Факторы и пути повышения конкурентоспособности транспортных услуг и предприятия
Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определенной конкурентоспособности или, в противном случае, грозит вытеснением его с данных рынков.
В чем сущность конкурентоспособности?
Р.А, Фатхутдинов пишет, что принципиально системы обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг имеют незначительные отличия, признавая при этом, что эти отличия все же есть и эти отличия в каждом конкретном случае свои. При этом следует отметить, что большинство элементов конкурентоспособности товаров схожи с конкурентоспособностью услуги, и саму услугу также можно считать специфичным товаром.
Конкурентоспособность он определяет четырьмя интегральными показателями первого уровня (на нулевой уровень он ставит саму конкурентоспособность): 1) качество товара; 2) его цена; 3) затраты на эксплуатацию за его жизненный цикл; 4) качество сервиса, а также динамизм факторов.
В свою очередь влияние этих четырех факторов зависит от внешних и внутренних факторов конкурентного преимущества транспортной услуга, перечень которых приведен на рис. 1 и 2 соответственно.
Рис. 1. Внешние факторы конкурентного преимущества транспортных услуг и направленность их влияния на конкурентоспособность
Рис. 2. Внутренние факторы конкурентного преимущества транспортных услуг и направленность их влияния на конкурентоспособность
Оценка конкурентоспособности автотранспортного предприятия может осуществляться только среди предприятий, относящихся к одной отрасли, либо производящих одинаковые товары или услуги. Конкурентоспособность автотранспортного предприятия во многом зависит от того, насколько предприятие может приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.
В отличие от конкурентоспособности услуги конкурентоспособность предприятия не может быть достигнута в короткий промежуток времени. Конкурентоспособность предприятия достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Отсюда можно сделать вывод, что, предприятие, работающее более длительный период времени на рынке, имеет большие конкурентные преимущества перед предприятием только входящим на данный рынок или работающим короткий промежуток времени на нем. Другими словами, конкурентоспособность автотранспортного предприятия определяют ее конкурентные преимущества.
Конкурентные преимущества могут заключаться в любом компоненте коммерческого предложения автотранспортного предприятия, а не только в себестоимости и качестве предлагаемых услуг. На самом деле, на рынке сегодня требуемый уровень качества и невысокая себестоимость могут быть лишь ценой «участия в игре», так что автотранспортные предприятия обязаны предъявить клиентам что-либо иное для того, чтобы им было оказано предпочтение.
Конкурентные преимущества делятся на внешние и внутренние. Повлиять на внешние факторы автотранспортное предприятие не в состоянии, но внутренние факторы почти целиком являются контролируемыми его руководством, а точнее, менеджмент предприятия имеет все необходимые условия для контроля этих факторов. Достижение внутренних конкурентных преимуществ автотранспортного предприятия осуществляется персоналом, при этом особая роль отводится руководителю.
Внутренние конкурентные преимущества автотранспортного предприятия подразделяются на шесть групп:
1) структурные, образуемые при проектировании организации;
2) ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
3) технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
4) управленческие;
5) рыночные;
6) эффективности.
Указанные внутренние и внешние факторы конкурентного преимущества применимы для типового автотранспортного предприятия, но для каждого конкретного предприятия их необходимо уточнять.
В практической деятельности руководство автотранспортного предприятия при управлении конкурентоспособностью основные усилия направляет на выявление условий, при которых в производимом управленческом действии сопоставляется внешняя и внутренняя среда. При этом данное сопоставление является определяющим при выборе направления компетентности деятельности автотранспортного предприятия, обеспечивающего расширение объемов предлагаемых услуг на рынке. Следовательно, можно утверждать, что реализация ключевых преимуществ автотранспортного предприятия возможна посредством механизма использования соответствующих принципов управления его конкурентоспособностью (рис. 3).