Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции

Coгласно традиционным теории фирмы и теории рынков, макcимизация прибыли является основной целью фирмы. Поэтому фирма должна выбрать такой объем поставляемой продукции, чтобы достичь максимальной прибыли за каждый период продаж.

ПРИБЫЛЬ — это разница между валовым (общим) дохо­дом (ТR) и совокупными (валовыми, общими) издержками производства (ТС) за период продаж:

прибыль = ТR - ТС.

Валовой доход — это цена (Р) проданного товара, умно­женная на объем продаж (Q).

Поскольку на цену не влияет конкурентная фирма, то на | ной доход она может повлиять лишь посредством изменения объема продаж. Если валовой доход фирмы больше совокуп­ных издержек, то она получает прибыль. Если совокупные из­держки превышают валовой доход, то фирма несет убытки.

Совокупные издержки — это издержки всех факторов про- изиодства, использованных фирмой при производстве данно­го объема продукции.

Максимальная прибыль достигается в двух случаях:

а) когда валовой доход (ТИ) в наибольшей степени пре­вышает совокупные издержки (ТС);

б) когда предельный доход (МR) равен предельным из­держкам (МС).

Предельный доход (МR) — это изменение в валовом доходе

получаемое при продаже дополнительной единицы объема выпуска. Для конкурентной фирмы предельный доход всегда равен цене продукта:

МR = Р.

Максимизация предельной прибыли представляет собой р.1 чищу между предельным доходом от продажи дополнительной единицы продукции и предельными издержками:

предельная прибыль = МR - МС.

Предельные издержки — дополнительные издержки, при­водящие к увеличению выпуска на одну единицу блага. Пре­дельные издержки целиком представляют собой переменные издержки, ибо постоянные издержки не изменяются вместе с выпуском. Для конкурентной фирмы предельные издержки равны рыночной цене товара:

МС = Р.

Предельным условием максимизации прибыли является такой объем выпуска продукции, при котором цена равняет­ся предельным издержкам.

Определив предел максимизации прибыли фирмы, необ­ходимо установить равновесный выпуск продукции, макси­мизирующий прибыль.

Максимально прибыльное равновесие — это такое поло­жение фирмы, при котором объем предлагаемых благ опреде­ляется равенством рыночной цены предельным издержкам и предельному доходу:

Р = МС = МR.

Максимально прибыльное равновесие в условиях совер­шенной конкуренции иллюстрируется на рис. 26.1.

Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции - student2.ru


Рис. 26.1. Равновесный выпуск продукции конкурентной фирмы

Фирма выбирает такой объем выпуска, который позволяет ей извлекать максимальную прибыль. При этом надо иметь в миду, что выпуск, обеспечивающий максимальную прибыль, от­нюдь не означает, что за единицу данной продукции извлекает­ся самая большая прибыль. Отсюда следует, что неправильно использовать прибыль за единицу продукта в качестве крите­рия общей прибыли.

В определении объема выпуска, максимизирующего прибыль, необходимо сравнивать рыночные цены со средними издержками.

Средние издержки (АС) — издержки в расчете на едини­цу произведенной продукции; равны общим издержкам

определенного количества продукции, деленным на количество произведенной продукции. Различают три вида средних издержек: средние валовые (общие) издержки (АС); cрeдние постоянные издержки (AFC); средние переменные издержки (AVC).

Соотношение рыночной цены и средних издержек произ­водства может иметь несколько вариантов:

· цена больше, чем средние издержки производства, мак­симизирующие прибыль. В этом случае фирма извле­кает экономическую прибыль, т. е. ее доходы превыша­ют все ее издержки (рис. 26.2);

Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции - student2.ru

Рис. 26.2. Максимизация прибыли конкурентной фирмой

· цена равна минимальным средним издержкам произ­водства, что обеспечивает фирме самоокупаемость, т. е. фирма только покрывает свои издержки, что дает ей воз­можность получать нормальную прибыль (рис. 26.3);

Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции - student2.ru


Рис. 26.3. Самоокупаемая конкурентная фирма

· цена ниже минимально возможных средних издержек, т. е. фирма не покрывает всех своих издержек и несет убытки (рис. 26.4);

· цена опускается ниже минимальных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, т. е. фирма способна минимизировать свои убытки (рис. 26.5);

· цена ниже минимума средних переменных издержек, что означает прекращение производства, ибо потери фирмы превышают постоянные издержки (рис. 26.6).

Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции - student2.ru

Рис. 26.4. Конкурентная фирма, несущая убытки


Рис. 26.5. Минимизация убытков конкурентной фирмы

 
  Условия максимизации прибыли при совершенной конкуренции - student2.ru


Рис. 26.6. Прекращение производства конкурентной фирмой

ЛЕКЦИЯ 15

Наши рекомендации