Современные подходы к товарной экспертизе обуви повседневной
Содержание
Введение
1 Роль экспертизы при осуществлении таможенного контроля
1.1 О влиянии ввоза обуви на экономическую безопасность РФ
1.2 Экспертиза товаров в таможенных целях
1.3 Особенности проведения экспертизы и исследований обувных товаров
2 Характеристика идентификационных признаков повседневной обуви в целях классификации в соответствии с ЕТНВЭД
2.1 Классификация повседневной обуви в ЕТНВЭД
2.2 Классификация обуви Общегосударственным классификатором
2.3 Характеристика идентификационных признаков
3 Товарная экспертиза импортируемой обуви спортивной и для активного отдыха (на примере торговой марки Adidas)
3.1 Товароведная характеристика ассортимента
3.2 Количественная экспертиза
3.3 Экспертиза качества
3.4 Экспертиза сопроводительной документации, удостоверяющей качество и безопасность продукции
3.5 Экспертиза маркировки
4 …
4.1 Взаимосвязь фальсификации и контрафакции
4.2 Определение подлинности и обнаружение фальсификации обуви спортивной и для активного отдыха
4.3 Административная ответственность за нарушения в области таможенного дела в отношении ввоза на территорию Таможенного Союза фальсифицированной и контрафактной продукции
4.4 Роль таможенных органов в обеспечении защиты правообладателями товарных знаков, знаков обслуживания
Выводы и предложения
Библиографический список
Приложения
Введение
Емкость обувного рынка РФ определяется объемом реализуемой продукции отечественного и зарубежного производства, который находится в непосредственной зависимости от факторов, определяющих платежеспособный спрос населения. Обувные изделия являются товарами постоянного спроса, имеют большое значение для удовлетворения потребностей человека. Легкая промышленность – это стратегический ресурс страны, который в том числе влияет на такие важные показатели, как безопасность, конкурентоспособность и обороноспособность. В настоящее время обувь на российском рынке в основном импортная. Одной из основных тенденций развития рынка обуви стали ориентация потребителей на марку, качество и разнообразие ассортимента в местах продаж.
Спрос на обувь в России прогрессирует, и недостатка обуви в розничной торговле не наблюдается, если не учитывать показатель качества. На российский рынок поступает большое количество низкокачественной и дешевой обуви noname. Зачастую внешне она выглядит неплохо, но при ее производстве используются непрочные материалы (например, ПВХ), и это делает обувь недолговечной, наносит ущерб всему рынку, поскольку подрывает доверие к отрасли в целом. Без защиты государства, без продуманной государственной стратегии и поддержки обувной промышленности большинства существующих сегодня обувных производств Россия может лишиться.
По различным оценкам, доля импортных поставок обуви в настоящее время составляет 80% от совокупного объема продаж. Основной поток импортной обуви на российский рынок направлен из Азии, однако, это обувь низкого качества, но конкурирующая по цене с российскими и европейскими производителями. Но, несмотря на снижение в последние годы доли китайской обуви на российском рынке, это присутствие еще достаточно велико и составляет около 60%. Проверки рынков обуви показывают, что до 80% дешевой импортной обуви не отвечают требованиям российских норм и стандартов. Такая ситуация препятствует развитию отечественных производителей обуви. Проблема импортозамещения требует решения.
Adidas AG - немецкий производитель спортивной обуви и спортивных аксессуаров. Группа состоит из трех подразделений - Adidas, ReebokInternationalLtd, Rockport и TaylorMade-AdidasGolf. В России Adidas объединяет более 170 розничных точек.
Во время прохождения преддипломной практики были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить влияние импорта обуви на экономическую безопасность РФ;
2. Выделить основные идентификационные признаки обуви спортивной и для активного отдыха в целях ее классификации в соответствии с ТНВЭД;
3. Провести экспертизу импортируемой повседневной и спортивной обуви марки RockPort, в том числе:
- охарактеризовать ассортимент,
- провести экспертизу количества, качества,
- установить наличие и правильность оформления сопроводительной документации, устанавливающую безопасность продукции
- провести экспертизу производственной и потребительской маркировки обуви спортивной и для активного отдыха.
