Состав и классификация затрат финансово- сбытовой деятельности
Основной целью управленческого учета финансово-сбытовой деятельности организации является подготовка качественной информационной базы по затратам, расходам и доходам организации для разработки и принятия управленческих решений. Процедуры управленческого учета финансово-сбытовой деятельности не имеют строгой формализации в представлении результатов, однако они также основаны на использовании утвержденных методик формирования показателей финансово-хозяйственной деятельности организации. Под процессами управленческого учета понимаются бизнес-процессы, с помощью которых производится экспресс-оценка определенных показателей финансово-сбытовой деятельности.
К основным объектам финансово-сбытовой деятельности относятся:
покупатель (его возможности, потребности, запросы и предпочтения);
товары (работы, услуги), предназначенные для реализации (их цена, качество, привлекательность для потребителя и др.);
каналы товародвижения.
Финансово-сбытовая деятельность - маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, содействующие росту объема продажё начиная с рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями, контролем качества выпускаемой продукции. С помощью управленческого учета финансово-сбытовой деятельности собирается, обрабатывается и формируется информация об ассортименте выпуска продукции, его выгодности, составе покупателей, рыночных тенденциях, расходах на рекламу, маркетинг, упаковку, о сроках и качестве хранения на складах готовой продукции. Составляются сметы затрат по отделам и сегментам финансово-сбытовой деятельности и контролируется их исполнение. На этом участке учета определяется наиболее выгодный для производства продукт, факторы, влияющие на размер материального дохода, как от всего объема производства, так и отдельных продуктов. Основными характеристиками информации, формируемой в управленческих отчетах, являются целесообразность, точность, краткость, оперативность и адресность.
Финансово-сбытовая деятельность организации как часть общей системы производства сопровождается затратами, среди которых можно выделить: затраты, связанные со сбытом продукции, комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям, затраты на сбор и распространение текущей маркетинговой информации, рекламные расходы, представительские расходы, и другие расходы связанные с финансово-сбытовой деятельностью.
К затратам, связанным со сбытом продукции относят услуги вспомогательных цехов, связанных с изготовлением тары и упаковки; стоимости тары, приобретенной на стороне, расходов по ремонту и содержанию тары, оплаты стоимостями упаковки изделий в случаях, когда стоимость тары им упаковки не оплачивается дополнительно покупателем, затраты на содержание складов готовой продукции, амортизации складских помещений, погрузо-разгрузочных машин и оборудования (кранов, электрооборудования и т.п.), заработной платы работников складов. Также в данную группу затрат входят транспортные расходы по доставке продукции на станцию отправления, погрузке в вагоны, контейнеры, суда; оплаты услуг транспортно-экспедиционных контор; оплаты железнодорожного тарифа или других транспортных издержек. Стоит отметить, что затраты по упаковке и транспортировке продукции, возмещаемые покупателями, в состав коммерческо-сбытовых расходов не включаются.
Комиссионные сборы (отчисления), уплачиваются сбытовым и другим посредническим предприятиям в соответствии с договором для расширения рынков сбыта и объема продаж.
Затраты на сбор и распространение текущей маркетинговой информации - услуги сторонних организаций по сбору внешней информации; расходы на содержание дистрибьюторов, розничных торговцев и других лиц, занимающихся сбором информации о конкурентах; время (заработная плата), затраченное на чтение книг, журналов и других специализированных изданий, на беседы с клиентами, поставщиками и др.; материальное стимулирование за предоставление важных сведений, содержание специальных отделов.
Затраты на маркетинговые исследования состоят из затрат по исследованию потребительских мотиваций, рекламных текстов, эффективности рекламы, проблем информирования потребителей, реакции на новый товар, потенциальных возможностей рынка, определение каналов сбыта, изучение тенденций деловой активности, операций долгосрочно и краткосрочного прогнозирования. Эти услуги могут быть выполнены специализированными фирмами или отделом предприятия.
Расходы по рекламе - затраты на рекламную деятельность; стоимость рекламных обращений, включающая расходы по охвату лиц, частоте появления рекламы; стоимость конкретных носителей рекламы; стоимость средств стимулирования сбыт - образцы, купоны, упаковки по льготной цене, зачетные талоны и премии; участие в выставках, ярмарках, организация и участие в профессиональных встречах, экспозициях, демонстрациях товара и др.
Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, состоят из расходов на проведение официальных приемов представителей других предприятий (включая иностранных), прибывших для переговоров по осуществлению мероприятий, связанных с установлением и поддержанием взаимовыгодного сотрудничества; посещение культурно-зрелищных мероприятий; буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы; оплата услуг лиц для переговоров, не состоящих в штате; транспортное обеспечение во время мероприятий.
В состав других расходов входят затраты на содержание финансово-сбытового отдела- заработная плата работников с начислениями, командировочные, почтовые, телефонные расходы и др.; содержание торговых представительств - зарплата с начислениями сотрудников, аренда помещений, телефаксные и другие расходы; расходы по сертификации продукции; износ нематериальных активов - торговых знаков, марок и т.п.; другие расходы.
Все эти расходы вместе с производственной себестоимостью составляют полную себестоимость продукции.