Проведение и крепление горных выработок
А. Общие правила.
§42. Материалы, применяемые для крепления выработок, должны отвечать требованиям ГОСТ.
§43. Крепление всех горных выработок должно производиться своевременно и в соответствии с утвержденными для них паспортами крепления и управления кровлей. Паспорта крепления и управления кровлей могут быть типовыми, но в них должны быть отражены конкретные условия по каждой проводимой выработке.
Все пустоты за крепью должны быть заложены или забучены.
Паспорта составляются начальником участка в соответствии с «Инструкцией по составлению паспортов крепления и управления кровлей горных выработок в шахтах» (Приложение 2) и утверждаются начальником или главным инженером шахты.
При ухудшении горногеологических и производственных условий проведение выработок должно быть приостановлено до пересмотра паспорта. Рабочие и технический надзор участка до начала производства работ должны быть ознакомлены с паспортами крепления и управления кровлей под расписку.
§44. В устойчивых и вечномерзлых породах выработки можно проходить и оставлять без крепления при сводчатой форме выработки и размерах их сечения, соответствующих утвержденным паспортам. Крепление устьев всех выработок, проходимых с поверхности, обязательно. Длина закрепленного участка устанавливается проектом. Все сопряжения наклонных и вертикальных выработок между собой и с горизонтальными выработками должны быть закреплены независимо от крепости пород; сопряжения горизонтальных выработок должны быть закреплены при неустойчивых и средней крепости породах.
Необходимость крепления сопряжений горизонтальных, наклонных и вертикальных выработок на горизонтах скреперования, грохочения и на подэтажах должна устанавливаться проектом или паспортом крепления в зависимости от горногеологических условий.
§45. Поперечные сечения выработок должны соответствовать типовым сечениям подземных выработок, утвержденным Госстроем СССР. Минимальные поперечные сечения выработок в свету устанавливаются:
а) для откаточных и главных вентиляционных выработок не менее 4 м2 — при деревянной и металлической крепи и не менее 3,5 м2 — при каменной и бетонной крепи при высоте этих выработок в свету не менее 2 м от головки рельсов;
б) для вентиляционных и промежуточных штреков и уклонов, а также выработок дренажных шахт не менее 3,0 м2 при высоте этих выработок в свету не менее 1,8 м;
в) для вентиляционных восстающих, сбоек и т. п. — не менее 1,5 м2.
§46. Все горизонтальные выработки, по которым производится транспортирование грузов, должны иметь на прямолинейных участках расстояния (зазоры) между крепью или между размещенным в выработках оборудованием и трубопроводами и наиболее выступающей кромкой габарита подвижного состава не менее 0,7 м (свободный проход для людей), а с другой стороны не менее 0,25 м — при деревянной, металлической и рамных конструкциях железобетонной и бетонной крепи и 0,2 м — при монолитной бетонной, каменной и железобетонной крепи. Указанная ширина свободного прохода для людей должна быть выдержана по высоте выработки не менее 1,8 м.
В выработках с конвейерной доставкой ширина прохода должна быть не менее: с одной стороны 0,7 м, с другой стороны 0,4 м.
Расстояние от верхней плоскости ленты конвейера до верхняка или кровли выработки должно быть не менее 0,5 м, а у натяжных и приводных головок — не менее 0,6 м.
Свободные проходы для людей на всем протяжении выработок должны устраиваться с одной и той же стороны.
Ширина междупутья (расстояние между осями двух параллельных прямых путей) должна быть такой, чтобы зазор между встречными электровозами (вагонетками) по наиболее выступающей кромке габарита электровоза (вагонетки) был не менее 0,2 м. Указанные в настоящем параграфе зазоры должны быть выдержаны также и на закруглениях.
Почва выработки со стороны свободного прохода для людей должна быть выровнена или на ней должен быть уложен настил.
В местах установки дверей и перемычек (вентиляционных, противопожарных и др.) свободный затвор между габаритом подвижного состава и стенкой дверного проема (косяка) должен быть не менее 0,5 м. При наличии специальных дверей для прохода людей шириной не менее 0,5 м величина зазора между габаритом подвижного состава и косяком, со стороны свободного прохода, может быть уменьшена до 0,2 м.
Примечание. Применение самоходного оборудования в подземных выработках регламентируется требованиями «Инструкции по безопасному применению машин с двигателями внутреннего сгорания в подземных рудниках».
§47. В двухпутевых выработках в местах, где производится сцепка и расцепка вагонеток, маневровые работы у капитальных погрузочных и разгрузочных пунктов (бункеров, рудоспусков, породоспусков), а также в однопутевых околоствольных выработках клетевых стволов (грузовая и порожняковая ветви) расстояние от крепи или размещаемого в выработках оборудования и трубопроводов до наиболее выступающей кромки габарита подвижного состава должно быть не менее 0,7 м с обеих сторон выработки. Не допускается устройство в двухпутевых выработках проходов для людей между путями.
Во всех выработках в местах посадки людей в пассажирские поезда по всей длине поезда должен быть свободный проход шириной не менее 1,0 м.
§48. Ходовые отделения восстающих, в том числе и находящихся в проходке, должны отделяться от рудного или материального отделения перегородкой и иметь исправные полки и лестницы.
Примечание. Настоящее требование не распространяется на проходку восстающих с использованием проходческих комплексов типа КПВ, подвесных клетей и способом секционного взрывания
При проходке восстающих с применением подвесных клетей между проходчиками, находящимися в клети, и машинистом лебедки должна быть надежная двусторонняя связь.
§49. Помост и пороги у устьев шурфов и шахт должны систематически очищаться от породы, снега и льда.
Порода, руда и материалы должны складываться от устья выработок на расстоянии, исключающем опасность их падения в выработки.
§50. Запрещается проводить горные выработки в неустойчивых породах, если вблизи забоя не имеется сменного запаса крепежных материалов.
§51. Проведение выработок с применением проходческих комплексов должно производиться в соответствии со специальными инструкциями, согласованными с Госгортехнадзором СССР.