Организационно-экономические форм предпринимательства
Предпринимательство –самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой риск и под свою ответственность.
Предпринимательство характеризуется такими признаками, как: самостоятельность, ответственность, инициативность, законность, риск и активный поиск.
Субъекты предпринимательской деятельности –физические и юридические лица.
Объекты предпринимательской деятельности – определенная деятельность людей.
Организационно-экономические форм предпринимательства:
a.Концерны – это многоотраслевое АО, контролируемое предприятием через систему участия.
b.Ассоциация –в состав входят односпециальные предприятия, расположенные на одной территории. Цель ее создания – совместное решение научно-технических, производственных и других задач.
c.Консорциум –это объединение предприятий с целью проведения крупной финансовой операции.
d.Картель –это соглашение между предприятиями о ценах, о разделе рынка сбыта и о доле в общем одной и той же отрасли производства.
e.Финансово-промышленные группы – это объединение промышленного, банковского, страхового, торгового капитала.
Планирование, как экономическая категория, его функции и задачи.
Вопросы торговля и предприятиепостоянно находятся в начале любой экономической работы. В отличие от командно-административной системы управления, когда планы разрабатывались вышестоящими организациями, в условиях рыночной экономики предприятия самостоятельно занимаются вопросами планирования всех показателей хозяйственной деятельности.
В наше время планирование –это разработка и корректировка плана, включающая предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.
Планированиемна предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов, нацеленных на получение заданного конечного результата.
Утвержденный руководителем план предприятия имеет силу указа для указанных в нем лиц и структурных подразделений. В нем предельно и четко указываются:
· Цель деятельности предприятия и его структура на плановый период
· Средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые)
· Правила и сроки увязки целей
· Этапы и сроки выполнения работ
· Исполнители плана по срокам и видам работ
· Методы, этапы и средства контроля выполнения плана
Планирование занимает центральное место в механизме хозяйственного управления, как способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Чтобы не отставать от конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства минимум на 2-3 года. Предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с разработки проекта изделия и заканчивая его сбытом, а затем и прекращением его производства и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой предприятия, налоговой системой, кредитной ситуацией, позицией предприятия на рынке, намерением конкурентов.
В современных условиях переход производственных предприятий на условия рынка, полное самоуправление и самофинансирование предусматривают:
1.самостоятельное обеспечение технического, производственного и социального развития за счет заработных средств.
2.полную ответственность за результаты хозяйственной деятельности, за выполнение обязательств перед поставщиками и потребителями, государственным бюджетом и банками.
3.осуществление внутренней перестройки на основе расширения прав и усиления экономической ответственности.
4.ориентацию предприятия на получение прибыли.
В вопросах планирования и прогнозированиядолжны принимать участия все работники предприятия, потому что конечный результат работы складывается из личного вклада каждого работника. Для этого необходимо проводить собрания, личные беседы, совещания, на которых поднимаются вопросы планирования и на которых коллектив настраивается на выполнение определенных задач.
10. Бизнес-план: сущность и его основные разделы.
Бизнес – план представляет собой документ, содержащий обоснование действий, которые необходимо осуществить для реализации какого- либо коммерческого проекта или создания нового предприятия или вида деятельности.
Это аналитический и перспективный документ, который составляется на 3 –5 лет. Для первого и второго года показатели рекомендуется составлять в помесячной и поквартальной разбивке, а далее начиная с третьего года в годовом разрезе.
Составление бизнес плана сегодня становится актуальным для предприятий всех форм собственности так как:
-во-первых, новое поколение предпринимателей, многие из которых никогда не руководили каким – либо предприятием, очень плохо представляют весь круг ожидаемых их проблем и пути их решения.
-во-вторых, меняющаяся среда ставит и опытных руководителей предприятий перед необходимостью по иному просчитать свои будущие шаги и готовиться к непривычному делу- борьбе с конкурентами.
- в третьих, рассчитывая получить инвестиции для расширения своего бизнеса, предпринимателю необходимо уметь обосновывать свои заявки и доказать инвесторам, что он способен просчитывать все аспекты использования инвестиций.
Изучению и решению всех этих проблем и призван помочь бизнес –план – документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы их решения.
Практическая значимость бизнес –плана определяется функциями, которые он выполняет.
Во-первых, он может быть использован для разработки ведения бизнеса. С разработкой бизнес –плана появляется возможность тщательно разработать стратегию и избежать ошибок еще на бумаге, а не в реальности;
Во – вторых, бизнес –план является инструментом, с помощью которого можно оценить фактические результаты деятельности предприятия за определенный период.
В- третьих, основным предназначением бизнес –плана является необходимость привлечения капиталов и добывания денежных средств.
Таким образом, бизнес- план позволяет предвидеть кризисные и неблагоприятные ситуации, что важно и для предприятия и для потенциальных инвесторов. Он обеспечивает установление деловых связей между партнерами, а также обеспечивает финансовое оздоровление предприятия.
В теории и практике нет жестко регламентированной структуры бизнес – плана: она может быть различной в зависимости от выполняемой функции – одна для начинающего предпринимателя и другая для действующего предприятия.
Бизнес- план может состоять из следующих разделов:
1. Возможности фирмы (резюме).
2. Виды товаров (услуг).
3. Рынки сбыта товаров и услуг.
4. Конкуренция на рынках сбыта.
5. План маркетинга.
6. План производства.
7. Организационный план.
8. Правовое обеспечение деятельности предприятия.
9. Оценка риска и страхование.
10. Финансовый план.
11. Стратегия финансирования
В разделе возможности фирмы (резюме) определяются в приоритетном порядке все направления деятельности фирмы, т. е. для стратегического планирования разрабатываются:
- программа деятельности;
-цели фирмы;
-стратегия фирмы.
По каждому направлению деятельности фирмы устанавливаются цели, к которым стремиться фирма, и стратегии их достижения, включающие перечень необходимых мероприятий. По каждой стратегии определяются ответственные лица. В этом же разделе помещается информация, дающая представление о фирме и ее коммерческой деятельности.
В разделе бизнес – плана " Виды товаров" описываются все товары и услуги фирмы, которые предлагаются на рынке покупателям.
Раздел "Рынки сбыта товаров" направлен на изучение рынков и позволяет предпринимателю четко представить, кто будет покупать товар и где его ниша.
План маркетинга. Составляется план выхода продукции на рынок. Задаются основные параметры в области ценовой политики, товародвижения и продвижения продукции.
Производственный план. Устанавливает параметры производственной политики предприятия, определяет его производственные возможности, производственные мощности, технологическое обеспечение и последствия производственной деятельности.
Организационный план. Составляется план организационных мероприятий – привлечение партнеров, наем персонала, установление управленческой структуры, порядок организации проекта.
Финансовый план. Это важнейшая часть бизнес- плана, так как здесь задаются основные финансовые параметры деятельности предприятия и указываются источники финансирования и выплат.
Риски и страхование. Этот раздел выявляет все сложности, которые могут возникнуть при реализации проекта
-риски предприятия и меры предупреждения
-форс- мажорные обстоятельства
-гарантии инвесторам и партнерам.
Приложения. В приложения выносятся документы и расчеты имеющие вспомогательные значения.