Объектом исследования выступит импортируемая на территорию РФ обувь спортивная и для активного отдыха торговой марки Rockport.
Торговую марку Rockport давно знают и любят те, кто предпочитает качественную повседневную и спортивную мужскую и женскую обувь. Марка молодежной стильной обуви Rockport является брендом от известной во всем мире компании Adidas Group. Началась история развития бренда в 1971 года, когда компания Rockport и была основана в Мальборо, штат Массачусетс, отцом и сыном Катц (Katz). Брюс и Саул решили, что нет в обувной промышленности продукта, который бы в себе сочетал такие качества, как: стильную оболочку, комфорт и легкие материалы. Как раз эти определения в последующее десятилетие и направили развитие бренда Rockport.
В состав Reebok компания входит в 1984 году. Интересно, что это стало первым опытом развития корпорации Reebok в направлении не относящемуся к спорту. Для Rockport стали выгодными капиталовложения Reebok, а так же тот факт, что конструктивные спортивные патенты и технологии Reebok стали доступны производственным мощностям Rockport, и используемые теперь в традиционных обувных моделях. Данный факт как раз и привел в дальнейшем к использованию во многих видах обуви, производимой Rockport, стелек с патентом «DMX comaort»
Обувные коллекции, выпущенные под маркой Rockport, на рынке позиционировались изначально как изделия сделанные по передовым идеям, новаторским технологиям и обрамляющие органично дизайном мощную начинку. Множество обувных технологий принадлежит бренду Rockport. Не взирая на то, что ключевое внимание в коллекциях Rockport уделяется спортивной стильной обуви, марка также выпускает повседневную и элегантную обувь на любые случаи жизни.
Сезонная коллекция обуви весна-лето 2008, созданная Rockport, представлена в двух главных направлениях: спортивная обувь (практичные и яркие кроссовки, имеющие узнаваемый стиль Rockport) и обувь, предназначенная на каждый день (открытые кеды, выполненные в спортивном стиле, сандалии, созданные в стиле casual, шлепки на небольшой платформе, кожаные мягкие туфли, имеющие естественные оттенки и напоминающие мокасины).
В настоящее время компания продолжает изготавливать обувь и управляет в Штатах и 66 странах мира собственной сетью магазинов.
Современные подходы к товарной экспертизе обуви повседневной.
1.1 Влияние ввоза обуви на экономическую безопасность РФ
Вопрос регулирования товарных потоков становится особенно актуальным при вхождении России в мировую экономику. Открытость границ делает рынок российских товаров уязвимым по отношению к ввозу иностранных. Угроза импортной зависимости, а также вытекающая из нее угроза проникновения на российский рынок контрабандных и контрафактных товаров в свете новых реалий становятся особо актуальными проблемными вопросами.
Исходя из поровых значений экономической безопасности, разработанных учеными академий РАН, доля импортной продукций, присутствующей на российском рынке, по их оценкам, не должна превышать 30%. Но в таких отраслях легкой промышленности, как текстильная, обувная величина этого показателя критична и составляет более 60%.
На протяжении последнего десятилетия более половины совокупного потребления отечественного рынка легкой промышленности восполняется за счет импорта. В 2010 г. импорт обуви составил 3875272,4 долл. США; экспорт за соответственный период – 177,8 млн. долл. США.
Обувная отрасль является одной из ведущих отраслей легкой промышленности и наименее защищенной от импортной экспансии.
Формирование обувного рынка в Российской Федерации происходило в два этапа.
После дефолта, в 1998 г., рынок стал еще более рыхлым: из страны ушли западные импортеры. Объемы производства конкурентоспособной обуви на территории России возросли, но все равно, по оценкам участников рынка, составляли менее 10% от потребности населения. Пустующие ниши быстро занимала китайская «noname»-продукция, которая только незначительно различалась по цене (в зависимости от материала). На рынке был представлен однородный товар анонимных продавцов для всех категорий покупателей.
Вторым этапом развития российского обувного рынка, начиная с 2000 г., является создание крупных российских сетей розничных продаж обуви, таких как «Терволина», «Эконика» и «Пальмира». Данные компании начинают предпринимать решающие шаги в формирование культуры потребления брэндированной обуви, происходит перетекание клиентуры в фирменные магазины, ориентированные на покупателей, лояльных к тем или иным маркам.
