Ценообразование на услуги здравоохранения и образования
В отличие от отраслей, предоставляющих традиционно платные для нашей страны виды услуг (бытовые, коммунальные, организованного отдыха и т. д.), учреждения здравоохранения и образования до начала 90-х гг. находились практически полностью на бюджетном финансировании. На основную часть их услуг, за исключением узкого круга, включающего услуги курсов кройки и шитья, иностранных языков, некоторых стоматологических поликлиник, цены не исчислялись. Поэтому процесс формирования и регулирования цен на услуги этих отраслей представляет значительный интерес как с теоретической, так и с практической точек зрения. Вместе с тем наличие ряда особенностей, присущих только этим отраслям (высокая общественная значимость и наличие положительных внешних эффектов), требуют широкого использования государством различных рычагов воздействия на спрос, предложение и уровень цен. Неразработанность этой проблемы, существование различных методических подходов к формированию цен на указанные виды услуг, сложность исчисления затрат обусловливают отсутствие единой общепринятой методики определения цен, что вызывает сложности и в практике ценообразования.
Рассмотрим более подробно вопросы методики и практики установления цен на услуги учреждений здравоохранения и образования.
Особенностью данного этапа развития здравоохранения в РФ является переход от чисто бюджетного финансирования, при котором государство выступает как монопсонист, к комплексному финансированию отрасли, включающему в себя получение денежных средств лечебными учреждениями не только из бюджетов различных уровней, но и из фонда обязательного медицинского страхования и от реализации платных услуг. Возможно также финансирование, получаемое за счет средств от заключения договоров добровольного страхования.
За счет бюджетов всех уровней (государственной и муниципальной систем здравоохранения) финансируется психиатрия, кардиохирургия, содержание Домов ребенка, программы по профилактике и лечению туберкулеза и СПИДа, осуществляются государственные капитальные вложения, приобретение дорогостоящего оборудования и т. д.
За счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) застрахованным гражданам гарантируется оказание медицинской и лекарственной помощи в объеме Базовой программы, на основе которой субъектами РФ разрабатываются территориальные программы ОМС, которые не могут быть меньше федеральной. За счет этих средств происходит финансирование услуг «Скорой помощи», поликлиник и стационаров, стоматологическое лечение, оказание лекарственной помощи.
Одновременно учреждениям здравоохранения разрешена и коммерческая деятельность – оказание платных услуг, создание стационаров с повышенным уровнем комфорта и т. д.
В настоящее время медицинские учреждения любой формы собственности финансируются на основе договоров с территориальным фондом ОМС или его филиалами, выполняющими функции страховщиков, страховыми медицинскими организациями по ценам или финансовым нормативам, индивидуальным для каждого учреждения или группы однотипных учреждений.
В соответствии с приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования № 16 от 14.04.94 г. «Рекомендации по расчетам тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования граждан» в состав цены включаются расходы медицинского учреждения на выполнение территориальной программы медицинского страхования в соответствии с бюджетной классификацией расходов без выделения себестоимости и прибыли. Состав расходов бюджетной классификации, в свою очередь, включает возмещение текущих затрат и финансирование развития медицинского учреждения*.
* См.: Кадыров Ф. И., Петриков И. П. Медико-экономические проблемы здравоохранения на современном этапе. СПб.: Ривьера, 1995. С. 226.
Цены в системе ОМС являются регулируемыми; поскольку их уровень определяется по согласованию страхователя, страховщика и лечебно-поликлинического учреждения (ЛПУ).
Следует учитывать, что существует несколько способов оплаты медицинской помощи и, следовательно, вариантов расчета цены на услугу поликлиники или стационара.
Так, для амбулаторно-поликлинических учреждений предлагаются следующие способы:
• за отдельную простую услугу (осмотр, манипуляция, процедура);
• за отдельную услугу по единой системе тарифов, выраженных в баллах;
• за комплексную услугу – случай поликлинического обслуживания (обращение к врачу);
• по подушевому принципу (на одного обслуживаемого учреждением пациента с учетом половозрастной структуры и других параметров, влияющих на объем потребления медицинской помощи).
