Естественная монополия и ее регулирование.

Естественная монополия(Е.М.) — называется такой вид монополии, когда компания занимает особое положение на рынке пользуясь определенными привелегиями в силу эксклюзивного обладания необходимыми ресурсами или средствами про-ва.

как правило, эти компании управляют процессами и инфраструктурами воспроизводить, которые, т.е. дублировать, экономически нецелесообразно, а порой и невозможно.

Е.М. во многих странах являются компании занимающиеся работающие на рынке желез. перевозок, электро- и водоснабже

ü Е.М. - отрасль, в ко-ой долгосрочн. Ср. издержки мин. только в том случае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок.

ü Е.М. может существовать в результате барьеров для доступа конкурентов, привилегий гос-ва или огр. Инфо-ции.

ü Е.М. отличается бол. возрастающей отдачей от масштаба, а произ-нные затраты много ниже в сравнении с соверш. конкуренцией или олигополией.

ü Е.М. основана на особенностях техн., отражающих естес. законы природы, а не на правах собственности или гос. лицензиях. Принудительное рассредоточение про-ва на нескольких фирмах неэф-но, поскольку оно привело бы к увеличению издержек про-ва.

Поскольку у Е.М. ср. издержки выше предельных, то ценообраз-ание по предельным издержкам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообр-ания по предел. издержкам, но при условии минимизации потерь в эффе-ти, обусловленных таким отказом. Имеется и иное решение проблемы Е.М.: гос-во (или местная власть) берут на себя обязанности предоставлять этот вид услуг. В таком случае гос. (местная) компания может получать субсидии из гос. местного бюджета.

Гос.о регулирования цен и тарифов Е.М.:

1). В России и США образованы спец. органы регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тарифов устанавливается по принципу: "затраты плюс прибыль".

2)внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масштаба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предприятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наибольш. сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.

54.Олигополия. Характерные черты и виды олигополий. Определение объема и цен.

Олигополия – рын. стру-ра, в ко-ой бол. часть продаж совершается неско-ми крупными фирмами, каждая из ко-ых способна влиять на рын. цену.

Харак-ые черты олигополии:

ü На рынке доминирует небольшое кол-во фирм.

ü Олигопольные фирмы обладают крупн. рын. долями, потому имеют знач-ую моноп. власть над ценой.

ü Кривая спроса каждой такой фирмы имеет «падающий» характер.

ü Главная черта олигопольного рынка – в тесной взаимосвязи и взаимоза-ти фирм друг от друга. Каждая фирма вынуждена считаться с возможной реакцией своих конкурентов при определении цены и объема выпуска.

ü Сущ. Знач-ые барьеры для входа новых фирм в отрасль.

Последствия всеобщей взаимосвязи:

1) нельзя оценить спрос;

2) нельзя определить MR;

3) нельзя определить P* (равновесная цена ) и Q* (равновесный объем продаж).

Такая неопр-сть рын. поведения порождает множ-ность моделей олигополии, кот-ые делятся на модели кооперативного и неко-ого поведения.

-В случае неко-ного поведения каждый продавец самост. решает проблему определения цены и объема выпуска. Коопер-ное поведение означает, что фирмы сообща решают эти вопросы.

Виды Олигополии:

1)чистая или однородная: товары являются абсолютными заменителями.

2)Дифференцированная: товары имеют свою торговую марку, при этом товары могут разл-ся как по техни. Хар-кам(кач.), так и упаковке, фирм. Марка

Особен.:-про-во, оптовая торговля напитков, зуб пасты-рынок олигополии( выс.. Барьеры, бол.инвестиции)

Виды олигополий по входным барьерам:

1) Сложивш., медленно растущие рынки-Относительная олигополия по выпуску однородных товаров)выс. входные барьеры(отрасль со сложивш. Оборудов., бол. размерами с полож. Эффектом масштаба)

2) Молодые, динамичноразвив. Рынки:относит. Невысоки барьеры за счет расширения спроса.

Цена — кол-во денег, в обмен на ко-ое продавец готов передать(продать), а пок-ель согласен получить (купить) ед. товара. По сути, цена является коэф-том обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена явл-ся стоимостью, выраженной в деньгах, или ден. стоимостью 1-ы товара. Это фунд-ная эк. категория.

основных подхода к определению понятия «цена»:

· Цена обусловлена объективными затратами,

· Цена обусловлена субъективной оценкой полезности.

Наши рекомендации