Показатели рыночной концентрации

При анализе отраслевой структуры особое значение имеет определение уровня концентрации продавцов и покупателей. Концентрация продавцов на рынке зависит от двух параметров (см. выше): числа продавцов на рынке; их доли в отраслевом объеме продаж.

Из двух отраслей уровень концентрации выше там, где число фирм меньше. Если же число фирм одинаковое, то уровень концентрации выше там, где выше неравномерность в распределении долей продаж. Аналогично и для рынка покупателей: если число покупателей в отрасли одинаковое, то уровень концентрации выше там, где выше неравномерность в распределении долей покупок отдельных покупателей.

Под рыночной концентрацией (концентрацией продавцов или покупателей) понимается плотность распределения рыночных структур и совокупность разных удельных весов агентов рынка по объему предложения или спроса.

Наглядным средством анализа структуры отраслевых рынков являются кривые концентрации продавцов (рис. 1.3).

Показатели рыночной концентрации - student2.ru

Рисунок 1.3. Кривые концентрации отраслевых рынков.

А – кривая концентрации в отрасли А; В - кривая концентрации в отрасли В; С - кривая концентрации в отрасли С.

Строятся они путем откладывания по оси абсцисс нарастающим итогом количества фирм в отрасли, начиная с более крупных, и заканчивая мелкими. По оси ординат откладываются доли фирм в общем объеме реализации товаров. Эти кривые выпуклы вверх, и степень выпуклости отражает степень концентрации в отрасли. В случае, если доли всех фирм отрасли равны, кривая будет прямолинейной.

Если кривая концентрации фирм первой отрасли лежит выше кривой концентрации фирм во второй, то это свидетельствует о том, что уровень концентрации в первой отрасли выше.

Можно предположить, что концентрация продавцов выше в той отрасли, для которой кривая концентрации отрасли С на всем протяжении лежит выше кривой концентрации отрасли В, т.к. в этом случае в отрасли С крупные фирмы контролируют большую долю реализации продукции, чем в отрасли В. Однако на практике такое условие соблюдается редко. Поэтому, чтобы сравнить уровень концентрации отраслей, необходимы дополнительные оценки.

Ученые Л. Хана и Ж. Кей предложили следующие дополнительные оценки, которые следует учитывать при оценке концентрации:

1. если одна кривая концентрации расположена над другой, то эта отрасль имеет более высокий уровень концентрации;

2. слияния фирм отражают повышения уровня концентрации;

3. передача прав реализации продукции от маленькой фирмы к большой повышает уровень концентрации в отрасли;

4. если при заданном числе фирм в одну отрасль входит новый конкурент, а на другом рынке останется прежнее число участников отраслевого рынка, происходит изменение уровня концентрации в первой отрасли.

Всего для определения типа рыночной структуры и рыночной концентрации используются семь показателей (их подробно будем исследовать позже). В основе их расчета лежит понятие доли предприятия на рынке.

- индекс (коэффициент) рыночной концентрации;

- индекс относительной концентрации;

- индекс Херфиндаля-Хиршмана;

- коэффициент энтропии;

- дисперсия логарифмов рыночных долей;

- коэффициент Джини;

- индекс Холла-Тайдмона.

Сейчас остановимся на основных двух показателях, которые чаще всего используются в аналитических исследованиях:

1. коэффициент рыночной концентрации (CRI). Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определенным числом крупнейших продавцов к общему объему реализации (поставки) на данном товарном рынке. Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR-3), четырех (СR-4), шести (CR-6), восьми (CR-8), десяти (CR-10), двадцати пяти (CR-25) крупнейших продавцов:

k

CRI = ∑ di/ DE

i=1

где di - доля продаж данной фирмы в объеме реализации рынка; DE – общий объем реализации товара на данном отраслевом рынке.

Индекс концентрации может достигать значений от 0 (для рынка совершенной конкуренции) до 1 (для монополии). Очевидно, что его значение возрастает по мере увеличения числа учитываемых крупнейших фирм. Чем больше значение индекса концентрации для заданного числа крупнейших фирм, тем менее конкурентным (более концентрированным) является данный отраслевой рынок. Недостаток данного показателя – его зависимость от числа крупнейших фирм, выбранных для анализа.

2. индекс рыночной концентрации Херфиндаля-Хиршмана (HHI). Рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем продавцами:

n

HHI = ∑ di2

i=1

Индекс HHI лишен недостатка индекса CRI, т.к. при его вычислении используются доли всех фирм рынка. Чем выше значение индекса, тем выше уровень концентрации фирм на рынке. Достоинства показателя – он чувствителен к изменению рыночных долей фирм на рынке, т.к. они возводятся в квадрат. Недостаток - коэффициент может давать искаженную картину (если неточная информация возводится в квадрат, ошибка прогрессивно увеличивается).

Индекс HHI зависит как от числа фирм на рынке, так и от распределения рыночных долей:

HHI = ns2 + 1/n

где n – число фирм на рынке, s2 – показатель дисперсии долей фирмы на рынке, равный

n

s2 = ∑ (Yi –Y) 2/n

i=1

причем Y – средняя доля фирмы на рынке, равная 1/n.

Чем больше величина дисперсии, тем более неравномерным и, следовательно, более концентрированным является рынок, тем слабее конкуренция и тем сильнее власть крупных фирм на рынке.

В соответствии с различными значениями коэффициентов рыночной концентрации и индексов Херфиндаля-Хиршмана выделяются три типа рынков:

• I тип — высококонцентрированные рынки:

при 70% < CR-3 < 100%; 2000 < HHI < 10000;

• II тип - умеренно концентрированные рынки:

при 45% < CR-3 < 70%; 1000 < НHI< 2000;

• III тип – низко концентрированные рынки:

при CR-3 < 45%; HHI < 1000.

Показатели рыночной концентрации дают предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем хозяйствующих субъектов. Чем больше продавцов с равномасштабной поставкой продукции действует на рынке, тем меньше значение соответствующих показателей. С 1982 г. HHI служит основным ориентиром при осуществлении антимонопольной политики США. Высокомонополизированной считается отрасль, в которой индекс превышает 1800, а не 2000 (м.б. вместо тысяч 1,0 и 1,8).

Наши рекомендации