Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Под «Охраной труда» понимают систему законодательных актов и соответствующих им социально-экономических, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и организационных мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда.

Опасные производственные факторы ― это такое воздействие на человека, которое в определенных условиях, приводит к травме или внезапному резкому ухудшению здоровья.

Вредный производственный фактор ― это такое воздействие на человека, которое в определенных условиях, приводит к заболевания или снижению работоспособности.

Совокупность факторов, воздействующих на работника в процессе труда, создают условия труда, которые делятся на благоприятные и неблагоприятные. Граница между ними условна и подвижна. Она определяется с помощью количественных показателей, устанавливаемых нормативными документами (стандартами, нормами, правилами). Конечным следствие действия неблагоприятных условий труда на работника является производственный травматизм и профессиональные заболевания.

Травма ― это повреждение тканей организма работника в результате действия опасных производственных факторов.

Производственная санитария ― это система организационных, гигиенических, санитарно-технических и нормативно-правовых мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на работающих вредных производственных факторов.

Техника безопасности ― это система мероприятий предотвращающих воздействие на работающих опасных производственных факторов.

Охрана труда ― это область знаний, исследующая опасности, действующие в условиях производства и разрабатывающая методы и средства защиты работающих от них.

Цель охраны труда ― сохранение здоровья и обеспечение хорошего самочувствия работника в условиях производства.

Основные принципы и направления государственной политики в области охраны труда

Трудовое законодательство и нормативное регулирование вопросов охраны труда является важным элементом правового обеспечения социально-экономических отношений в обществе и создания здоровых и безопасных условий труда для работающих членов общества.

Государство является основным гарантом прав и свобод своих граждан. В ст. 2 Конституции Республики Беларусь провозглашено, что «...человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства».

В республике постоянно проводится планомерная работа по выработке системы мер, обеспечивающих реализацию государственной политики в области охраны труда, которые должны соответствовать современному уровню развития производства и производственных отношений.

Практическая реализация права граждан на здоровые и безопасные условия труда требует осуществления на всех уровнях управления соответствующих правовых, социально-экономических, организационных, технических, санитарно-гигиенических и других мероприятий по охране труда. В республике принят Закон от 03.05.1999 г. № 253-3 «О ратификации Конвенции 155 Международной организации труда (МОТ) “О безопасности и гигиене труда и производственной среде”».

Основной целью ратификации Конвенции является признание необходимости на государственном уровне разработать национальную политику в области охраны труда, которая бы учитывала как местные условия, так и международный опыт, а также создать необходимые правовые и организационные механизмы ее реализации на всех уровнях производственных отношений.

Разработка и реализация государственной политики в области охраны труда предполагает установление соответствующих функций и обязанностей государственных органов, работодателей, работающих и других лиц в области гигиены и безопасности труда.

В 2005 г. в Республике Беларусь разработана и утверждена Советом Министров вторая редакция Концепции государственного управления охраной труда (далее - Концепция). В этом документе определены цели, задачи и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указаны уровни, субъекты, механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты. Для регулирования общественных отношений в области охраны труда 02.01.2009 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «Об охране труда».

Целью государственной политики в области охраны труда является создание условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Основными принципами государственной политики в этой области являются:

♦ приоритет жизни и здоровья работающих по отношению к результатам производственной деятельности;

♦ обеспечение гарантий права работающих на охрану труда;

♦ установление обязанностей всех субъектов правовых отношений в области охраны труда, полной ответственности работодателей за обеспечение здоровых и безопасных условий труда;

♦ совершенствование правовых отношений и управления в этой сфере, включая внедрение экономического механизма обеспечения охраны труда.

Для достижения поставленной цели государством осуществляется деятельность в следующих направлениях:

♦ разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, технических нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда;

♦ разработка и реализация целевых программ по улучшению условий и охраны труда;

♦ создание систем управления охраной труда на всех уровнях, обеспечивающих профилактическую направленность деятельности в этой сфере;

♦ разработка научно обоснованных методов оценок и прогнозирования рисков гибели и травмирования работающих по отраслям и сферам деятельности;

♦ экономическое стимулирование создания безопасных условий труда, разработки и внедрения безопасных техники и технологий, производства средств индивидуальной и коллективной защиты работающих;

♦ упорядочение предоставления компенсаций по условиям труда;

♦ организация научно-исследовательских работ по вопросам безопасности и гигиены труда;

♦ обучение и повышение квалификации работающих по вопросам охраны труда, подготовка специалистов по охране труда;

♦ повышение ответственности работающих за соблюдением требований охраны труда;

♦ обеспечение законных интересов потерпевших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

♦ финансовое обеспечение охраны труда;

♦ создание условий для социального партнерства в сфере охраны труда, содействие общественному контролю за соблюдением законодательства об охране труда;

♦ распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

♦ международное сотрудничество в области охраны труда.

Изложенные цели, задачи и основные направления деятельности реализуются практической деятельностью всех институтов государства. Согласно Концепции государственное управление охраной труда осуществляется:

♦ на республиканском уровне - Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им республиканским органом государственного управления в области охраны труда;

♦ отраслевом уровне - республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь;

♦ территориальном уровне — местными исполнительными и распорядительными органами.

В Концепции детально определен механизм ее реализации на всех уровнях государственного управления охраной труда.

Для реализации Концепции каждые пять лет в республике разрабатываются соответствующие целевые программы, в том числе и республиканская целевая программа по улучшению условий и охраны труда на 2011-2015 гг., утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.06.2010 г. №982.

Наши рекомендации