При определении цен в системе ОМС на случай амбулаторно-поликлинического обслуживания рекомендуется применять следующую формулу *:
Ц = З + М + И + Р + П + В,
где З – оплата труда медицинского персонала отделения на случай поликлинического обслуживания;
М – стоимость медикаментов на случай поликлинического обслуживания;
И – расходы на мягкий инвентарь на случай поликлинического обслуживания;
Р – расходы на оплату труда административно-управленческого, хозяйственно-обслуживающего и общеполиклинического персонала, расходы на мягкий инвентарь для указанных групп персонала на случай поликлинического обслуживания;
П – канцелярские, хозяйственные, командировочные и прочие расходы, приходящиеся на случай поликлинического обслуживания;
В – расходы вспомогательной лечебно-диагностической службы на случай поликлинического обслуживания.
* См.: Приложение к Приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 12 октября 1995 г. № 72.
Определение всех составляющих этой формулы происходит на основе соответствующей статьи сметы затрат по подразделению (врачебной специальности) с учетом затрат времени на один случай поликлинического обслуживания, числа должностей врачей амбулаторного приема данной специальности, годового бюджета рабочего времени должности и коэффициента использования рабочего времени должности.
Цены на услуги стационаров могут быть определены по такой же схеме на основе:
• на случай госпитализации (дифференцировано по профилю, отделению или заболеванию);
• по клинико-статистической группировке (КСГ), представляющей из себя группировку случаев госпитализации, однородных по клиническим, медико-демографическим и экономическим параметрам и характеризуемой двумя обобщающими показателями: средним сроком лечения и величиной затрат на него;
• на основе медико-экономических стандартов, в которых указывается перечень и число всех видов исследований и лечебных процедур, назначаемых при каждом заболевании.
В отличие от цен в системе ОМС, цены на платные медицинские услуги являются свободными и самостоятельно разрабатываются лечебным учреждением и утверждаются его руководителем.
В этом случае расчет цены может осуществляться по следующей формуле*:
Ц = З + О + М + А + Н + Р +П,
где З – средняя заработная плата медицинского персонала, рассчитанная на норму времени (прием 1 больного, проведение 1 исследования и т. д.);
О – отчисления на социальные нужды;
М – затраты на материалы (по нормам расхода на прием одного больного,
проведение одного исследования);
А – затраты на амортизацию основных фондов (на прием одного больного,
проведение одного исследования, манипуляции);
Н – величина косвенных (накладных) расходов;
Р – прочие расходы;
П – прибыль.
* См.: Здравоохранение: журнал для руководителя и главного бухгалтера. 1997. № 2. С. 64.
Уровень цены на платную медицинскую услугу зависит от ее качества (квалификации врача, качественных параметров оборудования, уровня комфортности условий оказания услуги, качества расходных материалов), что вызывает значительный разброс цен даже на одинаковые виды услуг. Особенно ярко это проявляется в стоматологии. Вместе с тем в процессе ценообразования учитывается структура рынка, наличие конкурентов, уровень доходов населения, стратегия и тактика учреждения, оказывающего платные услуги на рынке. В конкурентных отраслях при установлении цен предприятие ориентируется на текущие цены. В ряде случаев возможно осуществление сегментации рынка (по доходам отдельных групп населения), установление льготных цен и скидок (в некоторых поликлиниках обследование с помощью аппарата ультразвукового исследования двух и более органов одновременно стоит дешевле в расчете на один орган, чем каждого по отдельности).
Дальнейшее внедрение рыночных отношений в здравоохранении требует более глубокой разработки методов соизмерения затрат и результатов, более полного учета спроса и предложения.
Одним из новых направлений развития сферы социальных услуг в последние годы стало предоставление платных услуг образования.
Результатом образовательных услуг является приобретение индивидом знаний, умений, навыков в принципиально новой сфере, а также повышение квалификации в ранее известной области знаний. Особенностью этой сферы является активная роль человека-потребителя и отсроченный характер проявления результатов обучения, что следует учитывать при установлении цен на эти услуги.
