Анализ олигополии с использованием теории игр. Равновесие по Нэшу

Игра – это любое интерактивное взаимодействие, в котором выбор осуществляется из нескольких вариантов.

Игра с нулевой суммой.

Выигрыш одного равен проигрышу другого.

Игра с ненулевой суммой.

Каждый выигрывает от решения другого.

Терминология теории игр.

Игрок – участник рыночного взаимодействия

Стратегия – любые действия (частные, смешанные)

Платежная матрица – таблица для записи исхода игры каждого игрока

Доминантная стратегия – стратегия, которую всегда выбирает один из игроков

Доминируемая стратегия – стратегия, которую никогда не будет выбрана

Равновесие по Нэшу – набор стратегий, являющийся единственным для каждого игрока и максимизирующей целевую функцию одного игрока при неизменной оптимальной стратегии другого игрока

Рассмотрим платежную матрицу для двух игроков

Каждый игрок может выбрать стратегию А или В

Предположим они принимают решение одновременно (при полной информированности)

  Игрок 1
Игрок 2 А (0;1) (2;2)
В (3;0) (1;3)

Играем с позиции Игрока 1 (он наблюдает, что предпочтет Игрок 2)

Если Игрок 2 выберет строку А, то для Игрока 1 оптимум В

Если Игрок 2 выберет строку В, то для Игрока 1 оптимум В

Играем с позиции Игрока 2 (он наблюдает, что предпочтет Игрок 1)

Если Игрок 1 выберет строку А, то для Игрока 2 оптимум В

Если Игрок 1 выберет строку В, то для Игрока 2 оптимум А

Таким образом, у игрока 2 нет доминантной стратегии. Но 1-й выберет В, тогда 2-й выберет А=> равновесие по Нэшу (2;2)

Матрица результатов для игр

«Дилемма заключенного»

  Заключенный 1
Заключенный 2 Признаваться (-1;-1) (3;-2)
Не признаваться (-2;3) (2;2)

Это модель равновесного исхода игры, когда не существует сговора

Предпосылки

Заключенные содержатся в разных камерах

Если оба не признаются, их отпустят (иначе наказание)

Матрица результатов взаимодействия двух фирм

  Стратегия фирмы 2       Стратегия фирмы 1
  Низкая цена Высокая цена
Низкая цена а44 а3; а2
Высокая цена а23 а1; а1  


Каждая фирма имеет возможность выбрать одну из двух стратегий.

Если обе выбирают высокую, то они получают монопольную цену

Если низкую, то они получают равновесие

Если Фирма 2 выбирает высокую, а первая низкую, то весь рынок или объем спроса переходит Фирме 1

В результате равновесие устанавливается при низких ценах

Примечание: а2>a1>a4>a3

Каждой фирме доступны два вида стратегий:

Стратегия «курка» - назначить высокую цену в момент времени t, если другая фирма установила высокую цену в момент времени (t-1)

Стратегия «хищнечества» назначить низкую цену в любой момент времени

Экономическая концентрация и ее измерение

Рыночная концентрация характеризует число продавцов и характер взаимодействия в рамках одного продуктового рынка.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана – сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке.

Анализ олигополии с использованием теории игр. Равновесие по Нэшу - student2.ru

§ IHH- индекс Херфиндаля — Хиршмана;

§ S1 — удельный вес самого крупного предприятия;

§ S2 — удельный вес следующего по величине предприятия;

§ Sn- удельный вес наименьшего предприятия.

IHH max = 1*(100)^2=10 000 или в долях =1 (при монополии)

IHH min=100*(0,01)^2=0,01 (при конкуренции)

Границы индекса: 0,01< IHH ≤1, : 100< IHH < 10 000

Примечание: Чем меньше значение IHH, тем сильнее конкуренция и слабее рыночная власть фирмы. Если все фирмы на рынке характеризуются одинаковым размером одинаковой долей в 1/N, то индекс рассчитывается по формуле.

Коэффициент (индекс) Джини

Определяется как процентная доля размера отрасли, приходящаяся на процентное число фирм, действующих на рынке:
G=P/N

G – коэффициент Джини

N – кумулятивный процент соотв. размера отрасли и рынка

Анализ олигополии с использованием теории игр. Равновесие по Нэшу - student2.ru

(Точка D=100)

ОС – кривая Лоренца при абсолютном равенстве

ОВС – кривая Лоренца, показывающая какая доля рынка приходится на каждый процент фирмы, действующих на рынке

G=площадь ОАСВ/площадь ОСD

При абсолютном равновесии площадь ОАСВ=0=>G=0

При абсолютном неравенстве площади ОАСВ и OCD равны 1

Наши рекомендации