Условия максимизации прибыли и минимизации убытков рынка монополистической конкуренции

46. Олигополия и ее характерные черты. Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами. Условия максимизации прибыли и минимизации убытков рынка монополистической конкуренции - student2.ru Рисунок 1. Черты олигополии.

47. Неопределенность как характерная черта рыночного процесса. Понятие ассиметричной информации. При рассмотрении конкурентного рынка мы создаем абстрактную модель со всеми условностями, присущими этой модели. В том мы числе предполагаем, что информация на таком рынке распределенасимметрично, то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позволяет использовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом. Однако в реальной жизни модель совершенной конкуренции нарушается и возникаетасимметричность информации, под которой мы понимаем ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явлениенеопределенности - недостатка информации о вероятных будущих событиях. В экономической теории существуют различные точки зрения относительно явления неопределенности. Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов. Таким образом, в результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, посколькуценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Классический пример, вошедший во многие учебники по экономике, изложен в статье американского экономиста Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов» (1970 г.), описывающей ситуацию на рынке подержанных автомобилей. На рынке есть просто подержанные автомобили, находящиеся тем не менее в хорошем состоянии. Типичным примером отрицательной селекции, или неблагоприятного отбора, стал рынок страховых услуг. Ситуация развивается по тому же сценарию, что и на рынке «лимонов». Это происходит из-за асимметричности информации. Люди лучше любой страховой компании знают состояние своего здоровья. Те, кто имеет худшее здоровье, более склонны прибегнуть к услугам страхования. Доля не очень здоровых людей постепенно возрастает в общем числе тех, кто страхует свое здоровье. Это повышает цену страховых услуг. При росте цены более здоровые люди перестанут страховаться, и доля больных будет увеличиваться. В конце концов может сложиться ситуация, когда страхуются только больные, а сама страховая деятельность становится невыгодной. Мы наблюдаем уже известный нам случай: некачественный «товар» вытесняет с рынка качественный. Страховая деятельность становится невыгодной, но она необходима. Поэтому часто страховой деятельностью занимается государство. Помимо трансакционных издержек, еще и асимметричность информации заставляет государство включаться в процесс организации и осуществления страховой деятельности. Итак, одним из негативных последствий наличия асимметричной информации на рынке становится отрицательная селекция. С явлением отрицательной селекции тесно связано следующее негативное последствие асимметричности информации - возникновениеморального риска. Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здоровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее внимательно относиться к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, перестают запирать двери, не ставят систему сигнализации. Компании, которая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подобные формы поведения, и таким образом она несет дополнительные издержки, связанные с моральным риском - отсутствием стимулов к мерам предосторожности.

48. Понятие и виды рисков в экономике. Границы и зоны хозяйственного риска. Основными видами мероприятий по преодолению риска являются:

1) избежание риска;

2) сокращение риска и его регулирование;

3) пред у смотрение риска в балансе предприятия

Рассмотрим их подробнее.

Избежание риска — пожалуй, наиболее простой метод, однако он означает отказ от каких-то операций. Ограниченность этого метода очевидна.

Сокращение (регулирование) риска находит выражение в целом ряде методов:

проверка платежеспособности клиента и текущий контроль;

страхование риска, использование залога;

разделение риска, когда, например, общая сумма заемных средств делится на несколько банков;

рассеивание риска (кредит выдается многим должникам; чьи риски не связаны друг с другом);

ограничение риска посредством определенных нормативов, которые устанавливаются Центральным банком.

Предусмотрена риска в балансе предприятия. Этот метод является предметом дискуссий, единого мнения о том, нужно ли в балансе банка предусматривать средства на покрытие скрытых рисков, пока что нет.

Представляется, что результативное регулирование экономических рисков связано, во-первых, с определением зоны риска (допустимого, критического и катастрофического); во-вторых, с контролем за минимизацией риска в выделенной зоне; в-третьих, с финансированием риска.

Финансирование риска в свою очередь требует: определения, за счет каких средств должна производиться работа по минимизации риска; создания специальных резервов; поиска источников покрытия рисков;

разработки механизма стимулирования работников, снижающих риск.

Указанные направления регулирования позволят оптимизировать соотношения между прибылью, риском и в конечном счете прогнозировать будущее развитие хозяйственной деятельности предприятия.

 

49. Методы регулирования экономических рисков. В ходе разработки стратегии предприятия концепция приемлемого риска реализуется в виде двухстадийного комплекса процедур «оценки» и «управления риском». Оценка риска - это совокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации источников возникновения риска, определения возможных масштабов последствий проявления факторов риска и определения роли каждого источника в общем профиле риска данного предприятия. Оценка риска стратегии предприятия строится на всестороннем (научном, техническом, технологическом, хозяйственном, маркетинговом, социальном и т.п.) изучении предприятия и среды его функционирования как источников риска, анализе внешних и внутренних факторов риска, составление цепочек развития событий при действии тех или иных факторов риска, определении показателей оценки уровня риска, а также на установлении механизмов и моделей взаимосвязи показателей и факторов риска. Управление риском включает в себя разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение уровня риска до приемлемого уровня. Управление риском опирается на результаты оценки риска, техникотехнологический и экономический анализ потенциала и среды функционирования предприятия, действующую и прогнозируемую нормативную базу хозяйствования, экономико-математические методы, маркетинговые и другие исследования. Объектом оценки и управления риском здесь являются стратегические решения предприятия, стратегический план, содержащий ряд утверждений относительно будущего развития внешней по отношению к предприятию среды, рекомендаций по образу действий руководства и коллектива предприятия, прогнозных высказываний о реакциях на планируемые стратегические мероприятия потребителей продукции, поставщиков сырья, конкурентов и др. В реальных хозяйственных ситуациях, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться различные способы снижения уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия. Многообразие применяемых в хозяйственной практике промышленных предприятий методов управления риском можно разделить на четыре типа методы уклонения от риска; методы локализации риска; методы распределения риска; методы компенсации риска-

Наши рекомендации