При разработке ценовой политики в этой отрасли надо иметь в виду, что для потребителя важна не только цена услуги, но и соотношение между величиной ожидаемого эффекта от использования ее результатов в будущем и необходимых дополнительных затрат, связанных с потреблением и использованием образовательной услуги, которые могут рассматриваться с точки зрения эффективности вложений в человеческий капитал. Таким образом,цена образования – это цена потребления услуги, то есть полные затраты потребителя, которые включают как цену, по которой эта услуга приобретается, так и совокупность разнородных затрат, связанных с нормальным потреблением, использованием приобретенных знаний в течение всего нормативного срока их использования (последний отличается по фундаментальным и специальным знаниям).
Ориентация только на затраты учреждения, оказывающего образовательные услуги, упрощает процесс формирования цены.
Так, исходя из затратного подхода нормативная цена подготовки специалиста по отдельной специальности может быть рассчитана на основе себестоимости с добавлением прибыли. Причем расчет себестоимости может вестись по: фактическим затратам, плановым затратам, затратам, определяемым нормами и нормативами. При проведении этих расчетов может быть использована одна или несколько баз распределения затрат, в число которых входят расчеты:
• с применением штатных нормативов;
• с применением стандартных баз распределения затрат;
• на основе группировки затрат с подразделением их на прямые и косвенные;
• с использованием показателей трудоемкости учебного плана по специальности.
Однако при таком подходе в цене не учитывается воздействие факторов, формирующих спрос. Поэтому большой интерес представляют предложения ряда авторов* для более полного учета в цене различных факторов формировать верхний (с позиции потребителя) и нижний (с позиции производителя) уровни цены. При этом в числе важнейших переменных предлагается учесть:
• период старения знаний (Т);
• длительность обучения (Т+);
• показатели выигрыша или потерь предприятий (организации-потребителей за единицу времени по результатам переподготовки и соответственно отвлечения кадров на учебу (Y и Z).
*См., например: Иванов Ю. И., Русинов Ф. M. Рынок: предпринимательство, кадры. Учебное пособие/ Под ред. Горланова Г. В., Хорзова С. Е. M.: РАУ, 1992. С. 74-80.
В этих обозначенияхверхний предел цены за обучение имеет вид:
ЦВ = Y х (Т – Т+) – ZT+,
анижний предел определяется по формуле:
,
где К – минимально допустимый уровень рентабельности;
А, В – средние ставки заработной платы в расчете на типовую структуру профессорско-преподавательского состава;
m, n – численность преподавательского и вспомогательного состава;
F – уровень условно-постоянных затрат.
Для того чтобы обучение для потребителей имело смысл, надо выполнить условие:
ЦВ = [Y x (T-T+) - ZT+] x (1-K) .
Формула нижнего предела цены может быть упрощена с учетом того, что условно-постоянные затраты рассчитываются на единицу времени до вида:
ЦH = (1 + К) х (Am + Вn + F) х T+.
Необходимо иметь в виду, что в целях уточнения процесса формирования верхнего предела цены в ее формулу должна быть введена поправка, учитывающая соотношение фундаментальных и специальных знаний в системах вузовской и послевузовской подготовки.
В то же время принятие конкретного решения об уровне цены невозможно без анализа рынка, изучения перспективного спроса и уровня доходов населения. При наличии большого количества конкурентов целесообразно применять стратегию льготного ценообразования, использовать различные виды скидок. Возможно также применение сезонных и количественных (при условии, что группа слушателей формируется целиком из числа работников одной фирмы) скидок. При длительном сроке обучения в качестве скидки может рассматриваться применение фиксированных цен на уровне года поступления.
ЦЕНА НА РЫНКЕ ТРУДА
Рыночная конъюнктура оказывает неодинаковое воздействие нацену и стоимость рабочей силы: на цену труда это воздействие носит непосредственный характер, на стоимость рабочей силы – опосредованный, косвенный характер – через движение цен, товаров и услуг, входящих в круг потребления наемных работников.
Цены служат ориентиром для развития отраслей производства, а также в отношениях между покупателями и продавцами товаров и услуг они выполняют ту же функцию, и в отношениях между работодателями и наемными работниками. Последние выбирают рабочие места исходя из их «цен», подобно тому, как они выбирают подходящий по цене нужный товар. Работники имеют право продавать свою рабочую силу тому, кто за нее больше заплатит. Если значительное количество работников одновременно хотят поменять работу на другую, более высокооплачиваемую, работодатели могут привлечь их к себе, только увеличив размеры заработной платы. Обычно заработная плата бывает в целом ниже в тех сферах, где существует избыток квалифицированных кадров. Другими словами, на рынке рабочей силы* действуют те же силы спроса и предложения, что и на рынке товаров, услуг и капиталов.
