Экономическая мысль античности
Гуманитарная
Академия
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ЮНИТА 5
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
МОСКВА 2007
Разработано Н.Н. Мочалиным, канд. экон. наук, проф.
Под ред. В.М. Тумина, д-ра экон. наук, проф.
Рекомендовано Учебно-методическим
советом в качестве учебного пособия
для студентов СГА
КУРС: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Юнита 1. Общая экономическая теория.
Юнита 2. Микроэкономика.
Юнита 3. Рынки факторов производства. Издержки производства.
Юнита 4. Макроэкономика.
Юнита 5. История экономических учений.
ЮНИТА 5
Рассмотрены основные направления экономической мысли с древних времен и до наших дней.
Для студентов Современной Гуманитарной Академии
_____________________
© СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ, 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН.. 5
ЛИТЕРАТУРА.. 6
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР. 7
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ.. 7
1.1. Экономическая мысль античности 7
1.2. Экономическая мысль Древнего Востока. Древний Китай 8
1.3. Экономическая мысль христианского запада. Схоластика 10
2. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, ПЕРВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
СИСТЕМЫ... 14
2.1. Общая характеристика меркантилизма 14
2.2. Эффект Кантильона-Юма 15
2.3. Дилемма доходов 16
2.4. Физиократы - первая школа экономистов 18
2.5. Эпоха классической политической экономии 20
2.5.1. Экономическое учение А. Смита. 21
2.5.2. Теория ценности, капитала и земельной ренты Д. Рикардо. 25
2.5.3. Экономическое учение Т.Р. Мальтуса. 28
2.5.4. Раскол в либеральной политэкономии: экономический романтизм С. де Сисмонди. 29
2.5.5. Компромиссная политэкономия Дж.Ст. Милля. 31
2.6. Социалистические утопии и экономическое учение марксизма 32
2.6.1. Утопический социализм.. 32
2.6.2. Философские и политико-революционные истоки марксизма. 36
2.6.3. “Капитал” К. Маркса. 39
2.6.4. К. Маркс и Ф. Энгельс об организации производства, обмена и распределения
в плановом хозяйстве. 43
3. ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.. 44
3.1. Маржиналистская революция и возникновение микроэкономической теории 44
3.1.1. Общая характеристика маржиналистской революции. Смена парадигмы
в экономическом анализе. 44
3.1.2. Предшественники маржинализма. 45
3.1.3. Австрийская школа политэкономии. 46
3.1.4. Английский маржинализм.. 48
3.1.5. Американский маржинализм.. 51
3.1.6. Лозаннская школа политической экономии. 52
3.2. Неоклассическое направление экономической мысли в первой трети ХХ века 55
3.2.1. Предмет и метод неоклассической теории. 55
3.2.2. Экономическая теория благосостояния. 56
3.2.3. Развитие неоклассической теории капитала и дохода. 57
3.2.4. Денежная теория Кембриджской школы.. 58
3.2.5. Теория кумулятивных процессов. 59
3.2.6. Теории монополистической и несовершенной конкуренции. 60
Стр.
3.3. Американский институционализм 62
3.3.1. Эволюционно-технократический институционализм Т. Веблена. 63
3.3.2. Статистический институционализм У.К. Митчелла. 66
3.3.3. Правовой институционализм Дж.Р. Коммонса. 67
3.3.4. Институционалисты и “Новый курс”. 68
3.4. Кейнсианская революция и возникновение макроэкономики 69
3.4.1. Макроэкономика Дж.М. Кейнса. 69
3.4.2. “Общая теория занятости, процента и денег”. 71
3.4.3. Кейнсианская теория экономической политики. 73
3.5. Чикагская школа монетаризма 75
3.5.1. Кризис кейнсианства и наступление монетаризма. 75
3.5.2. Теория экономики предложения. 78
3.5.3. Теория рациональных ожиданий. 79
4. ВКЛАД РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ.. 80
4.1. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов 80
4.2. Концепция развития семейно-трудового хозяйства и кооперации А.В. Чаянова 81
4.3. Гипотеза больших циклов конъюнктуры Н.Д. Кондратьева 82
4.4. Традиции экономико-математической школы в России и СССР 84
4.4.1. Дореволюционные исследования. 84
4.4.2. Концепции баланса народного хозяйства. 85
4.4.3. Разработка метода линейного программирования в работах Л.В. Канторовича
и В.В. Новожилова. 85
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ... 87
ГЛОССАРИЙ.. 91
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Экономическая мысль античности. Экономическая мысль Древнего Востока. Древний Китай. Экономическая мысль христианского запада. Схоластика.
Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы. Общая характеристика меркантилизма. Эффект Кантильона-Юма. Дилемма доходов. Физиократы - первая школа экономистов. Эпоха классической политической экономии. Экономическое учение А. Смита. Теория ценности, капитала и земельной ренты Д. Рикардо. Экономическое учение
Т.Р. Мальтуса. Раскол в либеральной политэкономии: экономический романтизм С. де Сисмонди. Компромиссная политэкономия Дж.Ст. Милля. Социалистические утопии и экономическое учение марксизма. Утопический социализм. Философские и политико-революционные истоки марксизма. “Капитал” К. Маркса. К. Маркс и Ф. Энгельс об организации производства, обмена и распределения в плановом хозяйстве.
Формирование и эволюция современной экономической мысли. Маржиналистская революция и возникновение микроэкономической теории. Общая характеристика маржиналистской революции. Смена парадигмы в экономическом анализе. Предшественники маржинализма. Австрийская школа политэкономии. Английский маржинализм. Американский маржинализм. Лозаннская школа политической экономии. Неоклассическое направление экономической мысли в первой трети ХХ века. Предмет и метод неоклассической теории. Экономическая теория благосостояния. Развитие неоклассической теории капитала и дохода. Денежная теория Кембриджской школы. Теория кумулятивных процессов. Теории монополистической и несовершенной конкуренции. Американский институционализм. Эволюционно-технократический институционализм Т. Веблена. Статистический институционализм У.К. Митчелла. Правовой институционализм Дж.Р. Коммонса. Институционалисты и “Новый курс”. Кейнсианская революция и возникновение макроэкономики. Макроэкономика
Дж.М. Кейнса. “Общая теория занятости, процента и денег”. Кейнсианская теория экономической политики. Чикагская школа монетаризма. Кризис кейнсианства и наступление монетаризма. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий.
Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов. Концепция развития семейно-трудового хозяйства и кооперации А.В. Чаянова. Гипотеза больших циклов конъюнктуры
Н.Д. Кондратьева. Традиции экономико-математической школы в России и СССР. Дореволюционные исследования. Концепции баланса народного хозяйства. Разработка метода линейного программирования в работах Л.В. Канторовича и В.В. Новожилова.
ЛИТЕРАТУРА
Основная
*1. Гусейнов Р.М. История мировой экономики: Запад-Восток-Россия: Учебное пособие. –Новосибирск: Сибирский Университет, 2004.
*2. Экономическая теория: Вопросы и ответы, задачи и решения: Учебное пособие / Под ред. В.Я. Иохина. – М.: Экономистъ, 2003.
3. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: Инфра-М, 2005.
Дополнительная
1. Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Экономистъ, 2005.
2. Гусейнов Р.М., Горбачева Ю.В., Рябцева В.М. Экономическая история. История экономических учений: Учебник / Под ред. Ю.В. Горбачевой – М.: Инфра-М, 2000.
3. Кетова Н.П., Германова О.Е., Белокрылова О.С. Экономическая теория. – М.: Норма, 2006.
* 4. Назарова И.А. История экономических учений. – М.: СГА, 2006.
5. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Владос, 2003.
*6. Образовательный портал. История экономических учений. Электронный адрес: http://oodri.narod.ru.
7. Серяков С.Г. Экономическая теория: Микроэкономика. Макроэкономика: Конспект
лекций. – М.: Юристъ, 2001.
8. Худокормов А.Г. История экономических учений: Учебник. – М.: Инфра-М, 2004.
__________
Примечание. Знаком (*) отмечены работы, на основе которых составлен тематический обзор.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*
1. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ
В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ
Экономическая мысль античности
Экономическая мысль Древнего мира получила значительное развитие в античную эпоху-период завершения формирования рабовладельческого способа производства и утверждения рабства в его классической или античной форме. Наибольшее развитие экономические отношения этой эпохи получили в Древней Греции и Древнем Риме.
Важнейшими экономическими проблемами периода античности, нашедшими отражение в древнегреческих и древнеримских письменных памятниках, являлись: обоснование преимуществ и незыблемости устоев натурального хозяйства, обоснование законности и справедливости рабства, организация и управление частным рабовладельческим хозяйством, наконец, разработка ряда проблем товарного хозяйства.
