Эстетическая мысль в Античности

Культурологическая модель генезиса возникновения эстетической традиции.

Греческая Античная цивилизация резко контрастирует с цивилизациями Древнего Востока, хотя на определенном этапе своего развития обе эти культурные ветви развивались вместе. Однако греческая эстетическая традиция развивалась со своими особенностями. В частности, в этом процессе определенную роль сыграла критская (критско-минойская) культура.

Остров Крит является одним из ближайших островов Древней Греции. Культура критского государства берет начало еще с III – IIтыс. до н.э. Своего расцвета оно достигло в ХVI – ХVвв. до н.э. Из-за того, что критская письменность до конца не расшифрована и многое остается неизвестным, однако факт ее существования реален. Само географическое положение острова, находящегося на пересечении морских торговых путей Средиземноморья, давало возможность критской культуре развиваться в соприкосновении с культурным пространством цивилизаций Древнего Востока.

Население Критского государства занималось земледелием, чему способствовали мягкий климат и плодородие почвы, способствовавшие собирать по два, а иногда и по три урожая в год. Море служило прекрасной защитой от нападений и войн. У Критского государства не было врагов, – в то время не существовало морской державы, которая претендовала бы на земли острова. Здесь рано (к ХVIв. до н.э.) сложилось централизованное государство. Оно представляло собой монархию, во главе которой стоял сакрализованный правитель. Так обычно поступали, когда правитель считался богом и лицезреть его простым смертным было запрещено.

Благодаря сильной централизованной экономике под эгидой государства, критянам удалось создать мощный флот, который доминировал в Восточном Средиземноморье. С его помощью даже было уничтожено в этом регионе пиратство. Критяне основывали свои колонии по всему побережью Эгейского моря, включая острова.

На Крите, по преданию, родился Зевс, сюда же он, обратившись в белоснежного быка привез прекрасную дочь финикийского царя – Европу (Cм.: Иллюстрации). Одним из сыновей Зевса и Европы согласно мифу стал Минос – основатель царской династии на Крите.

Известны активные торговые связи жителей Крита с Египтом, Сирией, Кипром, народами, населявшими Малую Азию. Закупались отсутствовавшие на острове слоновая кость, медь, золото, пурпурные ткани и т.п. В свою очередь, с Крита в эти государства поступали многочисленные изделия ремесленного труда: вазы, украшения и др. Внушительных размеров достигал аппарат чиновников, в чьи обязанности входил сбор налогов. В «библиотеке» Кносского дворца было обнаружено свыше 5 тыс. глиняных табличек, которые в основном представляют собой отчеты о сборе дани.

Древние города Крита (Като-Закро, Кносс, Малия и Фест) – это прекрасные образцы храмовых комплексов. Стены дворцов были украшены фресками, отличительной чертой которых являлось отсутствие сцен насилия: битв и охоты. Живопись – самое впечатляющее из критских искусств. В позднеминойский период (1700 – 1400 гг. до н.э.) фресками украшались не только дворцы, но и дома аристократов и зажиточных людей.

Греки унаследовали у критян древний минойский календарь; ряд музыкальных инструментов (таких как семиструнная лира, двойная флейта, труба, изготовленная из огромной раковины), а также секрет использования ряда ароматических и лечебных трав, в частности, способствующих похудению. Не исключено, что критские законы легли в основу греческих законодательств. Известно, что в VIв. до н.э. Фалет Критский обучал музыке спартанцев, а критские скульпторы Дипен и Скиллид давали уроки живописи художникам Пелопоннеса. Египтяне заимствовали у жителей Крита некоторые медицинские рецепты.

Цветущая критская цивилизация в середине ХVв. до н.э. пережила катастрофу, от которой уже не смогла оправиться. Около 1450 г. до н.э. произошло извержение вулкана на острове Фера (современный Санторин), находящийся в 120 км от Крита. Извержение вызвало на Крите землетрясение и огромные приливные волны (цунами). Наводнение, уничтожение посевов, пожары во дворцах, болезни привели государство на грань краха. Кроме этого, неудачный поход критян на Сицилию окончился почти полным разгромом их флота. Крит был завоеван в середине ХVIв. до н.э. ахейскими племенами, вторгшимися с материковой Греции.

Ахейцы*, а затем и другие племена Пелопоннеса не только переняли у критян фасоны одежды и причесок, но и, соприкоснувшись с высоко

_______________

* - заметим, что у Гомера греки еще не носят названия «греков» и не называются «эллинами», как они называли себя впоследствии. У Гомера они зовутся либо аргивянами (обобщенное название жителей Аргоса), либо ахейцами (по имени одного из греческих племен), либо данайцами (Данай мыслился родоначальником племени аргивян) /См.:

Лосев А.Ф. Гомер.- 2.е изд.- М.: Молодая гвардия, 2006. – С. 12-13/.

развитой культурой, сами со временем поднялись на новую ступень развития. Огромную роль в этом процессе сыграли такие культурные достижения критян, как слоговое письмо, архитектурные сооружения, фресковая и культура живописи, наличие музыкальных инструментов и искусства, новые виды оружия и инженерное искусство (примером может служить водопровод), а также их религиозные обряды. Эти достиженияв том числе и в области художественного творчества были трансформированы на другой почве и другими этносами и привели к созданию новой самобытной культуры – Античной, одной из составных частей которой является древнегреческая (38, С. 88 – 94).