* Рынок рабочей силы часто в литературе называют рынком труда, хотя такое название не соответствует его экономическому содержанию.
Под рынком труда понимается совокупность социально-экономических отношений, возникающих в связи с формированием, обменом и использованием специфического товара рабочей силы – ресурса труда. С точки зрения системного подхода рынок труда представляет собой сложную систему общественных отношений, имеющую ряд подсистем, сегментов, секторов и включающую многообразные внутренние и внешние связи. В то же время рынок труда является подсистемой совокупного или интегрированного рынка производственных ресурсов. В отличие от других производственных ресурсов (средств производства, земли и т. д.), труд весьма специфический ресурс – он, например, не может быть предметом хранения, он тесно связан с субъективными секторами производства, с ценностными личностными характеристиками работника и т. д.
В интегрированном рынке производственных ресурсов рынок труда занимает не просто особое, но и определяющее место, поскольку процесс производства не может состояться, а общество не может нормально функционировать вне трудовой деятельности людей.
Спрос на труд является производным спросом, то есть производным от готовых товаров и услуг, которые производятся с помощью данного ресурса. Это означает, что устойчивость спроса на труд будет зависеть от: производительности труда при создании товара; рыночной стоимости или цены товара, произведенного с помощью данного ресурса; стоимости рабочей силы; возможности замены труда другими факторами производства.
Совокупное предложение труда в обществе, согласно П. Самуэльсону, определяется как минимум четырьмя показателями: общей численностью населения; той долей, которую составляет самодеятельное население в общей численности жителей; средним числом часов, отработанных рабочими на протяжении недели и на протяжении года; качеством, количеством того труда, который будут затрачивать рабочие.
Взаимосвязь факторов, влияющих на объемы спроса и предложения труда, их соотношение и динамику можно видеть в табл. 17.10 *.
* Гильдингерш М. Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1995. С. 18.
Таблица 17.10
Факторы, влияющие на динамику рынка труда | ||||||||||
№ | Факторы | Предложение | Спрос | Цена труда | ||||||
Демографический блок | ||||||||||
Количество населения и его динамика | + | |||||||||
Удельный вес ЗАН и его изменения | + | + | ||||||||
Демографическая структура и ее динамика | + | |||||||||
Миграционные потоки (объемы, направления динамики) | + | |||||||||
Экономический блок | ||||||||||
Объем и структура производства | + | + | + | |||||||
Динамика важнейших макроэкономических показателей народного хозяйства: валового продукта, НД, фонда накопления и т. д. | + | + | + | |||||||
Структурные сдвиги в экономике на уровне народного хозяйства и региона | + | + | + | |||||||
Уровень инвестиционной активности, объем инвестиций, темпы создания новых рабочих мест и т. д. | + | + | ||||||||
Производительность и эффективность труда (общественная, отраслевая, региональная, предельная) | + | |||||||||
Уровень инфляции | + | + | + | |||||||
Развитие рыночных отношений и конкуренции | + | + | + | |||||||
Интенсивность труда и продолжительность рабочего времени | + | + | + | |||||||
Внешнеэкономическая деятельность, включая иностранные инвестиции | + | + | + | |||||||
Социальный блок | ||||||||||
Уровень жизни | + | + | + | |||||||
Качество предлагаемого труда и квалификация работника | + | + | + | |||||||
Уровень социального обеспечения | + | |||||||||
Развитие системы образования | + | + | + | |||||||
Мотивация труда | + | |||||||||
Развитие профсоюзного движения | + | + | + | |||||||
Развитие системы здравоохранения | + | |||||||||
Социальное партнерство (трипартизы) | + | + | + | |||||||
Изменения условий труда | + | + | + | |||||||
Правовой блок Законы, регулирующие: | ||||||||||
Налогообложение | + | + | ||||||||
Режим труда и отдыха (продолжительность рабочего времени, отпуска и т. д.) | + | + | + | |||||||
Условия найма и увольнения | + | + | ||||||||
Законодательство о занятости, миграции, переселении | + | + | + | |||||||
Законодательство, регулирующее ИТД и предпринимательскую деятельность, конверсию и банкротство предприятий | + | + | + | |||||||
