Система национальных счетов

Результатом функционирования экономики является национальный продукт,под которым понимают суммарную стоимость всех товаров и услуг, произведённых в экономической системе за определённый период времени. В странах с рыночной экономикой его объем определяется по системе национальных счетов (СНС),которая представляет собой определенный способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых субъектами хозяйствования в процессе общественного воспроизводства. СНС выступает в виде совокупности взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение, обмен и использование конечного продукта и национального дохода. СНС используется практически во всех странах мира для описания и анализа наиболее общих результатов развития экономики на макроуровне. Она сформулирована в категориях и терминах рыночной экономики. Это своего рода «бухгалтерский учет страны».

Одной из главных особенностей СНС является её всеохватывающий характер, то есть СНС в обобщённом виде содержит упорядоченную определённым образом информацию о всех хозяйствующих субъектах, участвующих в экономическом процессе, экономических операциях, экономических активах и пассивах, формирующих национальное богатство и их изменениях.

Под экономической операцией в СНС понимается добровольное взаимодействие между двумя хозяйствующими субъектами в связи с производством и использованием продукции, распределением и перераспределением доходов, приобретением финансовых активов, принятием финансовых обязательств.

В СНС изучаются экономические операции между институциональными единицами - хозяйствующими субъектами, которые владеют и распоряжаются активами, от своего имени принимают обязательства, вступают в экономические операции с другими институциональными единицами, составляют полный набор счетов. Существует два типа институциональных единиц: юридические лица и домашние хозяйства.

Институциональные единицы могут выступать в качестве резидентов и нерезидентов. Понятие резиденства является одним из центральных в СНС, поскольку с его помощью национальная экономика отграничивается от экономики остального мира. Институциональная единица считается резидентомэкономики страны, если она занимается или собирается заниматься какими-либо видами экономической деятельности или операциями в течение длительного периода времени, обычно приравниваемого к одному году. Институциональные единицы-нерезиденты являются резидентами экономики других стран.

Институциональные единицы в СНС группируются в институциональные секторы экономики — агрегированные группы хозяйствующих субъектов, имеющие сходные цели, функции и источники финансирования. Всего выделяют шесть таких секторов.

1. Сектор нефинансовых предприятий. Они выполняют функцию производства материальных благ и услуг нефинансового характера независимо от форм собственности и их организационно-правовых форм. Сюда также относят ремесленников, самостоятельных работников (частных врачей, юристов и др.), некоммерческие организации, занятые рыночной деятельностью или обслуживающие предпринимателей (товарно-сырьевые биржи, торговые палаты, промышленные и торговые ассоциации и т.п.). Ресурсы институциональных единиц этого сектора формируются главным образом за счет средств, получаемых от продаж товаров и услуг.

2. Сектор финансовых учреждений охватывает институциональные единицы, которые осуществляют финансовые операции — центральный банк, коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и др. Основная функция – быть посредниками между теми, кто сберегает, и теми, кто инвестирует. Основные ресурсы их деятельности формируются из фондов, образованных в результате принятия финансовых обязательств – денежные депозиты, проценты, дивиденды, страховые премии, комиссионные.

3. Сектор государственного управления включает институциональные единицы, которые оказывают услуги, не реализуемые за деньги, то есть для которых не существует рынка. Это главным образом бюджетные государственные учреждения, осуществляющие политические и регулирующие функции. К ним относятся: органы государственного управления, государственные финансово-кредитные организации, государственные бюджетные фонды и др. Ресурсы этого сектора формируются главным образом за счет налогов и отчислений, уплачиваемых институциональными единицами, относящимися к другим секторам.

4. Сектор домашних хозяйств, включает в себя домашние хозяйства; некорпоративные предприятия, владельцами которых являются домашние хозяйства; лица свободных профессий; собственники жилья, в котором они сами проживают; платная наёмная прислуга. Основная функция этих институциональных единиц – потребление, хотя здесь имеет место хозяйственная деятельность, организованная в форме индивидуального предприятия, которое ни юридически, ни экономически не может быть отделено от домашнего хозяйства владельца предприятия (их бюджеты зачастую трудно обособить друг от друга). Основные ресурсы домашнего хозяйства формируются за счёт их заработной платы, доходов от собственности, получения наследства, трансфертов из других секторов (пенсии, пособия и т.п) и продажи товаров и услуг, произведенных индивидуальными предприятиями.

5. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, который не контролируется и не финансируется государством. Главная функция – оказание нерыночных услуг членам этих организаций. В их числе: профсоюзы, политические партии, спортивные общества, религиозные объединения, благотворительные общества и фонды, ведомственное жилье и поликлиники, дома культуры, стадионы и т.п. Затраты этих организаций на свою деятельность покрываются за счет взносов их членов, дарений, доходов от собственности, пожертвований.

6. Сектор заграница (остальной мир) является внешним по отношению к перечисленным внутренним секторам национальной экономики. Сюда относятся институциональные единицы, которые работают за границей, осуществляющие операции с субъектами внутри страны.

Нужно учитывать, что в СНС кроме понятия «национальная экономика» используется термин «внутренняя экономика». Внутренняя экономика включает все вышеперечисленные сектора, кроме последнего. Она ограничивается операциями только между институциональными единицами-резидентами. Национальная экономика в СНС включает все шесть секторов и предусматривает операции, как между самими резидентами, так и между резидентами и нерезидентами.

Национальное счетоводство основывается на модели кругооборота ресурсов, продуктов и дохода (смотри рис.4.1).

Наши рекомендации