В настоящее время в России обувь выпускают 260 крупных и средних предприятий. Объемы производства неравномерны – до 90% обуви производится на 50 крупных предприятиях. Лидерами в производстве обуви являются ООО «Брис-Босфор» (Краснодарский край) и ЗАО«Обувная фабрика «Юничел» (Челябинская область). Также в рядах ведущих отечественных производителей находятся такие предприятия, как «Антилопа», «Вестфалика», ОООМУЕ «Продакшн» (Владимирская область), ЗАОМОФ «Парижская коммуна», ООО«Тульская обувная фабрика», RalfRinger и другие.
В России, по данным Минпромэнерго, за год производится около 45 млн. пар кожаной обуви. Мировой объем производства обуви составляет 13,5 млрд. пар. В Европе производится примерно 1,2млрд. пар обуви, из которых 900 млн. пар – в Западной Европе и около 300 млн. пар – в Восточной.
В сегменте обуви среднего и высокого класса мировым лидером считается итальянская обувная промышленность, а итальянские обувщики фактически являются общепризнанными законодателями мировой обувной моды. По объему производства обуви Италия занимает 3 место в мире после Китая и Бразилии. Российская обувная промышленность производит порядка 0,3% мирового производства обуви.
В мире покупается в среднем 1,9 пар обуви на одного человека в год. В СШАэтот показатель составляет 6,5 пар, в Европе – 3,8-4,5 пар, в Юго-восточной Азии – от 0,7 пары, в Индии до 2,0 пар обуви.
В 2012 году обуви выпущено 63,1 млн. пар, что на 20,2 процента больше, чем в 2011 г, и на 11,7 процента больше, чем в 2008 г. Обуви с верхом из натуральной кожи сшито 25,5 млн. пар (40,4 % от общего объема), на 15,2 % больше, чем год назад, но на 3,6 % (0,7 млн. пар) меньше, чем в 2010 году. Обуви с верхом из текстиля произведено 37,6 млн пар, что на 23,8 % больше, чем год назад и на 24 % больше, чем в 2010 году.
Производство обуви за последние 10 лет выросло на 92 % — на 30,2 млн. пар, в том числе выпуск обуви с верхом из текстильных материалов вырос в 2,3 раза – на 25,7 млн. пар, обуви с верхом из кожи на 21,4 % - 4,5 млн. пар.
Росту рентабельности производства обуви способствовало значительное увеличение цен производителей на нее во втором полугодии 2012 года. На обувь с кожаным верхом в 1 полугодии цены выросли 2,4 %, во 2 – на 13,8 %, а на обувь с текстильным верхом на 3,1 % (табл.1.1)
Таблица 1.1 – Индексы цен производителей на обувь в 2012 году (в % к декабрю предыдущего года).[1]
Вид обуви | март | июнь | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
С верхом из кожи | 115,2 | 120,6 | 124,4 | 131,3 | 140,1 | |
С верхом из текстильных материалов | 115,5 | 117,1 | 119,9 | 120,7 | 125,2 | 131,5 |
Спортивная | 108,5 | 112,6 | 117,8 | 123,1 | 128,3 | 133,7 |
Структура импорта обуви значительно отличается от структуры производства. Легальный импорт обуви с верхом из кожи составляет 72% всего легального импорта обуви, а в производстве ее доля равна 40,4%. легальный импорт обуви с верхом из кожи в 4 раза превышает объем ее производства.
Рассматривая географическую структуру импорта кожаной обуви, следует отметить, что основным торговым партнерам в 2012 г. как и в 2010 г. стал Китай. Количество оформленных ГТД составило 10517.
Китай является мировым лидером по экспорту обуви. Экспорт обуви в Китае является государственной политикой и поддерживается в форме экспортных субсидий, налоговых «каникул», снижения тарифов на энергоносители, а также в этой стране отсутствуют социальные налоги при невысокой заработной плате, что ставит российскую обувную отрасль в неравные конкурентные условия.
