Современные подходы к товарной экспертизе обуви повседневной

Содержание

Введение

1 Роль экспертизы при осуществлении таможенного контроля

1.1 О влиянии ввоза обуви на экономическую безопасность РФ

1.2 Экспертиза товаров в таможенных целях

1.3 Особенности проведения экспертизы и исследований обувных товаров

2 Характеристика идентификационных признаков повседневной обуви в целях классификации в соответствии с ЕТНВЭД

2.1 Классификация повседневной обуви в ЕТНВЭД

2.2 Классификация обуви Общегосударственным классификатором

2.3 Характеристика идентификационных признаков

3 Товарная экспертиза импортируемой обуви спортивной и для активного отдыха (на примере торговой марки Adidas)

3.1 Товароведная характеристика ассортимента

3.2 Количественная экспертиза

3.3 Экспертиза качества

3.4 Экспертиза сопроводительной документации, удостоверяющей качество и безопасность продукции

3.5 Экспертиза маркировки

4 …

4.1 Взаимосвязь фальсификации и контрафакции

4.2 Определение подлинности и обнаружение фальсификации обуви спортивной и для активного отдыха

4.3 Административная ответственность за нарушения в области таможенного дела в отношении ввоза на территорию Таможенного Союза фальсифицированной и контрафактной продукции

4.4 Роль таможенных органов в обеспечении защиты правообладателями товарных знаков, знаков обслуживания

Выводы и предложения

Библиографический список

Приложения

Введение

Емкость обувного рынка РФ определяется объемом реали­зуемой продукции отечественного и зарубежного производства, ко­торый находится в непосредственной зависимости от факторов, оп­ределяющих платежеспособный спрос населения. Обувные изделия являются товарами постоянного спроса, имеют большое значение для удовлетворения потребностей человека. Легкая промышленность – это стратегический ресурс страны, который в том числе влияет на такие важные показатели, как безопасность, конкурентоспособность и обороноспособность. В настоящее время обувь на российском рынке в основном импортная. Одной из основных тенденций развития рынка обуви стали ориентация потребителей на марку, качество и разнообразие ассортимента в местах продаж.

Спрос на обувь в России прогрессирует, и недостатка обуви в розничной торговле не наблюдается, если не учитывать пока­затель качества. На российский рынок поступает большое количест­во низкокачественной и дешевой обуви noname. Зачастую внешне она выглядит неплохо, но при ее производстве используются непрочные материалы (например, ПВХ), и это делает обувь недолговечной, на­носит ущерб всему рынку, поскольку подрывает доверие к отрасли в целом. Без защиты государства, без продуманной государственной стратегии и поддержки обувной промышленности большинства су­ществующих сегодня обувных производств Россия может лишиться.

По различным оценкам, доля импортных поставок обуви в насто­ящее время составляет 80% от совокупного объема продаж. Основ­ной поток импортной обуви на российский рынок направлен из Азии, однако, это обувь низкого качества, но конкурирующая по цене с рос­сийскими и европейскими производителями. Но, несмотря на сниже­ние в последние годы доли китайской обуви на российском рынке, это присутствие еще достаточно велико и составляет около 60%. Провер­ки рынков обуви показывают, что до 80% дешевой импортной обуви не отвечают требованиям российских норм и стандартов. Такая ситуация препятствует развитию отечественных производителей обуви. Проблема импорто­замещения требует решения.

Adidas AG - немецкий производитель спортивной обуви и спортивных аксессуаров. Группа состоит из трех подразделений - Adidas, ReebokInternationalLtd, Rockport и TaylorMade-AdidasGolf. В России Adidas объединяет более 170 розничных точек.

Во время прохождения преддипломной практики были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить влияние импорта обуви на экономическую безопасность РФ;

2. Выделить основные идентификационные признаки обуви спортивной и для активного отдыха в целях ее классификации в соответствии с ТНВЭД;

3. Провести экспертизу импортируемой повседневной и спортивной обуви марки RockPort, в том числе:

- охарактеризовать ассортимент,

- провести экспертизу количества, качества,

- установить наличие и правильность оформления сопроводительной документации, устанавливающую безопасность продукции

- провести экспертизу производственной и потребительской маркировки обуви спортивной и для активного отдыха.

