Организационно-экономическая характеристика предприятия
По мнению экспертов Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), возрастающая численность населения, увеличение доходов на душу населения, урбанизация и изменения в рационе питания в развивающихся странах будут способствовать повышению спроса на продукты питания. Рынок мяса и мясной продукции является составной частью продовольственного рынка и представляет собой систему взаимоотношений хозяйствующих субъектов, участвующих в процессе производства, переработки и распределения мяса и мясной продукции. От уровня развития этого рынка зависит не только обеспеченность населения важнейшими продуктами питания животного происхождения, но и продовольственная безопасность страны (Н.Ф. Небурчилова и др.,2012).
В России проблемы качества и вопросы, связанные с созданием общегосударственной системы управления качеством, сегодня приобретают чрезвычайную актуальность. Экономическое возрождение страны немыслимо без создания условий, обеспечивающих высокое качество и безопасность отечественных товаров, повышение их конкурентоспособности, защиту прав потребителей на внутреннем и мировом рынках.
Курганский мясокомбинат «Стандарт» − коммерческая организация, по своей организационно-правовой форме является обществом с ограниченной ответственностью. Относится к предприятиям перерабатывающего комплекса. Юридический и фактический адрес предприятия: город Курган, ул. Некрасова, 1. Свидетельство о государственной регистрации: серия 45 № 000619445, ИНН 4501113771.
Основной целью предприятия является: расширение рынка сбыта, а также наращивание производственных мощностей. Исходя из этой цели выделяются следующие задачи:
- расширение рынка сбыта;
- наращивание производственных мощностей;
- улучшение качества выпускаемой продукции.
Предприятие занимается переработкой мяса и производством различных мясопродуктов. Ассортимент продукции очень разнообразен:
- мясные и мясорастительные консервы;
- колбасные изделия (варёные, полукопченые и варено-копченые, сосиски и сардельки);
- мясные деликатесы;
- мясные полуфабрикаты.
Курганский мясокомбинат «Стандарт» на рынке мясной и мясорастительной консервации успешно работает уже более ста лет. Одним из самых важных условий удержания сильных позиций на рынке является правильный выбор дистрибьютора, стабильность качества продукта и четкая маркетинговая стратегия, ориентированная прежде всего на спрос потребителя. И постоянные покупатели хорошо знают и доверяют качеству продукции этого производителя.Предприятие удостоено маркировать свою продукцию знаком «Зауральское качество», что способствует продаже как в нашем регионе, так и в соседних областях. В настоящее время продукция предприятия реализуется во всех крупных торговых сетях г. Кургана - «Метрополис», «Рент», «Ахиллес», «Дарница», «Ежевика». Осуществляются поставки по Курганской области – г. Шадринск, г. Далматово, Кетовский район. Сырье в основном закупается у населения области и ОАО «Ариант».
ООО «Курганский мясокомбинат «Стандарт» расположен в северной части города Кургана, промышленно-жилой зоне, имеет подъездные железнодорожные пути протяженностью 286 м, площадь территории предприятия 7,4 га.
Важную роль в производстве играет размещение производственных подразделений и руководство ими. Организационная структура представляет собой совокупность служб и цехов основного, вспомогательного и обслуживающего назначения, взаимодействие на основе разделения и кооперации труда. Главная функция организационной структуры – обеспечение контроля и координации деятельности подразделений предприятия. Организационную структуру мясокомбината (Приложение А) рассмотрим на рисунке 1.
|
Рисунок 1 – Организационная структура предприятия
Структура управления организацией – это совокупность органов управления, управленческих рабочих, их взаимосвязь и соподчиненность по отношению друг к другу. На анализируемом предприятии сложилась ступенчатая структура управления. Рассмотрим ее на рисунке 2.
Высшей ступенью управления является генеральный директор, который определяет стратегию развития и контролирует работу всего предприятия. В обязанности главного бухгалтера входит составление баланса предприятия, подготовка отчетности для проверяющих органов и контроль за работой бухгалтерии и операторов. При этом он руководствуется нормативными документами по вопросам выполняемой работы; правилами трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора. Главный инженер следит за состоянием всего оборудования на предприятии, контролирует работу слесарей, электриков и т.д. Деятельность начальника отдела кадров заключается в разработке, реализации кадровой политики предприятия, осуществлении взаимодействия со всеми подразделениями для выработки общекорпоративной кадровой политики. Инженер по технике безопасности осуществляет контроль за соблюдением правил и норм безопасности, информационных потоков, охранные мероприятия, а также взаимодействует со всеми подразделениями организации касательно соблюдения норм и правил безопасности. Начальники цехов отвечают за технологию производства продукции, занимаются разработкой новых видов и ее сертификацией, контролируют работу мастеров производства. Мастера производства следят за работой своих цехов, непосредственно участвующих в процессе производства, отвечают за качество продукции (Ф.К. Шакиров, 2007).