Наиболее глубоко и полно экономическая мысль античности была выражена в трудах древнегреческих мыслителей - Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Афинский писатель Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) свои экономические воззрения выразил в трактате "Экономикос", что в переводе на русский язык означает "Домострой". Его экономическим идеалом было замкнутое, автаркическое натуральное хозяйство, основанное на рабском труде. Рабство, по его мнению, являлось естественной формой эксплуатации.
В историю экономической мысли Ксенофонт вошел как ученый, который одним из первых определил значение разделения труда, указал на его зависимость от размеров рынка. Его заслугой является и то, что "ценность" товара он объяснял двояко, как вещи, обладающей двумя свойствами - полезностью и способностью к обмену. Представляют интерес и его высказывания о природе денег, которые он трактовал как специфический товар, накопление которого не имеет пределов.
Видное место в истории экономической мысли Древней Греции занимает философ Платон (427-347 гг. до н.э.). Свои экономические воззрения он изложил в сочинениях "Политейя" и "Законы".
Для экономических взглядов Платона характерна натурально-хозяйственная концепция. Наиболее почетным видом деятельности он считал земледелие, менее почетным - ремесло и совершенно недостойным для свободных людей занятием он считал торговлю. Рабство, по его мнению, есть естественная и вечная форма эксплуатации. В сочинении "Политейя" Платон высказал идею идеального государства. У него государство есть форма разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Оно обеспечивает удовлетворение всех человеческих потребностей, так как его граждане занимаются различными видами производства. Тем самым он отметил прогрессивное значение разделения труда в обществе. В нем он видел не только основу деления общества на сословия, но и основной принцип строения государства. В своем труде "Политейя" он разработал концепцию идеального государства, в которых свободные граждане разделены на три сословия: а) правители, б) стражи, в) земледельцы, ремесленники и торговцы. Рабы находятся за пределами сословий. Два первых сословия не должны заниматься производительным трудом, он - удел членов третьего сословия и рабов. Но ни правители, ни стражи не должны иметь никакой собственности и жить в лагерях-общежитиях, питаться совместно и не пользоваться деньгами. Всем необходимым им для подобной жизни должны были их обеспечивать третье сословие и рабы.
Как видим, Платон в своем идеальном государстве сохранял торговлю и деньги. Торговля, по его мнению, необходима потому, что она обслуживает в государстве разделение труда. А деньги являются неизбежным спутником торговли. Поэтому он уделил деньгам специальное внимание. Но сущности их он не понял. Он признавал лишь две функции денег - мера стоимости и средство обращения. К функции денег в качестве сокровища он относился крайне отрицательно. Одним из первых среди античных мыслителей Платон поставил вопрос об основе и уровне цен. Он считал, что рыночные цены должны регулироваться государством, а сами они должны обеспечивать продавцам товаров умеренную прибыль.
Наиболее глубоким исследователем экономических проблем Древней Греции был ученик Платона философ Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Как и его предшественники, наиболее важной и почетной сферой деятельности людей этот ученый считал земледелие, где свободные должны выполнять лишь функции управления и надзора, а физическим трудом должны заниматься рабы. Рассуждая о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей, он выделил две
сферы - экономику и хрематистику. Целью экономики, по его мнению, является приобретение полезных, необходимых людям вещей. Деятельность в этой сфере, обусловленной естественными причинами, и является необходимой. Хрематистика - это искусство наживать состояние посредством торговли. Целью здесь является богатство в его денежной тюрьме. Поэтому она не является необходимой и не сообразуется с законами природы. Исходя из этого он заявлял, что "экономика заслуживает похвалы, а хрематистика - порицания".
Большой вклад в развитие экономической науки Аристотель внес своим анализом форм стоимости. Указав на то, что любая вещь может быть использована двояким путем для удовлетворения потребности и для обмена, он, по существу, открыл потребительную и меновую стоимость товара. Анализируя обмен, он сделал вывод, что обмениваться друг на друга могут лишь вещи, которые имеют нечто общее между собой. По его мнению, единой мерой товаров является потребность, которая "все связывает вместе". А ее заменой являются деньги. Следовательно деньги, как считал Аристотель, делают товары соизмеримыми, что абсолютно не соответствует истине. Сами деньги он трактовал упрощенно, как средство, изобретенное людьми для удобства обмена. Естественными их функциями он считал функции средства обращения и меры стоимости.
В целом экономическая мысль Древней Греции была своеобразной и довольно зрелой.
В анализе экономических явлений древнегреческие мыслители обнаружили большую глубину и оригинальность. Они, образно выражаясь, заложили первые, хотя и грубо обработанные камни в фундамент мировой экономической науки.