Объектом исследования выступит импортируемая на территорию РФ обувь спортивная и для активного отдыха торговой марки Rockport.

Торговую марку Rockport давно знают и любят те, кто предпочитает качественную повседневную и спортивную мужскую и женскую обувь. Марка молодежной стильной обуви Rockport является брендом от известной во всем мире компании Adidas Group. Началась история развития бренда в 1971 года, когда компания Rockport и была основана в Мальборо, штат Массачусетс, отцом и сыном Катц (Katz). Брюс и Саул решили, что нет в обувной промышленности продукта, который бы в себе сочетал такие качества, как: стильную оболочку, комфорт и легкие материалы. Как раз эти определения в последующее десятилетие и направили развитие бренда Rockport.
В состав Reebok компания входит в 1984 году. Интересно, что это стало первым опытом развития корпорации Reebok в направлении не относящемуся к спорту. Для Rockport стали выгодными капиталовложения Reebok, а так же тот факт, что конструктивные спортивные патенты и технологии Reebok стали доступны производственным мощностям Rockport, и используемые теперь в традиционных обувных моделях. Данный факт как раз и привел в дальнейшем к использованию во многих видах обуви, производимой Rockport, стелек с патентом «DMX comaort»
Обувные коллекции, выпущенные под маркой Rockport, на рынке позиционировались изначально как изделия сделанные по передовым идеям, новаторским технологиям и обрамляющие органично дизайном мощную начинку. Множество обувных технологий принадлежит бренду Rockport. Не взирая на то, что ключевое внимание в коллекциях Rockport уделяется спортивной стильной обуви, марка также выпускает повседневную и элегантную обувь на любые случаи жизни.
Сезонная коллекция обуви весна-лето 2008, созданная Rockport, представлена в двух главных направлениях: спортивная обувь (практичные и яркие кроссовки, имеющие узнаваемый стиль Rockport) и обувь, предназначенная на каждый день (открытые кеды, выполненные в спортивном стиле, сандалии, созданные в стиле casual, шлепки на небольшой платформе, кожаные мягкие туфли, имеющие естественные оттенки и напоминающие мокасины).
В настоящее время компания продолжает изготавливать обувь и управляет в Штатах и 66 странах мира собственной сетью магазинов.

Современные подходы к товарной экспертизе обуви повседневной.

1.1 Влияние ввоза обуви на экономическую безопасность РФ

Вопрос регулирования товарных потоков становится особенно актуальным при вхождении России в мировую экономику. Откры­тость границ делает рынок российских товаров уязвимым по отноше­нию к ввозу иностранных. Угроза импортной зависимости, а также вытекающая из нее угроза проникновения на российский рынок кон­трабандных и контрафактных товаров в свете новых реалий становят­ся особо актуальными проблемными вопросами.

Исходя из поровых значений экономической безопасности, разра­ботанных учеными академий РАН, доля импортной продукций, при­сутствующей на российском рынке, по их оценкам, не должна превышать 30%. Но в таких отраслях легкой промышленности, как текстильная, обувная величина этого показателя критична и составляет более 60%.

На протяжении последнего десятилетия более половины сово­купного потребления отечественного рынка легкой промышленности восполняется за счет импорта. В 2010 г. импорт обуви составил 3875272,4 долл. США; экспорт за соот­ветственный период – 177,8 млн. долл. США.

Обувная отрасль является одной из ведущих отраслей легкой промышленности и наименее защищенной от импортной экспансии.

Формирование обувного рынка в Российской Федерации проис­ходило в два этапа.

После дефолта, в 1998 г., рынок стал еще более рыхлым: из страны ушли западные импортеры. Объемы производства конкурентоспособ­ной обуви на территории России возросли, но все равно, по оценкам участников рынка, составляли менее 10% от потребности населения. Пустующие ниши быстро занимала китайская «noname»-продукция, которая только незначительно различалась по цене (в зависимости от материала). На рынке был представлен однородный товар анонимных продавцов для всех категорий покупателей.

Вторым этапом развития российского обувного рынка, начиная с 2000 г., является создание крупных российских сетей розничных про­даж обуви, таких как «Терволина», «Эконика» и «Пальмира». Данные компании начинают предпринимать решающие шаги в формирование культуры потребления брэндированной обуви, происходит перетека­ние клиентуры в фирменные магазины, ориентированные на покупа­телей, лояльных к тем или иным маркам.