Способность предприятия достигать поставленные перед ним цели, используя имеющиеся у него материальные, трудовые и финансовые ресурсы, представляет собой экономический потенциал. Опираясь на данные бухгалтерского учета за последние 3 года, рассмотрим наиболее важные показатели производственно-экономической деятельности мясокомбината.
|
|
|
|
Рисунок 2 – Структура управления предприятия
Эффективность деятельности зависит от размера производства на предприятии. Размеры производства предприятия характеризуют такие показатели как стоимость валовой и товарной продукции, количество единиц оборудования, стоимость основных фондов, стоимость оборотных фондов и т.д. (табл. 1).
Таблица 1 – Размеры предприятия
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. |
Производственная площадь, м² | |||
Количество среднегодовых работников, чел. | |||
Количество единиц оборудования, шт. | |||
Количество энергоресурсов, л. с. | 1015,55 | 1337,02 | 2319,65 |
Производственно-технологическая мощность, т/сут. | 33,04 | 33,04 | 33,04 |
Фактическая производственная мощность, т/сут. | 0,62 | 2,52 | 3,91 |
Стоимость основных производственных фондов, тыс. р. | |||
Стоимость оборотных средств, тыс. р. | 2801,1 | 3374,9 | 3915,8 |
Стоимость валовой продукции, тыс. р. | |||
Стоимость товарной продукции, тыс. р. |
По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что за анализируемый период 2010 – 2012 годы произошло значительное увеличение стоимости основных производственных фондов, которая в 2012 г. по сравнению с 2010 г. возросла на 25932 тыс.р. или на 81,7%, что вызвало увеличение объема производства валовой продукции. В 2012 году стоимость валовой продукции составила 492250 тыс.р., прирост составил 10,5% по сравнению с 2010 годом, так как произошел значительный рост цен на сырье и увеличился объём его переработки, о чём свидетельствует увеличение стоимости оборотных средств 39,8%. Увеличилась численность работников на 29 человек или на 9% в связи с расширением производства и так же возросло количество единиц оборудования (в лабораторию были приобретены шкафы с вытяжкой, микроскопы, весы и т.д.) на 13,8%.
Также эффективность деятельности организации зависит и от наличия ассортимента продукции – структуры товарной продукции (табл. 2).
Таблица 2 – Структура товарной продукции
Вид товарной продукции | Сумма реализации, тыс. р. | В среднем за 3 года | |||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | сумма, тыс. р. | удельный вес, % | |
Колбасы | 8,3 | ||||
Деликатесы | 4,1 | ||||
Полуфабрикаты | 6,1 | ||||
Консервы (мясные и мясорастительные) | 81,5 | ||||
Всего товарной продукции |
На основе данных таблицы 2 можно сделать вывод, что за период с 2010 г. по 2012 г. стоимость товарной продукции увеличилась. В среднем за 3 года она составила 672247 тыс.р. наибольший удельный вес в структуре товарной продукции приходится на консервы, что составляет 81,5%, а на долю колбас 8,3%. Это связано, прежде всего, с потребительским предпочтением, так как предприятие в основном ориентируется на выпуске той продукции, которая имеет спрос у покупателей.
Себестоимость продукции – включает прямые затраты на материалы, зарплату работникам и переменные издержки в виде материальных затрат, амортизации основных средств, зарплаты персонала основного и вспомогательного, а также накладные расходы, возникающие в связи с необходимостями производства и реализации продукции, то есть себестоимость продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (А.Е. Карлик, 2003).
Себестоимость продукции является не только важнейшей экономической категорией, но и качественным показателем, так как она характеризует уровень использования всех ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Рассмотрим себестоимость основных видов продукции переработки в таблице 3. Стоимость единицы продукции указана в среднем по всем сортам представленного ассортимента.
