II. Ценообразование на услуги

Услуги имеют набор характерных черт, обусловливающих их принципиальное различие с товарами. Этими чертами являются:

1) нематериальный характер (неосязаемость);

2) индивидуальное потребление;

3) невозможность хранения;

4) тесная взаимосвязь производства и потребления услуг;

5) нестабильность качества;

6) необходимость учета не только результата, но и самого процесса оказания услуг.

В сфере услуг основными ценообразующими факторами являются спрос и предложение. На ценообразование в сфере услуг также существенно влияют большая общественная значимость социальных услуг и внешние эффекты. В связи с этим чисто рыночные методы ценообразования не всегда применимы, и цена должна быть оснащена такими дополнительными финансовыми рычагами, как производственные льготы, дотации и потребительские субсидии (характерно для услуг здравоохранения, образования и т. п.) Кроме того, определенный набор услуг относится к исключаемым общественным благам (ЖКХ, общественный транспорт), т. е. существует необходимость сочетания бесплатности и платности этих услуг, а также ценовой дискриминации для определенных групп потребителей.

Сфера услуг обладает большой чувствительностью к конъюнктуре рынка. В связи с этим необходимы существенная гибкость ценообразования, сильная дифференциация цен в соответствии с динамикой спроса (в частности, по разным временным промежуткам) и применение системы скидок с цен для получения стабильного дохода при неравномерном спросе.

В процессе формирования цен на услуги также необходимо учитывать, что спрос на услуги обладает высокой эластичностью по цене и по доходу. Очень важным моментом при определении цен на услуги также является ассиметричность информации, характерная для этой сферы. Цена на услугу часто рассматривается потребителем как показатель ее качества и рыночный сигнал, так как потребитель не всегда имеет возможность заранее получить достоверную информацию о качестве оказываемой ему услуги.

Цена на услугу по своей структуре является оптовой, но выполняет функции и оптовой, и розничной цены.

Цены на услуги могут рассчитываться:

1) на единицу потребляемой услуги (проезд на пассажирском транспорте, коммунальные платежи);

2) как сумма цен на работы, необходимые для оказания данной услуги (платные медицинские услуги, бытовое обслуживание);

3) как комплекс цен на реализацию взаимодополняющих услуг (услуги туристических компаний, гостиничные);

4) по принципу абонемента, который дает право на пользование данной услугой в определенный временной промежуток без ограничения объема (физкультурно-оздоровительные, информационные).

На услуги устанавливаются как свободные, так и регулируемые цены (если в отрасли сложилась естественная монополия), а также твердые, подвижные и сезонные цены. Действует также система скидок с цен. В различных отраслях состав цены на услуги неодинаков. В состав цены может входить только себестоимость и прибыль (квартирная плата), а могут включаться и налоги (туристические услуги).

2.1. Структура и содержание работы

Курсовая работа включает введение, основную часть, заключение, библиографический список и приложения.

Во введении курсовой работы студент обосновывает актуальность темы, цель и задачи, которые необходимо решить для достижения поставленной цели, предмет и объект исследования.

Основная часть курсовой работы разбивается на разделы, число и наименование которых студент определяет самостоятельно исходя из выбранной темы, глубины проработки материала, доступа к информации и прочих факторов. В ней раскрывается сущность исследуемой услуги, описываются её разновидности и характеристики; излагаются известные и предлагаемые в литературе методы назначения (определения) цены услуги, даются их сравнительные оценки; определяется место и роль рассматриваемой услуги в ценовой политике предприятия; описываются разработанные и применяемые в отечественной и зарубежной практике методы анализа и планирования ценовых показателей (уровень динамики, соотношение цен, их сравнение и т.д.). Анализ по возможности должен проводиться на фактических данных исследуемого объекта и иллюстрироваться таблицами, схемами, рисунками и графиками.

Заключение курсовой работы должно содержать основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе.

Библиографический список должен содержать перечень источников информации, на которые в курсовой работе приводятся ссылки и сноски

При наличии значительного количества примеров, таблиц вспомогательных цифровых данных, промежуточных математических расчетов, графических материалов оформляется приложение. Однако присутствие приложений в курсовой работе не является обязательным.

Типовая структура курсовой работы должна выглядеть следующим образом:

Введение;
2.1. Характеристика услуги и ее особенности;

2.2. Структура себестоимости услуги;

2.3. Методика назначения и утверждения цены услуги;

2.4. Динамика изменения цены по субъектам РФ

и в конкретном регионе;

2.5. Анализ зарубежных методов и методик ценообразования на услуги;

Заключение;

Библиографический список;

Приложение.

Объем курсовой работы – 20-25 листов формата А-4. При этом объем каждого из разделов (кроме введения!) - 3-5 листов.

Оформление согласно требованиям, приведенным в первой части данных методических указаний.

2.2.Выбор и утверждение темы курсовой работы

Тему курсовой работы студент выбирает самостоятельноисходя из следующих соображений:

1) наличие связи с актуальными проблемами в той области, по которой специализируется студент;

2) возможность использования материалов и результатов, полученных при написании курсовой работы, для выполнения выпускной квалификационной работы и в своей профессиональной деятельности;

3) обеспеченность библиографическими источниками;

4) возможность сбора и получения фактических данных, необходимых для выполнения курсовой работы.

Выбранная тема курсовой работы согласовывается студентом с руководителем посредством предоставления в установленные сроки развернутого плана курсовой работы, формулировки цели и задач написания работы. Структура курсовой работы должна быть типовой.

В учебной группе допускается выполнение не более двух работ по одной теме на материалах различных объектов исследования.

Запрещается выполнять работы по темам и планам не согласованным и с научным руководителем и неутвержденные на кафедре.

2.3. Рекомендации по составу и содержанию типовых работ.

Для более качественного выполнения курсовой работы ниже приводятся аннотации наиболее распространенных тем курсовых работ с подробным описанием качественного содержания и перечня вопросов, которые необходимо рассмотреть.

Наши рекомендации