Оценка рыночной власти. Показатели концентрации рынка
Отраслевая структура. Факторы, влияющие на отраслевую структуру.
1) Под структурой отрасли понимается, в самом общем виде, состав отраслей или предприятий ее составляющих и удельные веса их производства (или продаж) в общем объеме производства (продаж) отрасли. В условиях первого подхода структуру отрасли характеризуют следующие показатели: удельный вес производства отдельного предприятия (или отрасли) в общем объеме производства отрасли (или комплексной отрасли); удельный вес стоимости основных средств предприятия (или отрасли) в общей стоимости основных средств отрасли (или комплексной отрасли);
удельный вес численности работающих на предприятии (или в отрасли) в общем количестве работающих в отрасли (или комплексной отрасли);
В условиях второго подхода к понятию отрасли используются следующие показатели: -доля рынка (Хi), которая характеризует удельный вес продаж предприятия в общем объеме продаж отрасли, однако, с течением времени показатель доли рынка может изменяться, поэтому о темпах развития предприятия можно говорить на основе анализа: коэффициента опережения; темпах роста доли рынка. -для оценки эффективности использования труда, в первую очередь, управленческого персонала используется показатель суммы прибыли в расчете на одного управляющего;
-для оценки эффективности использования капитала предприятия рассчитывается показатель рентабельности капитала.
Факторы, влияющие на отраслевую структуру
1. Действие положительного эффекта масштабов производства определяется снижением средних суммарных издержек (АТС) в долгосрочном периоде времени. В разных отраслях действие положительного эффекта масштабов производства проявляется по-разному. 2. Характеристики и особенности различных типов рынка также предопределяют, в определенном смысле, структуру отрасли. 3. В зависимости от того, какие границы географического рынка рассматриваются может изменяться состав и структура рынка. При разработке конкурентной стратегии этот фактор достаточно важный, так как от географических границ рынка будут зависеть цели предприятия;4. Сегмент рынка – на разных сегментах рынка предприятия будут иметь разные доли и разных конкурентов, следовательно, при разработке конкурентной стратегии должен учитываться не только фактор географических границ рынка, но и тот сегмент покупателей, на который будет выходить предприятие со своим товаром;
5. Доля импорта/экспорта. Если при анализе структуры рынка не будет учтен факт конкуренции со стороны импортируемых на данный географический рынок товаров, то это означает, что предприятие не учтет при разработке конкурентной стратегии как минимум одного конкурента, на долю которого может приходиться и не такая маленькая часть рынка. 6. Переплетение личных и финансовых связей. Действие этих факторов можно рассмотреть на следующих примерах. 7. Стохастические (вероятностные) факторы. Доля предприятия на товарном рынке не является неизменной величиной. Ее изменение зависит от ряда факторов, как зависящих от эффективности управления предприятием в текущий момент времени, так и от факторов окружающей среды (например, стадия жизненного цикла товара, общеэкономическая ситуация в стране, действия конкурентов и др.), на которые зачастую предприятие повлиять не может;8. Процессы специализации и кооперирования в отрасли. Успешное сочетание специализации и кооперирования способствует снижению средних издержек и увеличению объемов производства, что, в конечном итоге может повлиять и на структуру рынка;9. Научно-технический прогресс (НТП). НТП рассматривают как фактор, способствующий развитию новых товарных рынков, предприятий, оказывающихся лидерами в инновациях, и ухода с рынка устаревающих товаров и модификаций т.п.
Оценка рыночной власти. Показатели концентрации рынка.
Для оценки величины рыночной власти, которой обладают субъекты рынка, используются две группы показателей. Первая группа показателей используется для оценки рыночной власти отдельного продавца над рынком. Чем больше рыночная власть отдельного продавца, тем больше у него возможностей контролировать ситуацию в отрасли и воздействовать на покупателя. Вторая группа показателей характеризует общий уровень концентрации (монополизации) отрасли. Чем выше уровень концентрации в отрасли, тем сложнее войти в ее состав новым предприятиям, тем больше рыночная власть действующих предприятий в долгосрочном периоде.
Для оценки рыночной власти отдельного продавца используются следующие показатели:
1. Доля рынка - это объем продаж отдельной фирмы в общем объеме продаж отрасли. Чем больший объем продаж приходится на отдельно взятую фирму, тем больше возможностей она имеет для контроля за ситуацией на рынке, для контроля за ценой на свой товар, тем большей монопольной властью она обладает.
2. Коэффициент Лернера (Kl) - показатель монопольной власти фирмы, который характеризует насколько цена превышает предельные издержки.
3. Коэффициент Бэйна, который показывает отношение экономической прибыли предприятия к собственному капиталу;
4. Коэффициент Тобина, который характеризует отношение рыночной и восстановительной стоимости активов предприятия. При этом рыночная цена фирмы зависит от ее успехов на рынке, а восстановительная стоимость активов, определяется стоимость активов в ценах на момент переоценки;
5. Коэффициент Папандреу, который учитывает действие двух факторов: степень взаимозаменяемости товара одного производителя товаром другого производителя и количества предприятий на рынке.
Для оценки общего уровня концентрации отрасли используются следующие показатели:1. Индекс Герфиндаля-Гиршмана (HHI):
n
HHI= å Х2i,
i = 1
где Хi - доля фирмы в отрасли, %;
n - число фирм в отрасли.
Этот показатель одновременно учитывает количество фирм в отрасли и их долю на рынке. Чем меньше фирм в отрасли, чем больше их доля, тем больше значение этого показателя, тем выше монопольная власть фирм в отрасли. Если значение данного индекса равно 10000, то это означает, что отрасль является абсолютной монополией.
2. Коэффициент концентрации продаж (CRI), приходящихся на 3…8 крупнейшие фирмы отрасли:
k
CRi= å Хi, (10)
i = 1
где k – количество фирм, для которых рассчитывается коэффициент концентрации.
По существу это доля рынка, занимаемая 3…8 крупнейшими фирмами в отрасли. Данная ситуация, часто встречается на практике в условиях олигополии и, если на 3 крупнейшие фирмы отрасли приходится свыше 70-80% рынка, то считается, что эти фирмы обладают большей монопольной властью, чем оставшиеся фирмы.
В российской практике эти два показателя используются в совокупности для оценки уровня концентрации в отрасли. При этом используются следующие критерии:
1. HHI < 1000, СR3 < 45% - уровень концентрации в отрасли низкий;
2. 1000 < HHI < 2000, 45% < СR3 < 70% - уровень концентрации в отрасли средний;
3. HHI > 2000, СR3 >70% - уровень концентрации в отрасли высокий.