Таблица 3 – Себестоимость основных видов продукции
Вид продукции | Стоимость единицы продукции, р. | 2012 г. к 2010 г., % | ||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | ||
Консервы растительные | 144,4 | |||
Консервы мясные | 114,7 | |||
Колбасы вареные | 109,3 | |||
Колбасы варено-копченые | 108,5 | |||
Сосиски и сардельки | 110,2 |
Проанализировав данные таблицы 3 можно сделать следующий вывод, что себестоимость каждой единицы продукции в 2010 г. увеличилась в отношении себестоимости в 2012 г.: консервов растительных на 44,4%, консервов мясных на 14,7%, колбас вареных на 9,3%, колбас варено-копченых на 8,5%, сосисок и сарделек на 10,2%. Это связано с увеличением затрат на сырье, материалы, оборудование, электроэнергию.
Самый главный вопрос для производителей мясных изделий – это вопрос цены реализации, то есть вопрос их процветания, благополучия и получения прибыли. Для этого рассмотрим таблицу 4. Цена реализации определяется исходя из себестоимости затрат, и влияет на выручку и прибыль предприятия.
По данным таблицы 4 можно сделать вывод, что цена единицы продукции в 2012 г. возросла по сравнению с 2010 г. Из этого следует, что увеличилась стоимость основных видов продукции, а именно: цена консервов растительных возросла на 18,4%; консервов мясных 10,9%; колбас вареных на 11,2%; колбас варено-копченых на 15,6% и сосисок и сарделек на 12,9%. Это связано с увеличением материальных затрат на изготовление данных видов продукции, ростом затрат на выплату заработной платы рабочим и т.д.
Таблица 4 – Стоимость реализации основных видов продукции
Вид продукции | Цена единицы продукции, р. | 2010 г. к 2012 г., % | ||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | ||
Консервы растительные | 118,4 | |||
Консервы мясные | 110,9 | |||
Колбасы вареные | 111,2 | |||
Колбасы варено-копченые | 115,6 | |||
Сосиски и сардельки | 112,9 |
Экономическая эффективность – результативность экономической системы, выражающаяся в отношении полезных конечных результатов ее функционирования к затраченным ресурсам. Складывается как интегральный показатель эффективности на разных уровнях экономической системы, является итоговой характеристикой функционирования экономики предприятия. Экономическая эффективность является отношением результатов производства (эффект) к понесенным затратам труда и средств производства. Таким образом, эффективность предприятия представляет собой результативность реального процесса деятельности. Она отражает уровень развития и степень использования ресурсов, текущих затрат и характеризуется успехами в достижении прибыли. Прибыль характеризует конечные результаты торговой деятельности и является основным показателем финансового состояния предприятия. Одним из показателей, характеризующих эффективность работы предприятия, является рентабельность, которая рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции к полной себестоимости продукции и характеризует величину полученной прибыли на единицу вложенных затрат. Экономическая эффективность производства на ООО «Курганский мясокомбинат «Стандарт» представлена в таблице 5.
Таблица 5 – Экономическая эффективность производства
Показатель | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2012 г. к 2010 г., % |
Произведено продукции, т | 623,92 | 1104,66 | 1131,97 | в 1,8 раза |
Затраты на производство продукции, тыс. р. | 110,5 | |||
в том числе: сырье и материалы | 104,8 | |||
услуги сторонних организаций | ||||
топливо | ||||
электроэнергия | 116,5 | |||
зарплата | 123,5 | |||
амортизация | 148,4 | |||
прочие затраты | 103,4 | |||
Стоимость реализованной продукции, тыс. р. | в 2 раза | |||
Прибыль (+), тыс.р. | в 48 раз | |||
Рентабельность,% | 2,0 | 38,9 | 86,5 | - |
По данным таблицы 5 можно сделать вывод, что в период с 2010 г. по 2012 г. производство продукции увеличилось в 1,8 разы. Это связано с расширением ассортимента производимой продукции и повышенным спросом покупателей на продукцию мясокомбината. Также возросли затраты на производство продукции на 10,5%, и соответственно стоимость реализованной продукции возросла в 2 раза.
Исходя из полученных данных, можно сделать соответствующие выводы, что за период с 2010-2012 гг. ООО «Курганский мясокомбинат «Стандарт» расширил свою производственную деятельность за счет увеличения объемов производства и реализации продукции. Об эффективном развитии предприятия свидетельствует такой показатель, как прибыль, которая увеличилась в 48 раз. Так же наблюдается динамика роста производства готовой продукции это связано с ростом потребительских предпочтений, так как предприятие в основном ориентируется на выпуск той продукции, которая пользуется спросом у покупателей.
В целом деятельность ООО «Курганского мясокомбината «Стандарт» прибыльна, работа предприятия стабильна, продукция является конкурентоспособной на рынке сбыта.