Стратегия концент- Стратегия
Старые рации «Улучшай то, развития
Что уже делаешь» рынка
Новые Стратегия Стратегия
Разработки диверсификации
Новых товаров
Рынки Старые Новые
Рис. 15. Матрица возможностей по товарам и рынкам (по Ансоффу)
Стратегия диверсификации дваждынаправлена на реализацию новых товаров на новом рынке. Она трудно реализуема и рискованна из-за отсутствия опыта реализации нового товара и требует мобилизации значительных ресурсов для создания новых каналов распределения.
В зависимости от конкурентной среды Майкл Портер, профессор экономики Гарвардского университета, предложил три типа генетической стратегии:
· Стратегия руководства общими издержкаминаправлена на максимизацию прибыли путем сокращения издержек производства и реализации. Такая продукция конкурентоспособна за счет низкой рыночной цены и обеспечивает большой объем продаж производителю, но отличается низким уровнем модификации товара.
· Стратегия дифференциацииотличается в конкуренции с другими производителями акцентом на уникальное качество и свойства товара, дизайн, особое обслуживание клиентов. Эта стратегия позволяет устанавливать высокие цены на продукцию, и направлена на тех покупателей, которые приобретают продукцию, не являющуюся массовой, серийной.
· Сочетание стратегийнаправлено на снижение издержек производства и достижение дифференциации товара, является одной из самых эффективных и перспективных стратегий.
Следующую группу стратегий составляют стратегии роста компании путем приобретения или создания дочерних фирм:
· Стратегия обратной вертикальной интеграциинаправлена на создание и приобретение организаций, обеспечивающих фирму сырьем, комплектующими изделиями по технологической цепочке назад, таким образом, уменьшая зависимость от поставщиков, например, торговая организация создает производство товара или нефтеперерабатывающее предприятие занимается добычей нефти.
· Стратегия прямой вертикальной интеграциинаправлена на создание предприятий прямо по технологической цепочке, например, производитель создает свою систему распределения и продажи товаров. Такая стратегия позволяет установить контроль над структурами, обеспечивающими снабжение, производство и реализацию товаров.
· Стратегия горизонтальной интеграцииподразумевает объединение предприятий одной отрасли, которое дает конкурентные преимущества путем увеличение рыночной доли, усиления позиции на рынке.
· Стратегия конгломеративной диверсификациипозволяет организовывать производство товаров, технологически не связанных. Такая стратегия обеспечивает фирме стабильность и возможность инвестирования перспективных в будущем производств за счет наиболее прибыльных сегодня направлений деятельности.
4.6.Текущее планирование в организации
Важным аспектом в реализации стратегии является текущее планирование. Текущие планы разрабатываются для того, чтобы все подчиненные, ответственные за внедрение стратегии, имели четкое представление о том, что и как они должны делать, чтобы их цели были достигнуты. Составление текущих планов является исключительной функцией руководителей отделов и подразделений (функциональных руководителей). Окончательный вариант текущих планов формируется на основе производственной стратегии и общих целей фирмы, и очень важно, чтобы они соответствовали бюджету организации, отражающему распределение ресурсов в организации на текущий период.
Руководители организации должны разрабатывать три типа планов для ежедневного контроля производственного процесса и обеспечения соответствия общей стратегии организации:
1. функциональные планы функциональных подразделений: маркетинговый, производственный, финансовый планы;
2. единовременные планы, предназначенные для выполнения отдельных программ и проектов;
3. стабильные планы: политика, стандартные инструкции, правила, рекомендации, нормативы, которые разрабатываются для регулярно повторяющихся операций, они освобождают подчиненных от необходимости принятия решений.
Долгосрочные и среднесрочные
Выбор Долгосрочный Годовые Выполнение Отчет
стратегии план планы плановых о результатах
организа- Среднесрочный и бюджеты заданий работы
ции план
Рис 16. Система планов в организации
4.7.1. Пути преодоления барьеров в текущем планировании
- Поддержка высшего руководства.Очень часто со стороны оперативных менеджеров не придается должное внимание и значение текущему планированию. В результате такие менеджеры обречены на непрерывную деятельность по решению бесконечных проблем. Высшее руководство должно поощрять и поддерживать, принимать участие в текущем планировании деятельности предприятия.
- Ответственность за процесс планирования.Необходимо назначать среди своих подчиненных ответственных а каждое плановое задание или проектный план и регулярно проверять, как идет выполнение.
- Обучение планированию.Недостаток навыков и опыта планирования необходимо преодолевать обучением методике составления планов.
- Эффективная система обмена информацией.При составлении планов необходимо создавать условия для свободного получения и обмена информацией, предоставлять все необходимые для принятия решений факты.
- Связь планирования с системой вознаграждения.Личностные предубеждения против планирования сокращаются, когда людей награждают за составление эффективного плана и его реализацию.
- Поощрение системы участия и развитие групповых навыков управления. Составление планов требует обсуждения тех, кто будет их реализовывать, необходимо, чтобы они имели возможность внести свои предложения и изменения в будущие планы.
- Разработка альтернативных планов.В условиях сложной, динамичной внешней средынеобходимо в случае наступления непредвиденных обстоятельств разрабатывать альтернативные «кризисные» планы, предусматривающие действия в этих условиях.
- Открытая реакция на сопротивления.Любые изменения, неуверенность, что эти планы будут выполнены, вызывают у персонала реакцию сопротивления изменениям. Необходимо давать своим подчиненным возможность свободно выражать свое мнение.
- Ограничение планирования.Необходимо помнить, что действенность планирования имеет свои границы. Эффективное планирование не является единственным залогом успеха.
4.7. Методы календарного планирования
График Ганта
График Ганта – это контрольная схема, на которой по горизонтали отмечают время, а по вертикали – виды деятельности или задания. Горизонтальные квадраты представляют собой сроки выполнения каждого задания, а дополнительные пометки в каждом горизонтальном квадратике означают реальное выполнение каждого задания.
Пример графика Ганта показан в таблице 20, разработанного для контроля за постройкой фундамента для производственного компрессора и его установкой. Скобки показывают время начала и завершения работ, чистые квадраты - продолжительность реального процесса. Точка «Текущая дата» показывает наступившее реальное время, чтобы определить стадию выполнения на текущий момент. График Ганта используют как для планирования, так и контроля любого проекта или задания, он показывает расхождения между планом и реальными действиями.
Таблица 20
График Ганта
Неделя Действия | |||||||||||
Получение стали | Заказ | Поставка | |||||||||
Постройка фундамента | Разметка | Сварка | |||||||||
Боковые панели | Разметка | Устройст-во | Установка | Сварка | |||||||
Верх и низ | Разметка | Сварка | |||||||||
Получение компрессора | Заказ | Постав-ка | |||||||||
Сборка | Сбор-ка | Покрас-ка | |||||||||
Электропроводка | |||||||||||
Изоляция |
- начало по плану
- конец по плануТекущая дата
- реальное выполнение
4.7.2. Метод сетевого планирования
ПМНО (программный метод наблюдения и оценки) был разработан в конце 50-х годов, чтобы помочь менеджерам планировать крупномасштабные проекты и наблюдать за их выполнением. Для этого необходимо определить все значимые виды деятельности (действия), необходимые для выполнения проекта, события, которые сигнализируют о завершении этих действий и время, необходимое для выполнения каждого действия. Эта информация необходима для создания цепной диаграммы, которая изображает все действия, события и сроки от начала до окончания проекта.
Таблица 21