Задание 4. Определение стиля руководства менеджера

Эффективность управления в организации существенно зависит от личных качеств руководителя (личностная теория лидерства), стиля руководства (поведенческий подход) и ситуационных факторов (ситуационный подход).

Сущность данного задания состоит в самооценке лидерских качеств и поведенческих наклонностей руководителя. Для этого предлагается выполнить следующие четыре теста.

Тест № 5 «Лидерство», основанный на личностном подходе (так называемой «теории великих людей», считающей личные врождённые и приобретенные качества руководителя определяющими факторами успешного управления), приведен в приложении 6.

При выполнении данного теста необходимо тестируемый сотрудник самостоятельно оценивает свои личные качества по 9-балльной шкале (21 качество). Так же оценка личных качеств сотрудника проводится другими членами исследуемого коллектива (не менее 3 респондентов, лучше 7 и более). Рассчитав среднюю по оценкам респондентов, сравните самооценку сотрудника со средней оценкой коллег. Для анализа полученных данных удобно построить график в координатах «качество–баллы». Дальнейший анализ следует провести, используя сгруппированные данные оценок по группам лидерских качеств (табл. П. 6.1). Затем необходимо построить график зависимости относительных оценок (табл. П. 6.2, столбец 4) от групп качеств, выявляя при этом области повышенной и пониженной самооценок относительно средних оценок респондентов. На основании полученной информации сделайте выводы об адекватности самооценки.

Подсчитав сумму средних оценок по каждому исследуемому сотруднику, сделайте выводы о наличии или отсутствии у него лидерского потенциала (табл. П. 6.2).

Тот из сотрудников, который по оценкам коллег набирает максимальное количество баллов, является неформальным лидером в группе.

Тест № 6 «Взаимодействие», основанный на автократично-демократичном континууме К. Левина, позволяющем классифицировать манеры поведения руководителя, приведен в приложении 7. При выполнении данного теста необходимо самостоятельно оценить по 5-балльной шкале предлагаемые 40 утверждений и обработать их в соответствии с указанным алгоритмом. После оценки результатов следует сделать выводы и привести рекомендации.

Тест № 7 «Ориентация», основанный на управленческой решетке Р. Блейка и Д. Мутона, приведен в приложении 9. При выполнении данного теста необходимо оценить приведенные утверждения, отражающие особенности управленческого поведения по 5-балльной шкале. После обработки теста по полученным данным постройте свои координаты отношений на решетке менеджмента (рис. 1).

Задание 4. Определение стиля руководства менеджера - student2.ru

Рис. 1. Координатное поле для подведения итогов теста «Ориентация»

Интерпретация результатов теста следующая. Задание 4. Определение стиля руководства менеджера - student2.ru

Стиль 0:0. Руководитель проявляет очень мало заботы, как решению производственных вопросов, так и по поддержанию хороших взаимоотношений в коллективе. Фактически, он устранился от работы, пустил дело на самотек и просто передает информацию от своих руководителей своим подчиненным и наоборот.

Стиль 20:20. Это идеальный стиль руководства. Руководитель в равной степени ориентирован на производство и на человека. Такой стиль позволяет добиваться высоких результатов, наиболее полно раскрывать творческие способности членов коллектива.

Стиль 20:0. Чаще всего перед нами руководитель № – автократ, который заботится только о работе, о решении производственно-хозяйственных задач и игнорирует личность исполнителя, мнение коллектива. Он, в основном, погоняет, такой стиль управления со временем полностью себя изживает.

Стиль 0:20. Руководитель совсем мало заботится о производстве, если вообще делает это. Его внимание направлено на поддержание добрых, приятельских отношений с подчиненными, нездоровый психологический комфорт дезорганизует коллектив, отодвигает на второй план производственные задачи. В конечном счете, такая ориентация не только исключает сколько-нибудь результативное производство, но и изнутри подрывает социально-психологический климат. Руководитель утрачивает авторитет лидера.

Стиль 10:10. Руководитель в равной мере недостаточно заботится как о достижении высоких производственных результатов, так и о нуждах работников. Такой руководитель обычно добивается некоторого среднего успеха, но не выдающегося.

Сравните результаты Вашей оценки по данному тесту с результатами оценки по тесту «Взаимодействие». Сделайте выводы и дайте рекомендации.

