Организационно-экономические форм предпринимательства

Предпринимательство –самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою ответственность.

Предпринимательство характеризуется такими признаками, как: самостоятельность, ответственность, инициативность, законность, риск и активный поиск.

Субъекты предпринимательской деятельности –физические и юридические лица.

Объекты предпринимательской деятельности – определенная деятельность людей.

Организационно-экономические форм предпринимательства:

a.Концерны – это многоотраслевое АО, контролируемое предприятием через систему участия.

b.Ассоциация –в состав входят односпециальные предприятия, расположенные на одной территории. Цель ее создания – совместное решение научно-технических, производственных и других задач.

c.Консорциум –это объединение предприятий с целью проведения крупной финансовой операции.

d.Картель –это соглашение между предприятиями о ценах, о разделе рынка сбыта и о доле в общем одной и той же отрасли производства.

e.Финансово-промышленные группы – это объединение промышленного, банковского, страхового, торгового капитала.

Планирование, как экономическая категория, его функции и задачи.

Вопросы торговля и предприятиепостоянно находятся в начале любой экономической работы. В отличие от командно-административной системы управления, когда планы разрабатывались вышестоящими организациями, в условиях рыночной экономики предприятия самостоятельно занимаются вопросами планирования всех показателей хозяйственной деятельности.

В наше время планирование –это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.

Планированиемна предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов, нацеленных на получение заданного конечного результата.

Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу указа для указанных в нем лиц и структурных подразделений. В нем предельно и четко указываются:

· Цель деятельности предприятия и его структура на плановый период

· Средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые)

· Правила и сроки увязки целей

· Этапы и сроки выполнения работ

· Исполнители плана по срокам и видам работ

· Методы, этапы и средства контроля выполнения плана

Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления, как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Чтобы не отставать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства минимум на 2-3 года. Предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением его производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой, кредитной ситуацией, позицией предприятия на рынке, намерением конкурентов.

В современных условиях переход производственных предприятий на условия рынка, полное самоуправление и самофинансирование предусматривают:

1.самостоятельное обеспечение технического, производственного и социального развития за счет заработных средств.

2.полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, за выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, государственным бюджетом и банками.

3.осуществление внутренней перестройки на основе расширения прав и усиления экономической ответственности.

4.ориентацию предприятия на получение прибыли.

В вопросах планирования и прогнозированиядолжны принимать участия все работники предприятия, потому что конечный результат работы складывается из личного вклада каждого работника. Для этого необходимо проводить собрания, личные беседы, совещания, на которых поднимаются вопросы планирования и на которых коллектив настраивается на выполнение определенных задач.

10. Бизнес-план: сущность и его основные разделы.

Бизнес – план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого- либо коммерческого проекта или создания нового предприятия или вида деятельности.

Это аналитический и перспективный документ, который составляется на 3 –5 лет. Для первого и второго года показатели рекомендуется составлять в помесячной и поквартальной разбивке, а далее начиная с третьего года в годовом разрезе.

Составление бизнес плана сегодня становится актуальным для предприятий всех форм собственности так как:

-во-первых, новое поколение предпринимателей, многие из которых никогда не руководили каким – либо предприятием, очень плохо представляют весь круг ожидаемых их проблем и пути их решения.

-во-вторых, меняющаяся среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по иному просчитать свои будущие шаги и готовиться к непривычному делу- борьбе с конкурентами.

- в третьих, рассчитывая получить инвестиции для расширения своего бизнеса, предпринимателю необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказать инвесторам, что он способен просчитывать все аспекты использования инвестиций.

Изучению и решению всех этих проблем и призван помочь бизнес –план – документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы их решения.

Практическая значимость бизнес –плана определяется функциями, которые он выполняет.

Во-первых, он может быть использован для разработки ведения бизнеса. С разработкой бизнес –плана появляется возможность тщательно разработать стратегию и избежать ошибок еще на бумаге, а не в реальности;

Во – вторых, бизнес –план является инструментом, с помощью которого можно оценить фактические результаты деятельности предприятия за определенный период.

В- третьих, основным предназначением бизнес –плана является необходимость привлечения капиталов и добывания денежных средств.

Таким образом, бизнес- план позволяет предвидеть кризисные и неблагоприятные ситуации, что важно и для предприятия и для потенциальных инвесторов. Он обеспечивает установление деловых связей между партнерами, а также обеспечивает финансовое оздоровление предприятия.

В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес – плана: она может быть различной в зависимости от выполняемой функции – одна для начинающего предпринимателя и другая для действующего предприятия.

Бизнес- план может состоять из следующих разделов:

1. Возможности фирмы (резюме).

2. Виды товаров (услуг).

3. Рынки сбыта товаров и услуг.

4. Конкуренция на рынках сбыта.

5. План маркетинга.

6. План производства.

7. Организационный план.

8. Правовое обеспечение деятельности предприятия.

9. Оценка риска и страхование.

10. Финансовый план.

11. Стратегия финансирования

В разделе возможности фирмы (резюме) определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, т. е. для стратегического планирования разрабатываются:

- программа деятельности;

-цели фирмы;

-стратегия фирмы.

По каждому направлению деятельности фирмы устанавливаются цели, к которым стремиться фирма, и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме и ее коммерческой деятельности.

В разделе бизнес – плана " Виды товаров" описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям.

Раздел "Рынки сбыта товаров" направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать товар и где его ниша.

План маркетинга. Составляется план выхода продукции на рынок. Задаются основные параметры в области ценовой политики, товародвижения и продвижения продукции.

Производственный план. Устанавливает параметры производственной политики предприятия, определяет его производственные возможности, производственные мощности, технологическое обеспечение и последствия производственной деятельности.

Организационный план. Составляется план организационных мероприятий – привлечение партнеров, наем персонала, установление управленческой структуры, порядок организации проекта.

Финансовый план. Это важнейшая часть бизнес- плана, так как здесь задаются основные финансовые параметры деятельности предприятия и указываются источники финансирования и выплат.

Риски и страхование. Этот раздел выявляет все сложности, которые могут возникнуть при реализации проекта

-риски предприятия и меры предупреждения

-форс- мажорные обстоятельства

-гарантии инвесторам и партнерам.

Приложения. В приложения выносятся документы и расчеты имеющие вспомогательные значения.

Наши рекомендации