Организационный блок | ||||||||||
Уровень организации труда, производства и управления | + | + | + | |||||||
Организация работы службы занятости | + | + | + | |||||||
Организация подготовки, переобучения занятого и незанятого населения | + | |||||||||
Организация работ по созданию новых рабочих мест | + | |||||||||
Организация общественных работ | + | + | ||||||||
Природно-климатический блок | ||||||||||
Природно-климатические условия | + | + | + | |||||||
Степень освоения и обжитости территории | + | + | + | |||||||
Отдаленность территории от индустриальных и культурных центров | + | + | + | |||||||
Большинство факторов оказывает воздействие как на спрос, так и на предложение труда, как правило, в противоположном направлении. От того или иного соотношения спроса и предложения зависит и цена труда. Если спрос на труд превышает предложение, то цена труда на рынке труда растет. Если, наоборот, предложение труда превышает спрос, то цена труда падает. Наиболее существенные сдвиги между спросом и предложением рабочей силы происходят под воздействием изменения рыночной конъюнктуры в периоды перехода от одной фазы экономического цикла к другой. Так, в периоды оживления и подъема экономики, когда складывается высокая рыночная конъюнктура, открываются новые предприятия, расширяются действующие и, следовательно, открываются новые рабочие места и растет спрос на труд. Результатом этого может быть значительное увеличение цены труда. Наоборот, когда начинается экономический спад, закрываются предприятия, сокращается производство товаров и услуг, часть рабочей силы оказывается излишней и выталкивается на свободный рынок труда. Спрос на труд падает, предложение труда растет. В результате происходит падение цены труда.
Конъюнктура рынка меняется не только в связи с движением фаз экономического цикла, но и постоянно – в процессе конкуренции. Поэтому изменение цены труда под воздействием рыночной конъюнктуры в условиях свободной конкуренции также происходит постоянно. Равновесие спроса и предложения на рынке труда – исключение, не равновесие – правило.
Теория спроса и предложения на рынке труда хорошо объясняет причины изменений цены труда в условиях совершенной конкуренции, однако она не дает исчерпывающего ответа на вопрос, как складывается и от чего зависит равновесный уровень заработной платы при соответствии спроса и предложения. Очевидно, что работники, продающие ресурс своего труда, претендуют как минимум на такую цену труда, которая обеспечивает приемлемый в данное время и в данных условиях уровень благосостояния. С другой стороны, работодатели не могут заплатить за труд такую цену, которая бы исключила возможность получения прибыли и нормального функционирования производства. Таким образом, формируется некая объективная величина, лежащая в основе цены труда, которая получила название «стоимости» рабочей силы. В работах К. Маркса, опиравшегося на теорию трудовой стоимости А. Смита и Ф. Рикардо, стоимость рабочей силы определяется стоимостью средств существования, необходимых для восстановления работоспособности и развития индивида. В процессе труда работник затрачивает определенное количество человеческих усилий, которое должно быть возмещено в цене труда. Стоимость рабочей силы, в отличие от стоимости других товаров, включает исторический и моральный элементы. Она зависит от культурного уровня страны, исторически сложившегося качества жизни, уровня производительности общественного труда, а также организованности, силы и исторических притязаний наемных работников. Изменение стоимости рабочей силы, а вслед за этим и цены труда, может происходить в результате роста общественной производительности труда, ускорения научно-технического прогресса, развития материальных и духовных потребностей работающего населения. Эти обстоятельства объясняют нам, почему, например, стоимость рабочей силы и, следовательно, цена труда в США и западноевропейских странах значительно выше, чем в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Таким образом, динамика изменения цены труда зависит не только от соотношения спроса и предложения труда, но и от движения стоимости рабочей силы. Цена труда есть в определенном смысле выражение стоимости рабочей силы. Свою дальнейшую конкретизацию она получает в категории «заработная плата».
