Анализ технического уровня и качества продукции
Технический уровень оценивается путем сопоставления технико-экономических показателей изделий с лучшими отечественными и зарубежными образцами аналогичной техники. Оценка проводится по основным технико-экономическим показателям, характеризующим важнейшие свойства изделий.
Качество продукции – один из основных факторов, способствующих росту реализации продукции. Это основной показатель конкурентоспособности выпускаемой продукции организаций. Индекс конкурентоспособности промышленного производства рассчитывается исходя из четырех показателей: объема произведенной добавленной стоимости в расчете на одного жителя, объема экспорта в расчете на одного жителя, а также долей средне- и высокотехнологичной продукции в объемах произведенной добавочной стоимости и экспорта. Как следует из рис. 5.3, Россия занимает 44-е место среди стран мира по индексу конкурентоспособности выпускаемой продукции[1]. Если говорить о конкурентоспособности отдельных технологий, представляющих интерес для развитых стран, то таких насчитывается около 300 – это технологии как военного, так и двойного назначения[2].
Рис. 5.3.Рейтинг индекса конкурентоспособности промышленного производства
Повышение качества продукции требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость единицы продукции, влияет на цену, прибыль и служит объектом экономического анализа. Сумма всех расходов на обеспечение качества составляет общие расходы на качество. Взаимосвязь между всеми расходами на качество, общими расходами на качество и уровнем достигнутого качества представлена на рис. 5.4.
Общие расходы на качество складываются из расходов на предупредительные мероприятия, на контроль и потери (внешние и внутренние). С изменением достигнутого уровня качества изменяются составляющие затрат и их сумма – общие расходы на качество.
Рис. 5.4.Взаимосвязь между расходами на качество и достигнутым уровнем качества[21, с. 197]
Стандарт ISO 9000 дает такое определение: «Качество – это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности».
В СССР Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 4 октября 1965 г. «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства» была признана необходимость введения государственной аттестации качества продукции. В 1967 г. на ряде предприятий была введена государственная аттестация. Первыми изделиями, удостоенными государственного Знака качества, были электродвигатели московского завода им. В.И. Ленина.
За рубежом система оценки качества была введена в 1932 г. – в Германии, 1938 г. – во Франции, Великобритании, в 1949 г. – в Японии.
Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники и аттестации этой
продукции по категориям качества был введен постановлением ГКНТ, Госстандарта, Госплана СССР и Госснаба СССР в 1981 г. Этот порядок регламентировал проведение оценки технического уровня и качества продукции по всему циклу создания, производства и применения продукции, и прежде всего на тех стадиях, где имеется возможность внесения в документацию необходимых корректив. В целях приближения к международным стандартам качества существовавшая система аттестации в 1993 г. была заменена на систему сертификации.
Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Столь широкая трактовка показателей технического уровня (производительность, габариты, показатели надежности, цена, эксплуатационные расходы и др.) и качества изделий приводит к их многообразию. Например, номенклатура показателей, характеризующих технический уровень и качество морских и речных транспортных судов, содержит более ПО наименований.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например удельный вес объема:
· новой продукции в общем ее выпуске;
· сертифицированной и несертифицированной продукции;
· продукции, соответствующей мировым стандартам;
· экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны, и др.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:
· полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и т.д.);
· надежность (долговечность, безотказность в работе);
· технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.п.);
· эстетичность изделий.
Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.
Содержание анализа качества продукции представлено на рис. 5.5.
Рис. 5.5. Анализ качества продукции [21, с. 29]
Выдающихся успехов в обеспечении качества продукции достигла Япония. В 1970-х годах корпорация Toyota стала родоначальником системы кружков качества. Во второй половине XX в. американец Эдвард Деминг предложил контролировать качество не на конечном продукте, а на каждой стадии производства. США это предложение проигнорировали, а в Японии реализовали, поняв, что производство и контроль за качеством не должны быть разделены, тем более противопоставлены друг другу. Дело в не наказании бракоделов, главное – выявлять и устранять причины возможных дефектов. Когда кружки качества выполнили свою задачу, их трансформировали в систему полного производственного обслуживания – новый канал выявления творческой инициативы работников. В рамках этой системы уход за оборудованием полностью поручается тем, кто на нем работает. Вместо наладчиков проверкой техники между сменами сообща занимаются отработавшие и заступившие бригады. На предприятиях, внедривших систему полного производственного обслуживания, производительность труда почти удваивается, себестоимость снижается на треть, количество рационализаторских предложений возрастает в 5–10 раз. Главное же – в корне меняется психология людей, которые начинают осознавать себя хозяевами своего рабочего места, доверенной им техники[3].
Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико-химических показателей, сведения отделов технического контроля (ОТК), журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др. Процесс оценки технического уровня продукции включает выбор показателей, характеризующих свойства продукции, и методов расчета их количественной оценки.
Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный (рис. 5.5). Сущность балльного метода оценки состоит в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции и путем сравнения фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству; б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта:
.
Пример.По данным табл. 5.8 коэффициент сортности составляет: по плану 0,718 (1083/1508), фактически – 0,735 (1094/1488); выполнение плана по качеству – 102,4% (0,735/0,718); средневзвешенная цена по плану – 28,7 руб. (1083/37,7), фактически – 29,4 руб. (1094/37,2), что по отношению к плану также составляет 102,4%.
Таблица 5.8. Объем выпуска продукции по сортам
Сорт продукции | Цена за 1 ед., руб. | Выпуск продукции, тыс. ед. | Стоимость выпуска, тыс. руб. | ||||
План | Факт | План | Факт | по цене I сорта | |||
План | Факт | ||||||
10,8 | 12,2 | ||||||
II | 16,5 | 15,4 | |||||
III | 10,4 | 9,6 | |||||
Итого | – | 37,7 | 37,2 |
Оценка выполнения плана по качеству продукции проводится также по удельному весу сертифицированных изделий, удельному весу забракованной и зарекламированной продукции.
Анализ отступлений от норм качества изготовления осуществляется по данным о внутризаводском браке и внешних рекламациях на продукцию. В зависимости от действующей на предприятии системы представления информации о браке анализируются потери от брака как по предприятию, цехам, участкам, рабочим местам, так и по конкретным изделиям и причинам. Основными причинами брака могут быть: недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки, погрузки и т.д.
Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с данными предыдущих отчетных периодов, планом, аналогичными данными других родственных организаций.
Расчет влияния качества продукции на стоимостные показатели работы организации: изменение выпуска товарной продукции (DNТ), изменение выручки от продаж продукции (DNp) иизменение прибыли (DП) – проводится следующим образом:
где р0 и р1 – цена изделия соответственно до и после изменения качества;
с0 и с1 – себестоимость изделия соответственно до и после изменения качества;
Qk1 – количество произведенной продукции повышенного качества;
Nр.кач – объем продаж продукции повышенного качества.
Если организация выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам рассчитать влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от продаж.
Средневзвешенная цена определяется следующим образом:
, .
Для расчета влияния сортового состава продукции на объем производства в стоимостном выражении можно также использовать способы, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Выполним этот расчет способом абсолютных разниц по данным табл. 5.8. Результаты расчета приведены в табл. 5.9.
Таблица 5.9. Влияние сортового состава продукции на выпуск продукции (изделия Ав стоимостном выражении)
Сорт продукции | Цена за 1 ед., руб. | Структура продукции, % | Изменение средней цены за счет структуры, руб. | ||
План | Факт | +/– | |||
I | 28,6 | 32,8 | +4,2 | + 1,68 | |
II | 43,8 | 41,4 | –2,4 | –0,72 | |
III | 27,6 | 25,8 | –1,6 | –0,24 | |
Итого | – | +0,72 |
В связи с улучшением качества продукции (увеличением доли I сорта и соответственным уменьшением доли продукции II и IIIсортов) средняя цена реализации по изделию А выше плановой на 0,72 руб., а стоимость всего фактического выпуска – на 26,78 тыс. руб.
(0,72 – 37,2).
Аналогичные расчеты выполняются по всем видам продукции, по которым установлены качественные характеристики, результаты обобщаются.