Голландия (Нидерланды)
В период своего наивысшего расцвета (XVI в.) Нидерланды представляли собой герцогство, входившее в состав Испании. Его территория простиралась широкой полосой с севера на юг между Германией и Францией. Это была территория, на которой размещены современные Бельгия, Голландия, Люксембург и часть северной Франции.
Из 12 провинций Нидерландов наиболее экономически развитыми были семь северных, а крупнейшей из них являлась Голландия. В ходе первой в мировой истории Нидерландской буржуазной революции (1572—1579 гг.) эти провинции отделились и образовали независимое государство. По имени наиболее крупной и наиболее развитой из них это государство было названо Голландией. По выражению К. Маркса, Голландия являлась «образцовой капиталистической страной XVII в.».
В числе наиболее существенных можно назвать следующие факторы становления капиталистических отношений в Голландии:
¾ выгоднейшее географическое положение страны: близость моря, множество островов и удобных гаваней, низовья крупных рек — Рейна, Масса, Шельды - подталкивали голландцев с давних времен искать средства существования в море;
¾ после Великих географических открытий Голландия оказалась на стыке путей мировой торговли. Она стала торговым посредником между западом и востоком, севером и югом. В XVII в. торговый флот Голландии составлял 60 % мирового флота и в 2 раза превышал флот Англии и Франции вместе взятые, что не без основания позволяло назвать ее в то время «мировым перевозчиком» товаров;
¾ в Голландии появились первые в мире торгово-промышленные компании. На товарной бирже Антверпена в XVII в. объем торговых операций был в 1,5 раза больше, чем в Венеции;
¾ в северных регионах Голландии практически не было феодализма, а крестьяне никогда не находились в крепостной зависимости. Уже в XVI в. сельское хозяйство Голландии не было натуральным: все продукты шли на продажу в город. Это был район товарного земледелия и скотоводства;
¾ в XVI в. в голландской деревне уже было социальное расслоение. Обнищание части крестьянства создавало базу для развития промышленности;
¾ чрезвычайно доходным делом (настоящим золотым дном) для голландцев было рыболовство. В XVII в. в этой отрасли было занято 100—120 тыс. человек и до 2 тыс. судов. Голландцы обеспечивали «благочестивой» селедкой всю католическую Европу, которая и в XVII в. продолжала страдать от чрезмерных постов;
¾ одной из особенностей становления капиталистической экономики в Голландии в XVII в. было развитие судостроения. Небольшая республика (площадь 25 тыс. км. кв., население — 2 млн. чел.) насчитывала 15 тыс. кораблей, что составляло 75 % мирового флота. Ежегодно здесь строилось до тысячи судов почти для всех европейских стран, в том числе для Англии, России, Речи Посполитой и др. В XVII в. Голландия была признанным центром мирового судостроения;
¾ в XVII в. дальнейшее развитие в Голландии получила суконная промышленность. Именно в этой отрасли страны впервые возникли мануфактуры, преимущественно централизованного типа. Голландское сукно, плюш, бархат, ткани изо льна, шелк пользовались большим спросом во всей Европе;
¾ в XVII в. Голландия стала самой богатой страной, страной-банкиром. В этом государстве было больше денег, чем во всей остальной Европе. Амстердамский банк стал общеевропейским центром кредита и давал займы всем государствам. В Амстердаме была основана и первая в мире фондовая биржа, т. е. биржа, где торговали уже не товарами, а ценными бумагами - акциями, облигациями государственных займов.
Однако в конце XVII в. - начале XVIII в. Голландия постепенно теряет мировое значение. Пользуясь чисто спекулятивными методами обогащения в сфере торговли, Голландия не развивала соответствующую производственную базу, игнорировала задачи промышленного производства. Преобладание внешней торговли ставило экономику страны в зависимость от политической и экономической конъюнктуры других стран.
Капиталы в Голландии остались в сфере накопления, в торговле и не перелились в промышленность. Поэтому экономическое отставание Голландии было предопределено. Лидирующие позиции заняла Англия.
Англия
Процесс первоначального накопления в классической форме проходил в Англии, стране, которая одной из первых в мире перешла к классической рыночной экономике.
Экономическое развитие Англии в XVI—XVII вв. характеризуется следующими двумя факторами:
¾ главной отраслью английской промышленности, которая организовывалась на капиталистических началах было сукноделие. На рубеже XVI—XVII вв. сукно и шерсть составляли 90 % английского импорта. Здесь начали перерабатывать привозимый из стран Востока хлопок. Успешно развивалось горное дело, металлообработка, производство стекла, пороха, судостроение и т. д. Все это вызвало острую нехватку рабочей силы;
¾ в XVI в. в английской деревне произошел аграрный переворот, заключавшийся в экспроприации непосредственных сельскохозяйственных производителей, составивших основу процесса первоначального накопления. Массовая экспроприация крестьян путем «огораживания» общинных земель и сгона с них крестьян в значительной мере решила проблему нехватки рабочих рук для промышленности.
В результате усиления капиталистических тенденций активизировался процесс расслоения дворянства: новое, обуржуазившиеся дворянство выступало совместно с буржуазией против старого феодального дворянства.
Этот процесс в середине XVI в. был дополнен секуляризацией церковных земель. Было ликвидировано 650 монастырей, и тысячи монахов пополнили армию бродяг. Король распустил частные военные дружины феодалов, и большое количество бывших военных тоже оказалось не у дел. Это был удар по остаткам самостоятельности феодалов старой формации: джентри остались без дружин.
Развитию капитализма способствовала также законодательная политика государства («кровавые законы» против бродяг, закон о максимальной заработной плате, о зарплате рабочих союзов и т. д.).
Так совершалась вторая стадия первоначального накопления в Англии: разорение крестьян и образование армии людей, которым в дальнейшем предстояло стать рабочими.
Таким образом, в XVI—XVII вв. только две европейские страны — Нидерланды и Англия — стали развиваться по капиталистическому пути.