Необходимо отметить, что Китай является не только основным официальным импортером, но и занимает первое место по ввозу контрабандной и контрафактной продукции на территорию Российской Федерации. Общий объем контрабандной и контрафактной продукции легкой промышленности на российском рынке в 2010 г. по оценкам экспертам составлял почти 780 млрд. руб. (28 млрд. долл.), более чем вдвое превышая уровень легального производства и импорта. Доля импорта челноков и контрабанды в продаже обуви – 68%.
Причем, более 50% ввозимых товаров не соответствуют требованиям качества, что представляет собой серьезную угрозу для общественного здоровья граждан. По данным статистики, качество импортной обуви на потребительском рынке резко снизилось в сравнении с отечественной обувью: если в 2010 г. забраковано как некачественной и опасной для здоровья 60,5% импортной кожаной обуви, то в 2012 г. количество некачественной импортной продукции увеличилось до 68,4%, а отечественной обуви забраковано 23,6% соответственно. Срок носки импортной летней обуви не выдерживает и одного месяца. По данным Союза участников потребительского рынка, наибольшее обращение потребителей по некачественному товару поступает по импортной обуви.
На сегодняшний день незаконный и контрабандный ввоз обуви осуществляется по двум каналам: это карго-перевозчики и челноки (физические лица). Через эти каналы в страну поступает свыше 60% от объема потребления обуви, в основном из Китая и Турции.
Импортная зависимость имеет следующие последствия:
- низкий платежеспособный спрос способствует преобладанию на рынке низкокачественных товаров иностранного производства, которые импортируются из Китая и стран Юго-Восточной Азии, чья доля на российском рынке составляет около 80%;
- преобладание импортных товаров на рынке препятствует продвижению российских товаров;
- использование иностранными, а в некоторых случаях и российскими компаниями «серых» схем ввоза товаров, не способствует развитию в стране здоровой конкуренции между отечественными и иностранными производителями.
Все это привело к возникновению и нарастанию угрозы внешнеторговой экономической безопасности РФ в сфере обеспечения населения обувью. «Конкурируя» с контрабандной и контрафактной продукцией, российские производители сегодня заведомо находятся в проигрышном положении. Тем не менее, в современных условиях с учетом специфики становления и развития российского рынка товаров легкой промышленности полный отказ от импорта не представляется возможным. В этой связи необходимо более жесткая координация влияния государства на регулирования внешнеторговой деятельности в сфере ввоза обуви.
Обувная промышленность в РФ напрямую зависит от импорта, на сегодняшний день его доля составляет 80 % . Низкий платежеспособный спрос способствует преобладанию на рынке низкокачественных товаров иностранного производства, которые импортируются из Китая и стран Юго-Восточной Азии, что препятствует продвижению на рынке российских товаров. Использование иностранными, а в некоторых случаях и российскими компаниями нелегальных схем импорта товаров, не способствует развитию в стране здоровой конкуренции между отечественными и иностранными производителями. Все это привело к возникновению и нарастанию угрозы внешнеторговой экономической безопасности РФ в сфере обеспечения населения обувью. «Конкурируя» с контрабандной и контрафактной продукцией, российские и даже иностранные производители сегодня заведомо находятся в проигрышном положении. Тем не менее, в современных условиях с учетом специфики становления и развития российского рынка товаров легкой промышленности полный отказ от импорта не представляется возможным.
В этой связи необходимо более жесткая координация влияния государства на регулирования внешнеторговой деятельности в сфере ввоза обуви.
Необходимо исследование существующих мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и разработка на их основе механизмов реализации комплекса мер в отношении регулирования ввоза обуви в Российскую Федерацию.
Наиболее эффективным направлением обеспечения экономической безопасности в обувной отрасли является таможенное регулирование ввоза обуви. Существующие в настоящее время таможенные пошлины не позволяют отечественным товарам конкурировать по цене с неконтролируемым нелегальным импортом.
По моему мнению, увеличение таможенных пошлин при жестком администрировании снизят колоссальный импорт и позволят предприятиям увеличить объем продаж. Необходимо принимать меры на уровне государства по защите производителей, товарных знаков. Успехом развития обувной промышленности являются тесное сотрудничество науки и производства, внедрение имеющихся инновационных разработок в области проектирования, материаловедения и технологии изготовления. Результатом такого взаимодействия станет конкурентоспособная продукция.