Гибкий бюджет производства

Компания произвела в данном году 200 000 единиц про­дукции. Общие производственные затраты составили 400 000 руб., из них 180 000 руб. составили постоянные затраты. Предполагается, что никаких изменений в используемых производственных методах и ценах не произойдет. Определите общие бюджетные затраты для производства 230 000 единиц продукции в следующем году.

Гибкий бюджет для услуг

Руководитель автотранспортного предприятия пыта­ется оценить затраты работы парка из 20 грузовых автомобилей. Две основные составляющие этих затрат:

горючее — 1,8 руб. на один километр

амортизация — 9.000 руб. в расчете на один год для каждого грузовика

Подготовьте гибкий бюджет затрат на горючее и амортизацию для двадцати грузовиков для пробегов 10.000 км.; 20.000 км. и 30.000 км. на каждый грузовик.

Гибкий бюджет продаж

Известны следующие данные за апрель:

Показатели Бюджетная сумма на единицу Различные уровни объема (проданные единицы)
Единицы проданные   18.000 20.000 22.000
Объем продаж ? ? ?
Переменные затраты:        
Прямые материалы 360.000 ? ?
Горючее ? ? ?
Постоянные затраты:        
Зарплата управляющих   ? ? 40.000
Амортизация   ? 60.000 ?

Требуется:

1. Заполните недостающие данные в таблице.

2. Постройте график гибкого бюджета по данным таблицы.

Отклонения материальных и трудовых затрат

На каждую единицу продукции X требуется по нормативу 4 кг материалов стоимостью 30,00 руб. за 1 кг. На изготовление единицы продукции X по нормативу затрачивается 9 часов рабочего времени по нормативной ставке 15,00 руб. за один час в первом цехе и 2,5 часа по ставке 20,00 руб. во втором цехе.

Фактически за апрель было произведено 500 единиц продукта X. Фактические затраты прямых материалов на единицу составили 3,8 кг приобретенных по цене 32,00 руб. за 1 кг; затраты труда составили 9,5 часов на единицу при средней оплате 17,50 руб. за один час в первом цехе и 2,7 часа по ставке 21,00 за час во втором цехе.

Требуется:

а) Рассчитать отклонения по цене, по использованию и общее отклонение по материальным затратам.

б) Рассчитать отклонения по ставке, по производительности и общее отклонение по трудозатратам для каждого цеха в отдельности.

Отклонение общепроизводственных расходов

Компания производит керамические горшки. В мае фактические ОПР составили 11.100 руб. Планируемые нормативные ОПР за май составляли 4 руб. переменных ОПР на один час пря­мого труда плюс 1.250 руб. постоянных ОПР за месяц. Нормальная мощность была установлена 2.000 руб. часов прямого труда в месяц. В мае компания произвела 9.900 керамических горшков. Норматив­ное время на изготовление каждого горшка — 0,2 часа прямого труда.

Требуется:

Определить контролируемое отклонение ОПР, отклонение ОПР по объему и общее отклонение ОПР за май.

5.5.7. Оценка выполнения плана с помощью отклонений

Известна следующая информация за март 2010 года (руб.):

  Норматив Факт
Переменные затраты:
Основной труд 5.760 7.350
Коммунальные услуги 1.440 1.680
Ремонт и тех. обслуживание 2.880 3.570
Постоянные затраты:
Амортизация оборудования 1.300 1.340
Затраты на аренду 1.640 1.640
Прочие
ИТОГО: 13.872 16.510

При нормальной мощности работают 6 операторов по 160 часов за месяц каждый. Фактически работали 7 операторов в среднем по 150 часов в месяц.

Требуется:

Используя эту ограниченную информацию, рассчитайте от­клонения (сколько максимально возможно) трудовых затрат и общепроизводственных расходов. Подготовьте отчет о выполнении плана за март.

Тема 6. Планирование и контроль затрат

6.1. Основы планирования

Планирование наряду с контролем является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем. В западных системах учета различают три вида планирования, отличающиеся временным периодом и соответственно степенью детализации проработки планов. Термин планирование употребляется в самом широком смысле, но чаще относится к долгосрочным прогнозам. Термин программирование соответствует второму по уровню детализации виду планирования, который конкретизирует выбранные стратегические направления, в виде отдельных программ для достижения долгосрочных целей.

Бюджетное планирование, являющееся самым детализированным уровнем планирования, представляет собой процесс подготовки отдельных бюджетов по структурным подразделениям или функциональным сферам организации, разработанных на основе утвержденных высшим руководством программ. Иногда этот термин трактуется более широко, как целостная система выбора тактических целей планирования на уровне предприятия в рамках принятой стратегии, разработки планов (смет затрат и доходов) будущих операций компании и контроля исполнения этих планов, то есть по сути как система внутреннего финансового управления.

Планы могут быть классифицированы следующим образом:

1. Оперативные планы — это тактические планы, которые прямо связаны с достижением целей фирмы; они являются краткосрочными планами, сформулированными в виде годовых или квартальных бюджетов. Примерами оперативного плана являются план производства, план материально-технического снабжения, план общепроизводственных расходов и т.п.

2. Административные планы — это тактические планы развития и поддержания организационной структуры. Их цель — создать организацию, при которой могут быть достигнуты желаемые уровни выполнения планируемых показателей. Они являются среднесрочными планами, пересматриваемыми ежегодно.

3. Стратегические планы — это планы генерального развития бизнеса и долгосрочной структуры организации. Стратегии организации пересматриваются не систематически, а при необходимости, например, при внедрении новых технологий, изменении в предпочтениях потребителя, возникновении нового конкурента и др.

6.2. Бюджетное (сметное) планирование

Перед тем, как ввести понятие бюджета, прежде всего, остановимся на проблемах терминологии. Обычно, понятие «бюджет» мы связываем с такими определениями как государственный, федеральный, местный семейный, у всех на слуху выражение «дефицит бюджета». В управленческом учете, как самостоятельном виде учета в западных странах, термин «бюджет» используется в несколько ином смысле, который ближе к такому нашему понятию как смета (смета доходов и расходов).

Процесс составления общего, главного бюджета в большинстве своих элементов практически совпадает с хорошо известным нам процессом разработки техпромфинплана. Многие в нашей стране уже используют такое слово как бюджетирование.

Наши рекомендации