену нового стабилизатора напряжения:

P = Эконометрические методы ценообразования (нормативно-параметрические) - student2.ru

III. Варианты контрольной работы

Вариант 1

Тесты:

1. Цена товара в рыночной экономике определяется:

1) суммой денежных средств, затраченных на его покупку

2) стоимостью товара

3) полезностью товара

4) спросом и предложением товара на рынке

2. При выпуске на рынок новых товаров предприятие может использовать ценовую стратегию:

1) «проникновения на рынок»

2) «снятия сливок»

3) «следования за лидером»

3. Цена спроса – это…

1) минимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за данный товар

2) максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за данный товар

3) цена, по которой совершается сделка

4) правильного ответа нет

4. Под монополистической конкуренцией понимают такую структуру рынка, при которой:

1) группа взаимодополняющих товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей

2) все товары производятся в условиях конкуренции

3) группа взаимозаменяемых товаров производится большим числом независимых друг от друга производителей

5. Сущность метода определения цены на основе сокращенных затрат заключается в:

1) калькулировании только по прямым затратам, косвенные затраты списываются на финансовые результаты

2) калькулировании на основе взаимосвязи издержек, объемов производства и прибыли

3) определении нормативных затрат по всем элементам издержек

6. Максимально низкая цена характерна для этапа жизненного цикла товара:

1) выведения на рынок

2) роста

3) зрелости

4) упадка

7. Административное вмешательство государства в установление определенных правил ценообразования является:

1) косвенным регулированием

2) прямым регулированием цен

3) рыночным саморегулированием

4) правильного ответа нет

8. Цена товара на состояние платежеспособного спроса и объемы сбережений населения…
1) влияет

Наши рекомендации