Предложения по совершенствованию процесса формирования договорных цен на РУП «БелПромИмпэкс»
Цена – основной инструмент коммерческой политики предприятия. И поэтому стратегия ценообразования должна быть увязана с общими целями фирмы в соответствии с системой маркетинга и отражать их. Часто можно встретить утверждение, что основной целью любой фирмы является максимизация прибыли. Это не совсем так: во-первых, в силу внешних факторов (появление опасных конкурентов на рынке, нестабильная обстановка в стране) более важным может оказаться сохранение доли продаж на рынке. Во-вторых, стремление к максимизации ценности фирмы (т. е. суммы денег, которую владельцы фирмы могли бы получить при продаже ее активов по рыночной стоимости) может потребовать временного сокращения прибыли для обеспечения устойчивых перспектив развития [25, c.71].
Так или иначе, максимизация прибыли остается одной из важнейших задач коммерческой организации, причем формулироваться она может в нескольких вариантах:
- максимизация абсолютной величины прибыли;
- максимизация рентабельности продукции, т. е. отношения прибыли от реализации к общим издержкам на ее производство и реализацию;
- максимизация рентабельности чистого собственного капитала фирмы, т. е. получение наибольшей величины прибыли в расчете на денежную единицу собственных активов (общая сумма активов – все обязательства);
- максимизация рентабельности всех активов организации – как собственных, так и заемных.
В коммерческой практике чаще можно столкнуться с целью не максимизации прибыли, а достижения определенного уровня прибыльности, который обычно ниже теоретически возможного максимума. Этот подход предотвращает чрезмерное завышение цен фирмой, ухудшающее соотношение цены/качества продаваемых товаров.
Другой задачей фирмы является стабилизация позиции на рынке. Эта цель приобретает особое значение на рынке с ухудшающимися условиями сбыта и на рынке с высокой эластичностью спроса. Фирмы, строящие свою политику на этой основе, должны быть очень осторожны в резком изменении цен.
Третья цель может состоять в достижении наиболее высоких темпов роста, завоевании лидерских позиций путем максимизации объемов продаж. В случае, когда фирма не заняла своей максимально возможной доли рынка, ее политика должна состоять в поддержании относительно низкого уровня цен (для ускорения роста продаж). Когда же дальнейшая экспансия невозможна, цены надо поддерживать на сложившемся уровне (даже если условия позволяют их снизить), поскольку фирме необходим запас прибыли для покрытия постоянно растущих затрат на реализацию активной маркетинговой политики, направленной на стабильное увеличение продаж.
Деятельность предприятия на данном этапе характеризуется низкой эффективностью. Данное положение постоянно усугубляется ростом цен и тарифов на ввозимые из-за пределов страны материалы, сырье и комплектующие.
Существует три основных вида конкуренции в секторе стеновых материалов: по ценам, по качеству, по удобству (т.е. политика по отношению к клиенту, упаковка, транспортировка).
Уровень цен общества более сопоставимый по сравнению с уровнем цен конкурентов. Основными преимуществами РУП «БелПромИмпэкс», позволяющими ему продавать свою продукцию, является более высокое качество производимого ремонта, широкий спектр модификаций ремонтируемых погрузчиков, выгодное географическое положение и круг постоянных клиентов.
Но на предприятии происходит общее снижение показателей рентабельности. На 01.01.06 г. рентабельность продукции составила 2,0%. Низкий уровень рентабельности продукции свидетельствует о сокращении прибыли, росте себестоимости реализованной продукции.
Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что главной стратегической целью будет являться максимизация рентабельности продукции. Достигнуть этого можно с помощью правильно избранной стратегии ценообразования, так как цены определяют рентабельность и прибыльность предприятия.
Реализация целей предприятия, исходя из ситуации, складывающейся на рынке в определенный период времени, может потребовать корректировки исходной цены товара, выбора варианта ее последующего изменения. Для этого необходимо разработать стратегию ценообразования. Стратегия ценообразования – это выбор предприятием возможной динамики изменения исходной цены товара в условиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели предприятия [25, c.66].
На основании материала представленного в первом теоретическом и во втором аналитическом разделах дипломной работы можно сделать общий вывод о том, что на рассматриваемом предприятии применяются цены, существенное влияние на установление которых оказывает Министерство экономики путем доведения нормативов пол ряду показателей деятельности. Базовыми ценами учтена прибыль, а также все затраты на проведение ремонтных услуг, налоги, сборы и отчисления, относимые в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь на себестоимость. Базовые цены не учитывают налоги и сборы, включаемые в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь в выручку от реализации товаров, работ, услуг
Как отмечалось в теоретическом разделе дипломной работы расчёт цен на ремонт погрузчиков на РУП «БелПромИмпэкс» производится затратным методом. На основании проведенного анализа политики ценообразования, мы видим, что цены на ремонт погрузчиков 2008-20010 гг. возросли на 15%. Данная тенденция сохранится и в будущих периодах. При этом данный рост во многом обусловлен ростом цен на покупные комплектующие(в том числе импортные) за 2008-2010 года 15%, при довольно значительной доле стоимости этого вида затрат в составе (в среднем 56%).
Ранее был сделан вывод о том, что главной стратегической целью РУП «БелПромИмпэкс» будет являться максимизация рентабельности продукции. Высокий рост издержек на ремонтные работы погрузчиков во многом обусловлены увеличением себестоимости комплектующих, что привело к сокращению объемов прибыли от реализации и, как следствие, снижению рентабельности продукции. Поэтому одним из основных факторов совершенствования ценообразования на рассматриваемом предприятии является снижение себестоимости ремонта погрузчиков.
В данном разделе я хотел бы сделать предложение о монтаже и введении в эксплуатацию оборудования по производству гидроцилиндров. Именно цилиндры различных модификаций являются наиболее востребованными при проведении ремонта погрузчиков (более 40% в общем количестве ремонтов) и дорогими комплектующими, закупать которые приходится за рубежом за иностранную валюту. РУП «БелПромИмпэкс» обладает необходимым производственным опытом, необходимыми производственными площадями. При этом на внутреннем рынке ни один из существующих конкурентов не занимается подобной деятельностью.
Данное мероприятие позволит предприятию снизить издержки при выполнении ремонта погрузчиков различных модификаций, а также получать прибыль от реализации данной продукции, весьма востребованной как на внутреннем , так и на внешнем рынках.