Древнегреческая культура носит интерактивный характер. Это означает, что она оказалась способной воспринимать, включать в себя элементы других культур, взаимодействовать с ними. В частности, первоначально на Балканах формируется ахейская, или микенская (по названию города Микены – колония критян на материке) государственность, впитавшая в себя крито-минойскую и микенскую культурные традиции.

Кстати раскопки, проведенные Г. Шлиманом в ХIХ в., обнаружили, что «златообильные Микены», как их называл Гомер, являли собой новую, отличную от критян культуру (См.: Там же, С. 95). Видимо эта традиция имела давние и определенные связи с крито-минойской культурой.

Не исключена и вторая версия. А именно: еще в ХХIв. до н.э. ахейцы пришли с севера и северо- запада на Пелопоннес; как одна из достоверных версий включает в себя то, что это был миграционный взрыв ариев, одна из ветвей которого пришла в Европу, другая направилась на Восток, осев в Иране, затем Древней Индии (повлияв на возникновение Ведаизма).

Ахейцы, соприкасаясь с критянами, создали свою культуру в таких центрах как Микены, Тиринф, Пилос, Фивы. В ХVIв. до н.э. они завоевывают Крит (о чем свидетельствует «линейное письмо В» (См.:Там же).

Микенское государство со временем перешло на высокую стадию развития. Например, хетты ставили микенцев в один ряд с египтянами, ассирийцами и вавилонянами. Существовало рабство, отряды рабов, обслуживающих дворец, насчитывали более тысячи человек.

В конце ХIII – ХIIв. до н.э. племенной мир северо-балканского региона вновь пришел в движение. На территорию полуострова вторглись племена дорийцев и одержали победу над местным населением. Вторжение довольно отсталых дорийцев привело к их победе, во-первых, потому, что на их вооружении было оружие из железа, у микенцев – из бронзы и во-вторых, что экономика Микенского государства, базировавшаяся на морской торговле, в ХIII– ХIIв. до н.э. была в упадке. Это был период крупномасштабных миграционных процессов в бассейне Средиземноморья. Данные процессы привели к нарушению баланса экономических и политических приоритетов. Так, прекратило свое существование Хеттское царство, а Египет потерял свои владения в Малой Азии. Хозяйству микенцев вторжение нанесло непоправимый ущерб. В упадок пришли и многочисленные некогда ремесла, торговля. По сути, микенцам не с кем стало торговать в том объеме, который поддерживал их экономику, жизненный уровень, а также политическую и обороноспособность на должном уровне. Резко сократилось численность населения. Его значительная часть погибла во время нашествия, многие микенцы эмигрировали. В основном эмигранты переселялись на побережье Малой Азии. Именно микенцами были основаны города Милет, Эфес, Смирна, Галикарнас и другие, занявшие вскоре достойное место в истории и интеллектуальном творчестве.

В Древней Греции ХI – IХ вв. до н.э. носят названия гомеровского периода. Это время называют еще «темными веками», ибо в культурном отношении оно представляет собой период экономического упадка, так как кочевникам дорийцам пришлось адаптироваться к новым формам ведения хозяйства. В политическом плане также произошел откат назад к тирании.

Первые шаги интерактивности двух культур – микенской и дорийской – дали поразительно быстрый позитивный результат. Новшества появились в военном деле, в частности в тактике. Вместо силы и ловкости отдельных героев, которые были воспеты в поэмах Гомера решающую роль стала играть греческая фаланга, имевшая закрытую структуру, непроницаемую для отдельного воина.

Интерактивность греческой культуры проявлялась в наличие демократии. Государство (полис) не существовало здесь вне и над гражданами – они сами являли собой государство. Это создавало чувство единства личного и общественного, интимного и монументального, что нашло свое отражение в искусстве.

Государство уделяло рабству огромное внимание, ибо вся экономика базировалась именно на труде рабов. Рабство настолько укоренилось в Античной Греции, что воспринималось как нечто вполне естественное. Даже такие великие греческие мыслители, как Платон (ок. 427 – 347 гг. до н.э.) и Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.), не выступали против этого общественного института, а напротив, полагали, что «грекам свойственно господствовать над варварами».

К особенностям древнегреческой культуры надо отнести состязательность – агон. Это форма философского трактата (диалог), споры в классической греческой комедии, это, наконец, спортивная состязательность, наиболее ярко проявившаяся в Олимпийских играх.

Отличительной чертой древнегреческой культуры (если сравнивать Грецию с цивилизациями Древнего Востока) можно назвать и антропоцентризм. Афинский философ Протагор (ок. 481 – ок. 411 гг. до н.э.) провозгласил человека мерой всех вещей. Человек стал олицетворением всего сущего, прообразом всего созданного и создаваемого, единственной темой классического искусства.

Интегральной частью древнегреческой культуры и религии была мифология. Эллинам было чуждо понятие религии как откровения, изложенного в священных книгах. Религиозные представления у них развивали поэты и античные мыслители, придавая им художественную форму и моральный смысл, а зачастую и политическую окраску. В свою очередь, мифы питали древнегреческую литературу, эпос, служа им как бы кузницей сюжетов. В лоне мифа нашли свое развитие поэзия, трагедия, комедия и эстетика.

Наши рекомендации