Стоимость рабочей силы, в конечном счете, сводится к стоимости (цене) средств существования работника и его семьи, необходимых для обеспечения жизнедеятельности работника, восстановления его работоспособности (воспроизводство рабочей силы), удовлетворения необходимых материальных, духовных и социальных потребностей. В стоимость рабочей силы квалифицированных работников входят и затраты на их профессиональное обучение и повышение квалификации. Совокупность материальных и духовных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы, находят свое выражение и конкретизацию в системе потребительских бюджетов. Разработка таких бюджетов осуществляется практически во всех странах с рыночной экономикой.
Потребительские бюджеты в европейских странах, включая Россию, и в США, как правило, рассчитываются на типичную (среднестатистическую) семью из четырех человек, состоящую из двух работников и двух детей до 15 лет. Вместе с тем разрабатываются дифференцированные потребительские бюджеты на одного трудоспособного мужчину, трудоспособную женщину, пенсионера, на семьи различного состава. Кроме того, потребительские бюджеты могут быть рассчитаны применительно к различным профессионально-квалификационным группам работников и семьям различного достатка. Дифференциация потребительских бюджетов проводится и по различным регионам страны, отличающимся своими природно-климатическими, национальными, историческими и другими особенностями. Базовым потребительским бюджетом обычно является минимальный потребительский бюджет, который характеризует ту структуру потребления и уровень удовлетворения потребностей, которые общество на данном этапе экономического и социального развития считает минимально допустимым (приемлемым). С экономической точки зрения минимальный потребительский бюджет в его денежном выражении отражает нижнюю границу стоимости рабочей силы, за пределами которой происходит прямое разрушение рабочей силы и ее деградация. Минимальный потребительский бюджет служит основой для определения минимальной заработной платы, а также для расчета минимальных размеров пенсий, пособий, стипендий и других социальных выплат. Расчеты минимального потребительского бюджета позволяют обосновать систему социальных гарантий для малообеспеченных и слабо защищенных слоев населения, в том числе систему индексации минимальных размеров оплаты труда и социальных выплат в связи с инфляционным ростом цен и другими конъюнктурными изменениями на рынках производственных ресурсов, потребительских товаров и услуг.
Рыночная конъюнктура, в частности динамика цен на товары и услуги, оказывает непосредственное влияние на размеры прожиточного минимума, поскольку уровень цен определяет «стоимость жизни». Наиболее существенные изменения цен на потребительские товары и услуги происходят в связи с движением фаз экономических циклов. В то же время подвергается изменениям не только величина прожиточного минимума, но и его структура.
Положение о том, что прожиточный минимум или минимальный потребительский бюджет являются базой определения минимальных размеров оплаты труда, не следует интерпретировать в смысле тождества размеров прожиточного минимума (минимального потребительского бюджета) и размеров минимальной заработной платы. Во-первых, работник, получающий минимальную заработную плату, должен иметь возможность содержать не только себя, но и свою семью, по крайней мере одного иждивенца, если исходить из типичной семьи из 4-х человек, в которой двое работающих и двое детей. Следовательно, минимальная заработная плата должна быть по крайней мере равна двукратному размеру прожиточного минимума (минимального потребительского бюджета). Во-вторых, в основу расчета минимального размера оплаты труда должен быть положен не прожиточный минимум на душу населения, а прожиточный минимум в расчете на одного трудоспособного работника. Последний существенно отличается от средней величины прожиточного минимума на душу населения.
Минимальный размер заработной платы может быть рассчитан как минимальная заработная плата в месяц, неделю, в день и в час. В большинстве стран минимальная заработная плата фиксируется в часовом исчислении. Минимальную часовую оплату труда можно определить как минимально допустимый уровень оплаты труда работников за каждый час работы при условии выполнения своих трудовых обязанностей (норм труда). С точки зрения теории воспроизводства рабочей силы речь идет в данном случае о минимально допустимом уровне оплаты труда неквалифицированной рабочей силы. В большинстве стран мира уровень минимальной заработной платы регулируется государством и устанавливается законодательным путем либо трехсторонними соглашениями между представителями государства, профсоюзов и работодателей. В России минимальный размер заработной платы также регулируется государством.
