Тема 4. ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ

1. Чистая монополия и ее основные черты. Факторы монополизации. Виды монополии.

2. Спрос на продукт и предельный доход монополиста. Равновесие фирмы-чистой монополии в краткосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков).

3. Равновесие чистой монополии в долгосрочном периоде.

4. Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.

5. Чистая монополия и эффективность.

6. Экономические последствия монополии. Регулирование естественной монополии.

Ключевые понятия и термины

Барьеры для конкуренции (Barriers to competition) – факторы, приводящие к ослаблению уровня соперничества по сравнению с его естественным уровнем и не связанные с состоянием издержек.

Естественная монополия (Natural monopoly) – монополия, действия которой минимизируют долгосрочные отраслевые средние издержки.

Закрытая монополия (Closed monopoly) – монополия, защищенная от конкуренции законодательными ограничениями, такими как патенты или лицензии.

Монополия(от греч. μονο – один и πωλéω – продаю) – фирма либо ситуация на рынке, на которой действует такая фирма, в условиях отсутствия значимых конкурентов, т. е. выпускающая товар и (или) оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей.

Монопольная власть фирмы(monopoly power)–наступает тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать. Степень, до которой монополист может использовать свою монопольную власть, зависит от наличия близких заменителей на его товар и его доли на данном рынке.

Открытая монополия (Open monopoly) – монополия, являющаяся единственным продавцом на рынке какого-либо продукта, но не имеющая какой-либо специальной защиты от конкуренции в виде патента или других ограничений вхождения в отрасль.

Чистая монополия (Absolute monopoly) –положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги.

Фирма-монополист(Мonopolistic company)–обладает значительным контролем над ценой на продаваемый продукт.

Ценовая дискриминация (Price discrimination) – монополистическая конкуренция, при которой в один и тот же момент один и тот же продукт продается разным покупателям по разным ценам, причем разница в ценах не оправдана различиями в издержках производства этого продукта. Обязательным условием ценовой дискриминации является отсутствие у покупателей возможности перепродажи продукта.

Х-неэффективность (X-inefficiency) – неспособность фирмы произвести любой заданный объем продукции при самых низких средних издержках производства.

Литература:[4, с. 103–114; 5, с. 225–232; 6, с. 331–343; 7, с. 74–87; 9, с. 531–548; 10, с. 224–227; 11, с. 108–123; 12, с. 78–110; 13, с. 39–52; 14, с. 359–363; 16, с. 259–291; 17, с. 120–131].

Тесты и задачи

1. Монополия – это рыночная структура, где:

а) действует только один покупатель;

б) существует небольшое число конкурирующих между собой производителей;

в) имеется только одна крупная фирма-производитель;

г) отсутствует контроль над ценами продукции.

2. В отличие от конкурентной фирмы монополист:

а) может назначать любую цену на свой продукт;

б) максимизирует прибыль при равенстве предельного дохода и предельных издержек;

в) может произвести любой объем продукции и продать ее по любой цене;

г) при данной кривой рыночного спроса может выбрать комбинацию цены и объема выпуска, которая дает максимум прибыли.

3. Монополия связана с лицензированием деятельности, поскольку производится:

а) уникальный продукт;

б) качественный продукт;

в) широкий ассортимент;

г) модный продукт.

4. Индекс Херфиндаля – Хиршмана непосредственно показывает:

а) степень концентрации фирм на рынке;

б) рыночную власть фирмы;

в) тип рыночной структуры;

г) степень рыночной конкуренции.

5. Допустим, что монополист может продать 10 единиц товара по цене 100 долл/ед. Продажа 11 единиц вызывает снижение цены дo 99,5 долл/ед. Предельный доход при увеличении объема продаж с 10 до 11 единиц равен, долл.:

а) 100;

б) 99,5;

в) 94,5;

г) 94,0.

6. Весь потребительский излишек присваивает фирма, которая:

а) монополизирует рынок;

б) осуществляет совершенную ценовую дискриминацию;

в) максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками;

г) сегментирует рынок.

7. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свою продукцию, если:

а) средние издержки снижаются;

б) затраты на рекламу растут;

в) предельный доход выше предельных издержек;

г) предельный доход равен переменным издержкам.

8. У монополиста предельные издержки обычно меньше цены продукции, потому что:

а) цена меньше предельного дохода;

б) цена больше предельного дохода;

в) предельные издержки меньше средних издержек;

г) предельные издержки больше средних издержек.

9. Укажите область, где, по Вашему мнению, может быть эффективная монополия:

а) автосервис;

б) водопроводные сети;

в) пиццерия;

г) цветочный ларек.

10. Единственный в отрасли продавец продукта, не имеющего заменителей, – это:

а) монополия;

б) дуополия;

в) метрополия;

г) монопсония.

11. Монополия характеризуется тем, что фирмы:

а) не могут свободно входить в рынок;

б) действуют на рынке в большом количестве;

в) обладают полной информацией о рыночных условиях;

г) выпускают дифференцированную продукцию.

Ответы:1. а); 2. г); 3. а); 4. а); 5. в); 6. б); 7. в); 8. б); 9. б); 10. а); 11. а).

Наши рекомендации