Управление стоимостью логистического проекта

Стоимость проекта определяется совокупностью стоимостей ресурсов проекта, стоимостями и временем выполнения работ проекта.

Управление стоимостью проекта включает в себя следующие процессы:

· оценку стоимости проекта;

· бюджетирование проекта, т. е. установление целевых показателей затрат на реализацию проекта;

· контроль стоимости (затрат) проекта, постоянную оценку фактических затрат, сравнение с ранее запланированными в бюджете и выработку мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Бюджет – основной документ, с помощью которого осуществляется управление стоимостью проекта (директивный документ, представляющий собой реестр планируемых расходов и доходов с распределением по статьям на соответствующий период времени)

Смета проекта – документ, содержащий обоснование и расчѐт стоимости проекта, обычно на основе объѐмов работ проекта, требуемых ресурсов и цен. (это затратная составляющая бюджета)

На разных этапах составляется 4 вида смет с возрастающей степенью точности:

· предварительная (на стадии исследования инвестиционных возможностей), имеющая целью оценить жизнеспособность проекта (допустимая погрешность оценки 25-40%);

· первичная или факторная (на стадии разработки технико-экономического обоснования), сравнивает планируемые затраты с бюджетными ограничениями (15-25%);

· приближенная (на начальной стадии рабочего проектирования) – для подготовки плана финансирования проекта (10-15%);

· окончательная (в середине цикла разработки рабочего проекта) – для подготовки и проведения торгов (5-6%), является основой для расчетов и для управления стоимостью проекта.

Управление стоимостью осуществляется на протяжении всего жизненного цикла проекта, при этом процессы управления реализуются по-разному на различных этапах:

- концепция проекта – укрупненная оценка стоимости;

- разработка проекта – детальная оценка стоимости и бюджетирование;

- реализация проекта – бюджетирование и контроль стоимости;

- завершение проекта – завершающая оценка проекта.

Оценка стоимости проекта:

Чтобы оценить стоимость проекта, нужно знать стоимость составляющих проект ресурсов, время выполнения работ и стоимость этих работ. Т.е., оценка стоимости начинается с определения структуры ресурсов и работ проекта.

Предварительная оценка стоимости нужна для:

1) контроль издержек, связанных с проектом;

2) оценка жизнеспособности проекта – проводится оценка целесообразности реализации проекта на основе сравнения выгод и затрат;

3) получение финансирования – решение о финансировании принимается на основе сравнения оценки стоимости и будущих доходов;

4) распределение ресурсов;

5) расчет продолжительности работ путем сопоставления объема работ с имеющимися ресурсами, оценка стоимости (смета) является входной информацией для оценки продолжительности работ;

6) подготовка тендеров.

Бюджетирование проекта:

Это определение стоимостных значений выполняемых в рамках проекта работ и проекта в целом, процесс формирования бюджета проекта, содержащего установленное распределение затрат по видам работ, статьям затрат, по времени выполнения работ, по центрам затрат или по иной структуре. Бюджетирование является планированием стоимости, т. е. определением плана затрат.

Контроль стоимости проекта

Элементы:

- мониторинг стоимостных показателей реализации проекта с целью обнаружения отклонений от бюджета;

- управление изменениями в бюджете с целью обеспечения выполнения бюджета;

- предотвращение ранее запланированных ошибочных решений;

- информирование всех заинтересованных лиц о ходе выполнения проекта с точки зрения соблюдения бюджета.

Контроль стоимости проекта имеет две составляющие: учетную (оценка фактической стоимости выполненных работ и затраченных ресурсов) и прогнозную (оценка будущей стоимости проекта).

Методы контроля стоимости:

а) Традиционный методконтроля использует следующие понятия:

- плановые (бюджетные) затраты – это бюджетная стоимость работ, запланированных в соответствии с расписанием (BCWS (Budgeted Cost of Work Scheduled)

- фактические затраты – стоимость фактически выполненных работ на текущую дату ACWP (Actual Cost of Work Performed)

Расхождение по затратам рассчитывается как разница между фактом и планом.

Основной минус: метод не учитывает, какие работы были фактически выполнены за счет потраченных денежных ресурсов, т. е. он не оперирует графиком выполнения работ.

б) Анализ освоенного объема – используются следующие показатели:

- плановые затраты;

- фактические затраты;

- освоенный объем – это плановая стоимость фактически выполненных работ к текущей дате. Освоенный объем не зависит от фактически произведенных затрат по работе. BCWP (Budgeted Cost of Work Performed)

Метод определить как реальное отклонение по затратам, так и отставание по графику выполнения работ.

Реальное отклонение по затратам: ΔСр. = ACWP – BCWP.

Отставание от графика: ΔS = BCWS – BCWP.

Наши рекомендации