Естественная монополия

Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм. Функция издержек для случая подобной технологии характеризуется свойством субаддитивности: TC(∑Qi) < ∑TC(Qi), издержки производства данного объема меньше, когда он выпускается одной фирмой, а не несколькими.

Причинами возникновения естественной монополии могут быть:

• особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска. Положительная отдача от масштаба обеспечивает снижение долгосрочных средних издержек с ростом выпуска (экономию от масштаба);

• экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;

• недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.

Многопродуктовые фирмы - естественные монополии существуют в таких отраслях, как электроэнергетика, железнодорожные перевозки, телефонные услуги. Помимо собственно производства различных продуктов и предоставления разных услуг, фирмы могут считаться многопродуктовыми (и в особенности это касается телефонных компаний) благодаря тому, что предоставляемые в разное время услуги могут рассматриваться в качестве продуктов-несовершенных заменителей.

Для многопродуктовой фирмы различают два вида средних издержек:

• средние издержки производства товарного набора

TC(∑Qi)

АСТ = ——————

k

где k - число товаров в наборе; Qi - объем выпуска 1-го товара;

• средние издержки производства товара

TC(q, Qi) - TC(q, 0),

АС: = ——————————

Qi

где q - объем производства всех остальных товаров.

Для многопродуктовой фирмы могут быть характерны два вида экономии:

экономия на масштабе производства всего товарного набора или экономия на разнообразии (при увеличении числа товаров в наборе совокупные издержки товарного набора увеличиваются в меньшей пропорции), что ведет к снижению средних издержек производства товарного набора. Экономия на разнообразии порождается положительными внешними эффектами одновременного использования ресурсов при производстве различных товаров;

экономия на масштабе производства каждого конкретного товара благодаря положительной отдаче от масштаба.

Если естественная монополия возникает благодаря экономии от масштаба производства или экономии от разнообразия (ассортимента), кривая долгосрочных средних издержек имеет так называемый «L-образный вид»- (рис. 10.la). Кривая издержек естественной монополии, возникшей благодаря недостаточной емкости рыночного спроса, может иметь стандартный «U-образный» вид (рис. 10.16). Кривая средних издержек, имеющая «L-образный вид», характеризуется так называемой глобальной субаддитивностью функции издержек. При стандартном виде кривой издержек существует лишь локальная субаддитивность. Во втором случае возникновение естественной монополии или демонополизация связаны с характеристиками спроса.

Естественная монополия - student2.ru

LRAC

Рис. lO.la. Естественная монополия,

Вызванная экономией от масштаба

Или от разнообразия

Рис. 10.16. Естественная монополия,

Вызванная недостаточной емкостью

Спроса

Если спрос на продукцию незначителен (кривая спроса D1), даже при цене, обеспечивающей лишь нормальную прибыль фирме-продавцу, объем спроса равен минимально эффективному выпуску. В этом случае фирма, уже действующая на рынке, может легко установить цену, ограничивающую вход, благодаря относительному преимуществу в издержках (вспомним модель Ф.Модильяни). Незначительное увеличение спроса (кривая спроса D2) также может не привести к входу на рынок нового продавца, поскольку средние издержки фирмы, производящей количество Qε[Q1; Q2], будут ниже, чем средние издержки фирмы, производящей разницу между объемом рыночного спроса и этим выпуском Q2 - Q. Следовательно, возможность ограничивающего вход ценообразования благодаря относительному преимуществу в издержках сохраняется. Таким образом, даже повышение средних издержек с ростом выпуска не гарантирует отсутствие естественной монополии. Однако если функция спроса имеет вид D3, так что Qd3 = 2Qd1, отрасль теряет свойства естественной монополии. Единственный производитель уже не может полностью удовлетворить объем рыночного спроса, не потеряв преимущество в издержках. Достаточно существенное повышение спроса приводит к входу на рынок новых фирм-продавцов.

Итак, демонополизация может произойти в результате увеличения рыночного спроса. Если же возникновение естественной монополии вызвано технологическими особенностями, демонополизация произойдет в результате изменения технологии (рис. 10.2а и 10.26) при неизменном уровне спроса. В этом случае вероятность демонополизации тем выше, чем ниже объем инвестиционных расходов, необходимый для изменения технологии (снижения минимально эффективного выпуска или замедления роста средних издержек с увеличением объема выпуска).

Естественная монополия - student2.ru

Естественная монополия - student2.ru

Р *

LRACi

LRAC2

LRACi

AC(Q2) AC(Qj+Q2)

AC(Qs) AC(Ol)

Рис.10.2a. Демонополизация при снижении минимально эффективно­го выпуска

02 QlQd(P!)Qd(P2) Q

Ог Qi Q1+Q2 Оз О

Рис. 10.26. Демонополизация

Наши рекомендации