Тема 4. Ценообразование на услуги образования

При изучении данной темы студенты должны понимать, что образование является одной из важнейших подсистем социальной сферы государства, обеспечивающей процесс получения человеком систематизированных знаний, умений и навыков с целью их эффективного использования в профессиональной деятельности.

Под образовательной деятельностью следует понимать деятельность, результатом которой является получение учащимися (воспитанниками, студентами, слушателями и т.п.) новых или дополнительных знаний, навыков, профессиональной подготовки, квалификации и т.п.

Студенты должны уметь объяснить причины возникновения коммерческой деятельности в сфере образовательных услуг и знать, что образовательная деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об образовании» (далее Закон). Согласно Закону, образовательную (учебную) деятельность вправе осуществлять юридические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом государственные и негосударственные образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций. Образовательная деятельность, осуществляемая юридическим лицом, подлежит обязательному лицензированию, и право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения только поле ее получения. В то же время, индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, осуществляемая физическим лицом – предпринимателем, по Закону не лицензируется.

Объем спроса на образовательные услуги, зависит как от демографических, так и от социально-экономических факторов.

В первую группу факторов можно включить половозрастной состав населения, степень урбанизации, уровень образования. Очевидно, важной задачей государства является стимулирование непрерывного образования, что является условием стабильного развития общества и экономики страны. Известно, что даже самая лучшая модель рыночной экономики не может обеспечить потребителю больше того, чем он заслуживает по своим знаниям и культуре. В число социально-экономических факторов можно включить такие как: цена на данный вид образовательной услуги и цены на взаимозаменяемые с ней или взаимодополняющие ее товары и услуги, уровень доходов населения, его предпочтения, моду. Последние два фактора в нынешнее время играют довольно заметную роль при формировании спроса на образовательные услуги. Так, практически в каждой школе сейчас проводятся платные занятия по основам экономики, иностранным языкам, гуманитарным дисциплинам.

Необходимо усвоить, что цена образования – это цена потребления услуги, то есть полные затраты потребителя, которые включают как цену, по которой эта услуга приобретается, так и совокупность разнородных затрат, необходимых для обеспечения нормального уровня жизни потребителя в течение всего срока получения услуги.

Также студенты должны разбираться в специфике ценообразования на образовательные услуги и знать, что цена образовательной услуги может быть определена на основе различных методов. Исходя из затратного подхода, цена обучения может быть рассчитана на основе себестоимости с добавлением прибыли. Причем расчет себестоимости может вестись по: фактическим затратам; плановым затратам; затратам, определяемым нормами и нормативами. В том случае, если предприятие имеет определенную монопольную власть или может четко выделить свой сегмент рынка, оно имеет возможность формировать цены на свои услуги без учета цен конкурентов, ориентируясь только на величину спросовых ограничений.

В сфере образовательных услуг могут применяться различные ценовые стратегии. Их выбор связан с положением организации, предлагающей услуги, на рынке, качеством услуг, структурой рынка.

Наши рекомендации