В настоящее время в России обувь выпускают 260 крупных и средних предприятий. Объемы производства неравномерны – до 90% обуви производится на 50 крупных предприятиях. Лидерами в произ­водстве обуви являются ООО «Брис-Босфор» (Краснодарский край) и ЗАО«Обувная фабрика «Юничел» (Челябинская область). Также в рядах ведущих отечественных производителей находятся такие пред­приятия, как «Антилопа», «Вестфалика», ОООМУЕ «Продакшн» (Владимирская область), ЗАОМОФ «Парижская коммуна», ООО«Тульская обувная фабрика», RalfRinger и другие.

В России, по данным Минпромэнерго, за год производится около 45 млн. пар кожаной обуви. Мировой объем производства обуви со­ставляет 13,5 млрд. пар. В Европе производится примерно 1,2млрд. пар обуви, из которых 900 млн. пар – в Западной Европе и около 300 млн. пар – в Восточной.

В сегменте обуви среднего и высокого класса мировым лидером считается итальянская обувная промышленность, а итальянские обувщики фактически являются общепризнанными законодателями мировой обувной моды. По объему производства обуви Италия за­нимает 3 место в мире после Китая и Бразилии. Российская обувная промышленность производит порядка 0,3% мирового производства обуви.

В мире покупается в среднем 1,9 пар обуви на одного человека в год. В СШАэтот показатель составляет 6,5 пар, в Европе – 3,8-4,5 пар, в Юго-восточной Азии – от 0,7 пары, в Индии до 2,0 пар обуви.

В 2012 году обуви выпущено 63,1 млн. пар, что на 20,2 процента больше, чем в 2011 г, и на 11,7 процента больше, чем в 2008 г. Обуви с верхом из натуральной кожи сшито 25,5 млн. пар (40,4 % от общего объема), на 15,2 % больше, чем год назад, но на 3,6 % (0,7 млн. пар) меньше, чем в 2010 году. Обуви с верхом из текстиля произведено 37,6 млн пар, что на 23,8 % больше, чем год назад и на 24 % больше, чем в 2010 году.

Производство обуви за последние 10 лет выросло на 92 % — на 30,2 млн. пар, в том числе выпуск обуви с верхом из текстильных материалов вырос в 2,3 раза – на 25,7 млн. пар, обуви с верхом из кожи на 21,4 % - 4,5 млн. пар.

Росту рентабельности производства обуви способствовало значительное увеличение цен производителей на нее во втором полугодии 2012 года. На обувь с кожаным верхом в 1 полугодии цены выросли 2,4 %, во 2 – на 13,8 %, а на обувь с текстильным верхом на 3,1 % (табл.1.1)

Таблица 1.1 – Индексы цен производителей на обувь в 2012 году (в % к декабрю предыдущего года).[1]

  Вид обуви март июнь сентябрь октябрь ноябрь декабрь
С верхом из кожи 115,2 120,6 124,4 131,3 140,1
С верхом из текстильных материалов 115,5 117,1 119,9 120,7 125,2 131,5
Спортивная 108,5 112,6 117,8 123,1 128,3 133,7

Структура импорта обуви значительно отличается от структуры производства. Легальный импорт обуви с верхом из кожи составляет 72% всего легального импорта обуви, а в производстве ее доля равна 40,4%. легальный импорт обуви с верхом из кожи в 4 раза превышает объем ее производства.

Рассматривая географическую структуру импорта кожаной обу­ви, следует отметить, что основным торговым партнерам в 2012 г. как и в 2010 г. стал Китай. Количество оформленных ГТД составило 10517.

Китай является мировым лидером по экспорту обуви. Экспорт обуви в Китае является государственной политикой и поддерживает­ся в форме экспортных субсидий, налоговых «каникул», снижения та­рифов на энергоносители, а также в этой стране отсутствуют социаль­ные налоги при невысокой заработной плате, что ставит российскую обувную отрасль в неравные конкурентные условия.

Необходимо отметить, что Китай является не только основным официальным импортером, но и занимает первое место по ввозу кон­трабандной и контрафактной продукции на территорию Российской Федерации. Общий объем контрабандной и контрафактной продук­ции легкой промышленности на российском рынке в 2010 г. по оцен­кам экспертам составлял почти 780 млрд. руб. (28 млрд. долл.), более чем вдвое превышая уровень легального производства и импорта. Доля импорта челноков и контрабанды в продаже обуви – 68%.

