Закон убывающей предельной полезности
Впервые принцип убывающей предельной полезности и возрастающей общей полезности был сформулирован Г. Госсеном (первый закон Госсена). Суть экономического закона убывающей предельной полезности состоит в том, что по мере роста потребления однородных благ общая полезность от них увеличивается, но одновременно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения. Закон убывающей предельной полезности можно представить в табл. 8.1.
Таблица 8.1.
Общая и предельная полезность блага
Единица товара | Общая полезность (TU) | Предельная полезность (MU) |
– | – | |
Как видно из таблицы, по мере увеличения потребления блага от 0 до 5 единиц общая полезность блага возрастает, а предельная полезность – снижается и при достижении 5-й единицы подает до 0. После достижения нулевой предельной полезности блага (5-ая единица) дальнейшее приращение его потребления экономически нецелесообразно. Ведь общая полезность с этого момента перестает возрастать сколько бы благ ни приобретать.
График кривой общей полезности блага показан на рис. 8.1.
TU |
0 Q |
TU |
Рис. 8.1. Кривая общей полезности блага
Закон убывающей предельной полезности блага также можно показать в виде графика (рис. 8.2).
MU |
0 Q |
MU |
Рис. 8.2. Кривая предельной полезности блага
Вид кривой предельной полезности напоминает кривую спроса.
И это не случайно, так как предельная полезность определяет ценность (стоимость) блага.
Если изменение количества блага является непрерывным, то математическая интерпретация предельной полезности – это частная производная от общей суммарной полезности последовательно приобретаемого блага:
MU = ∂(TU) / ∂Q.
Закон убывающей предельной полезности может быть использован при объяснении потребительского выбора.
В решении вопросов измерения полезности сформировалось два направления. Одно из них – кардиналистское (кардинализм) направление. Оно основано на допущении возможности точного измерения полезности благ с помощью количественных измерителей (единиц) – ютилей.
Другое направление – ординалистское (ординализм). Это более современное направление. Акцент здесь делается не на абсолютной величине полезности, а на сравнительных предпочтениях, на порядке, в котором в голове человека товары выстраиваются от самых желаемых, до наименее привлекательных.
Потребительский выбор. Равновесие потребителя
Потребительский выбор – это процесс формирования спроса покупателя, осуществляющего покупку товаров с учетом цен и личного дохода. Известно, что денежные доходы оказывают прямое и непосредственное влияние на спрос, а цены – на количество покупаемых товаров. Это влияние прослеживается через особенности потребительского выбора.
Потребительский выбор в мире товаров имеет сугубо индивидуальный характер. Каждый покупатель руководствуется своим вкусом, отношениями к моде, дизайну товаров и иными субъективными предпочтениями.
Допустим, имеется всего два товара A и B, цены которых, соответственно, 200 и 400 ден. ед. Сколько единиц товара A и B купит потребитель, если его бюджет составляет 1400 ден. ед.? Иными словами, как он распределит свой личный бюджет на покупку этих товаров, исходя из их предельных полезностей.
Потребитель стремится получить от своих покупок максимальную общую полезность. Ограниченность личного бюджета и стремление с учетом существующих цен распределить его наиболее рационально вынуждает потребителя делать выбор: одни блага покупать, а от других отказываться. Из различных альтернатив потребитель выберет такие, которые соответствуют его представлениям о предельных полезностях товара A и товара B, соизмеренных с возможностями личного бюджета.
Предельные полезности благ соотносятся и сопоставляются потребителем с уплачиваемыми за них деньгами. В этом смысле деньги выступают для потребителя важной и достаточно определенной количественной мерой полезности.
Пусть потребитель оценивает предельные полезности товаров A и B в баллах, исходя из своих субъективных представлений (данные помещены в графы табл. 8.2).
Таблица 8.2.
Предельные полезности товара А и B
Количество товаров, шт. | Товар А (цена 200 ден. ед.) | Товар B (цена 400 ден. ед.) | ||
Предельная полезность | Предельная полезность на 1 ден. ед. | Предельная полезность | Предельная полезность на 1 ден. ед. | |
0,1 | 0,09 | |||
0,08 | 0,06 | |||
0,06 | 0,05 | |||
0,04 | 0,03 | |||
0,02 | 0,01 |
Согласно субъективной оценке потребителя, наибольшее удовлетворение ему принесет покупка товара B. Однако он учитывает не только предельную полезность товара B, но и его цену. Но цена товара B в два раза превышает цену товара А. Потребитель принимает решение о покупке, исходя из предельной полезности на единицу затраченных средств, т.е. на 1 ден. ед. Данные предельной полезности на 1 ден. ед. будут иными, чем данные предельной полезности. Поэтому максимально удовлетворит потребности потребителя покупка трех единиц товара А и двух единиц товара B.
Любая другая комбинация количеств товаров А и B при существующих ценах и определенном размере имеющихся в наличии средств даст меньшую суммарную полезность для потребителя.
Равновесие потребителя достигается тогда, когда отношения предельных полезностей отдельных товаров к их ценам равны. Данное равновесие называют вторым законом Госсена, и математически оно выражается в виде равенства:
.
В нашем примере 12 : 200 = 24 : 400.
Если цена товара В снизится вдвое, тогда на те же 1400 ден. ед. потребитель купит три единицы товара А и четыре единицы товара В. Таким образом, цены позволяют устанавливать оптимальные пропорции закупаемых благ. Пока предельная полезность на одну денежную единицу хотя бы одного блага будет выше, чем у других благ, следует перераспределять закупки в его пользу. Одновременно будет сокращаться закупка благ с меньшей предельной полезностью на одну денежную единицу. Итогом перераспределения закупок станет увеличение общей полезности для потребителя.
Кривые безразличия
Графическая интерпретация выбора потребителем того или иного набора товаров (благ) может быть представлена с помощью кривой безразличия. Кривая безразличия –показывает все возможные комбинации товаров, обладающих одинаковой полезностью, так что потребителю как бы «безразлично», какой из них выбрать.
Возьмем два различных товара, например, товар А и товар В.
В табл. 8.3 представлены различные комбинации этих двух товаров.
Таблица 8.3.