Проблемы эффективности и качества действия законодательства субъектов РФ об Административных правонарушениях
Эффективность бывает положительная – успешное решение поставленных задач, отрицательная – задачи не решены и поставленные цели не достигнуты, оптимальная (придумана в России), так как пока что еще ничего не закончено, свидетельствует о том, что правовое регулирование м б приемлемым в данный момент, но оно нуждается в дальнейшей доработке. Точных критериев эффективности еще нет. Эффективностьзаконодательства означает его результативность, т. е. критерием эффективности м б оценка результативности, достижения целей и оценка решения его задач (государства). В настоящее время законодательство об А правонарушениях субъектов РФ хар-ся как оптимально эффективное.
Недостатки правового регулирования субъектами РФ зак-ва об АП: 1. Несовершенство зак-ой деят-ти суб-тов РФ в сфере регулирования АО, 2. Отсутствие заинтересованности у регионального законодателя в наличии адм-деликтного закона, 3. Незнание законодателем обст-в А правонарушения, либо отсутствие единого подхода к определению обстоятельств А П/н/я, 4. Низкая правовая культура управомоченных должностных лиц, 5. Отсутствие необходимого финансирования. В адм-правовой науке разработана такая категория, как правовое качество закона, эта категория вкл в себя: устойчив совокупность свойств закона, хар-х правомерность его принятия с учетом требований о компетентности. Сва- прав легальность соблюдения юр техники, применения установленных инструментально -прав ср-в. Повысить прав качество адм- деликтных законов м при помощи след средств: а) при подготовке законопроектов учитывать условия, в кот они б реализованы, устанавливать соотношение компетенции ДЛ с целью недопущения дублирования полномочий и недопущения прав пробелов, б) соблюдение технико-прав процедуры принятия З(юр техника, легитимность, соблюд. процедуры принятия З, оценка эффективности акта, его необходимость), в) четкая регламентация в зак-ве процессуальных норм, предусматривающих порядок и процедуры применения мер административного принуждения уполн органами и ДЛ, четкая регламентация статуса всех лиц, участв. в рассмотрении дела об А п/н/ях.
Основания АО.
Основаниями АО следует считать совокупность факторов, наличие которых может повлечь за собой данный вид юридической отв-сти. Выделяют основания: 1) нормативное- т.е. наличие норм права, устанавливающих АО и регулирующих ее. 2) фактическое, каковым является деяние (действие, бездействие) конкретного лица, нарушающее правовые предписания, охраняемые А санкциями (т.е. наличие А правонарушения). 3) процессуальное- акт компетентного органа или ДЛ о назначении конкретной меры АО правонарушителю, включая порядок исполнения АН. Для реализации механизма АО необходимы все 3 основания и именно в такой последовательности.
Закон определяет административное правонарушениекак противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Из анализа указанного определения выделим признаки административного правонарушения: противоправность, наказуемость, виновность. Доктринальный признак - общественная опасность –материальным, позволяет отграничивать административные правонарушения от преступлений. Административное правонарушение является нежелательным для общества явлением, поскольку нарушает общественные отношения, угодные и выгодные для общества и охраняемые нормами права.
Фактическое основание административной ответственности— это наличие всех элементов юридического состава административного правонарушения.
Под юридическим составом административного правонарушенияпонимается обязательная совокупность элементов, установленных правом и характеризующих деяние как административное правонарушение. Наличие всех элементов юридического состава строго обязательно для квалификации конкретного деяния в качестве административного правонарушения. В административно-правовой литературе выделяются четыре элемента, представляющие юридический состав административного правонарушения: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Объект — это общественные отношения, охраняемые законодательством РФ об административных правонарушениях, на которые направлены противоправные действия (бездействия). Важнейшим элементом юридического состава административного правонарушения является объективная сторона — конкретные действия либо бездействие, причинившие вред общественным отношениям. Она также включает в себя способ, время, место, орудия совершения административного правонарушения. Установление признаков объективной стороны юридического состава правонарушения является основным условием определения основания административной ответственности. При этом совершенное деяние и все его дополнительные характеристики должны в точности соответствовать их описанию в конкретном составе. В качестве третьего структурного элемента юридического состава правонарушения называется субъект. Субъектами административных правонарушений являются физические и юридические лица. И четвертый элемент юридического состава административного правонарушения — субъективная сторона, которая выражается в вине и представляет собой совокупность признаков, характеризующих состояние лица в момент совершения правонарушения и его отношение к совершенному им противоправному деянию и его последствиям.