Причем, более 50% ввозимых товаров не соответствуют требова­ниям качества, что представляет собой серьезную угрозу для обще­ственного здоровья граждан. По данным статистики, качество импор­тной обуви на потребительском рынке резко снизилось в сравнении с отечественной обувью: если в 2010 г. забраковано как некачественной и опасной для здоровья 60,5% импортной кожаной обуви, то в 2012 г. количество некачественной импортной продукции увеличилось до 68,4%, а отечественной обуви забраковано 23,6% соответственно. Срок носки импортной летней обуви не выдерживает и одного месяца. По данным Союза участников потребительского рынка, наибольшее об­ращение потребителей по некачественному товару поступает по им­портной обуви.

На сегодняшний день незаконный и контрабандный ввоз обуви осуществляется по двум каналам: это карго-перевозчики и челноки (физические лица). Через эти каналы в страну поступает свыше 60% от объема потребления обуви, в основном из Китая и Турции.

Импортная зависимость имеет следующие пос­ледствия:

- низкий платежеспособный спрос способствует преобладанию на рынке низкокачественных товаров иностранного производства, которые импортируются из Китая и стран Юго-Восточной Азии, чья доля на российском рынке составляет около 80%;

- преобладание импортных товаров на рынке препятствует про­движению российских товаров;

- использование иностранными, а в некоторых случаях и рос­сийскими компаниями «серых» схем ввоза товаров, не способствует развитию в стране здоровой конкуренции между отечественными и иностранными производителями.

Все это привело к возникновению и нарастанию угрозы внешне­торговой экономической безопасности РФ в сфере обеспечения на­селения обувью. «Конкурируя» с контрабандной и контрафактной продукцией, российские производители сегодня заведомо находят­ся в проигрышном положении. Тем не менее, в современных услови­ях с учетом специфики становления и развития российского рынка товаров легкой промышленности полный отказ от импорта не пред­ставляется возможным. В этой связи необходимо более жесткая ко­ординация влияния государства на регулирования внешнеторговой деятельности в сфере ввоза обуви.

Обувная промышленность в РФ напрямую зависит от импорта, на сегодняшний день его доля составляет 80 % . Низкий платежеспособный спрос способствует преобладанию на рынке низкокачественных товаров иностранного производства, которые импортируются из Китая и стран Юго-Восточной Азии, что препятствует продвижению на рынке российских товаров. Использование иностранными, а в некоторых случаях и рос­сийскими компаниями нелегальных схем импорта товаров, не способствует развитию в стране здоровой конкуренции между отечественными и иностранными производителями. Все это привело к возникновению и нарастанию угрозы внешне­торговой экономической безопасности РФ в сфере обеспечения на­селения обувью. «Конкурируя» с контрабандной и контрафактной продукцией, российские и даже иностранные производители сегодня заведомо находят­ся в проигрышном положении. Тем не менее, в современных услови­ях с учетом специфики становления и развития российского рынка товаров легкой промышленности полный отказ от импорта не пред­ставляется возможным.

В этой связи необходимо более жесткая ко­ординация влияния государства на регулирования внешнеторговой деятельности в сфере ввоза обуви.

Необходимо исследование существующих мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и разработка на их основе механизмов реализации комплекса мер в отношении регулирования ввоза обуви в Российскую Федерацию.

Наиболее эффективным направлением обеспечения экономической безопасности в обувной отрасли является таможенное регулирование ввоза обуви. Существующие в настоящее время таможенные пошлины не позволяют отечественным товарам конкурировать по цене с неконтролируемым нелегальным импортом.

По моему мнению, увеличение таможенных пошлин при жестком администрировании снизят колоссальный импорт и позволят предприятиям увеличить объем продаж. Необходимо принимать меры на уровне государства по защите производителей, товарных знаков. Успехом развития обувной промышленности являются тесное сотрудничество науки и производства, внедрение имеющихся инновационных разработок в области проектирования, материаловедения и технологии изготовления. Результатом такого взаимодействия станет конкурентоспособная продукция.

Наши рекомендации