Заработная плата как экономическая категория представляет собой модификацию и конкретизацию цены труда (рабочей силы). Между категориями заработной платы и цены труда существует теснейшая взаимосвязь, однако это не тождественные категории. Цена труда – это категория рынка труда (рабочей силы). Она формируется, как уже было подчеркнуто выше, на рынке труда, и ее уровень зависит от соотношения спроса на труд и предложения труда. Заработная плата – это категория прежде всего производства. Она формируется в процессе производства, ее уровень зависит не только от рыночной цены труда, но и от таких факторов, как сложность труда, условия труда, социальная значимость трудовой функции, эффективность труда, его производительность и результаты. Цена труда определяется еще до начала производственного процесса и выражает стоимость рабочей силы определенного качества. Заработная плата выплачивается уже после выполнения определенной работы в зависимости от ее количества, качества и результатов. Цена труда характеризует уровень оплаты труда в среднем по тем или иным профессионально квалификационным группам работников. Заработная плата категория конкретная, она принимает индивидуализированную форму, отражает результаты труда конкретного работника. Таким образом, заработную плату можно охарактеризовать как вознаграждение за труд, сумму денежных средств, которую работодатель выплачивает наемному работнику за выполненную работу в соответствии с ее количеством, качеством и результатами.
Заработная плата – сложная и многоплановая экономическая категория. С точки зрения работодателя она выступает как элемент издержек производства. Поэтому работодатель стремится минимизировать размер заработной платы, ее долю в издержках производства, с тем чтобы увеличить свою прибыль. Это стремление работодателя наталкивается, однако, на определенные границы, обусловленные необходимостью возместить затраты на воспроизводство рабочей силы, на противодействие наемных работников и их профессиональных организаций. С точки зрения наемных работников заработная плата – это основная часть дохода, используемого на восстановление работоспособности, на удовлетворение материальных и духовных потребностей работника и его семьи. Поэтому наемные работники стремятся максимизировать размеры своей заработной платы, что, однако, опять-таки наталкивается на определенные границы, обусловленные необходимостью обеспечить эффективность производства и его развитие за счет выручки от реализации продукции и прибыли. В результате сложного взаимодействия интересов работодателей и наемных работников формируется конкретный размер заработной платы.
Заработная плата не только экономическая, но и социальная, и в известной мере политическая категория. Эту особенность заработной платы довольно образно отметил известный экономист П. Самуэльсон. Он писал: «Если изменится цена на кофе или на ленту от пишущей машинки, то мы легко можем оставаться спокойными, беспристрастными: последствия этих колебаний цен в сравнительно небольшой мере отразятся на нашем материальном благополучии. Но попробуйте-ка сократить мою заработную плату на 5%, и я сразу утрачу вежливость и философское спокойствие. Я приду в ярость и превращусь в активно протестующего человека. В силу того что заработная плата является таким видом цены, которая затрагивает жизненные эмоции человека, ее должны соответствующим образом исследовать не только экономисты, но и психологи» *.
*Самуэльсон П. Экономика. 1992. Т. 2. С. 171.
Как уже сказано, на рынке труда в зависимости от того или иного соотношения спроса на труд и предложения труда формируется цена труда, которая решающим образом влияет на уровень заработной платы. В данном случае речь идет о среднем уровне заработной платы в той или иной стране, в отрасли, в конкретных профессионально-квалификационных группах работников. В то же время индивидуальные размеры заработной платы складываются непосредственно в процессе труда и зависят от целого ряда факторов, которые можно назвать зарплатообразующими. В укрупненном виде их можно обозначить следующим образом: сложность труда, квалификация работников, условия труда, результаты труда (количественные и качественные), социальная значимость трудовой функции. Сложность труда определяется сложностью трудового процесса, которая, в свою очередь, зависит от сложности выполняемой задачи, используемого оборудования, необходимой точности трудовых операций, объема перерабатываемой информации, ответственности за результаты работы. Определенной сложности работ должен соответствовать определенный уровень квалификации работников. Поэтому сложность работы может быть косвенно измерена тем уровнем квалификации работника, который необходим для выполнения данной работы. Труд квалифицированных работников может быть оплачен по более высокой цене.