Имейте в виду, что приверженность к авторитарному стилю не свойственна менеджеру, который добивается успеха в управлении персоналом. Надо избавляться от такой ориентации. Авторитаризм в условиях рыночной экономики, сопровождаемой демократизацией общества, неизменно приводит к обострениям в отношениях по вертикали, что порождает в коллективе конфликтную атмосферу. Знайте, что от укоренившихся тенденций нельзя отказаться по мановению волшебной палочки. Тому, кто решился переделать свой стиль управления, должен серьёзно и настойчиво поработать над собой.

Для дополнительного уточнения Ваших поведенческих характеристик в зависимости от ситуации выполните следующий тест.

Тест № 8 «Ситуация» приведен в приложении 9. Выполняя данный тест, оцените ситуации, выбрав из числа предложенных вариантов действий наиболее приемлемый, с вашей точки зрения, способ в каждой ситуации и отметьте выбранный вариант в таблице ответов.

Если по результатам последнего теста Вы не выявили у себя доминирования ни одного из стилей руководства (суммы ответов «а», «б», «в» и «г» оказались равными) или же некоторое предпочтение получил «торговый» стиль, характеризующийся направленностью равной силы на решение задач бизнеса и на отношения с сотрудниками – то вас можно поздравить: есть все основания считать, что у вас нет ограничений, связанных с выполнением функции руководства. Во всех остальных случаях можно говорить о наличии у вас определенных ограничений, в которых необходимо разобраться.

Эффективность руководства определяется способностью лидера гибко менять стиль работы с персоналом в зависимости от конкретной управленческой ситуации. Если же по результатам теста № 8 у вас обнаружилось доминирование какого-либо стиля, то это будет препятствовать достижению успеха организации совместной деятельности на предприятии в ряде случаев. Проанализируйте также результаты тестов № 6 и № 7.

Допустим, что доминирует авторитарный стиль. Он характеризуется направленностью на решение производственных задач, единоличным способом разработки и принятия решений, жестким контролем деятельности подчиненных, готовностью брать ответственность на себя и игнорированием проблем формирования и поддерживания благоприятного социально-психологического климата на предприятии. Ограничения, обусловленные доминированием данного стиля, будут проявляться в ситуациях, когда требуется от персонала проявлять инициативу, брать часть ответственности за деятельность фирмы на себя, проявлять творчество, заинтересованность в результатах труда, то есть когда руководителю необходимо решать задачи стимулирования работы персонала.

Доминирование демократического стиля руководства, Этот стиль характеризуется высокой степенью коллегиальности при разработке и принятии управленческих решений. Его ограничения проявляются в критических ситуациях, когда необходимо быстро принимать решения, порой непопулярные, а также в процессе контроля исполнения принятых решений, когда от руководителя требуется способность брать на себя ответственность за действия, которые влияют на деятельность предприятия и сотрудников.

Как преодолевать выявленные ограничения? Те, кто обнаружил у себя ограничения, должны проанализировать свои ответы на вопросы тестов и, изучая рекомендованную литературу, понять, почему эти установки признаются не адекватными и как следует действовать в соответствующих ситуациях, чтобы быть эффективным. Сделайте выводы.

Завершает выполнение задания 4 развернутое заключение, составленное по результатам всех четырёх тестов. Необходимо сделать общий вывод о поведенческих предпочтениях и возможностях осуществлять лидерские функции. Дайте рекомендации менеджеру.

Примечание.

Тесты 6–8 задания 4 заполняются только действующими менеджерами.

Тест 5 «Лидерство»

Таблица П. 6.1

Собственные и полученные оценки по различным качествам

(от 1 до 9 баллов)

Лидерские качества Само-оценка Оценки респондентов Средняя по оценкам респондентов  
1. Честность                      
2. Верность слову                      
3. Благородство                      
4. Быстрота и гибкость ума                      
5. Умение владеть речью                      
6. Любознательность                      
7. Умение понимать других                      
8. Уважение человека                      
9. Стремление помочь людям                      
10. Адекватность реакции на ситуацию                      
11. Сдержанность (контроль над эмоциями)                      
12. Постоянство в поведении                      
13. Стремление брать ответственность                      
14. Адекватность самооценки                      
15. Упорство в достижении целей                      
16. Отсутствие устремленности к роскоши                      
17. Рационализм в обращении с вещами                      
18. Склонность к самообслуживанию                      
19. Широта и глубина познаний                      
20. Общая культура поведения                      
21. Гуманизм                      

Максимальная сумма баллов – 189. Средний уровень – 84–126 баллов. Низкий – 21–42 балла. Меньше 80 баллов – не признаётся лидером.

Таблица П. 6.2

Собственные и полученные оценки по группам лидерских качеств

Группа лидерских качеств[1] Сумма собственных оценок по группе Сумма средних оценок респондентов по группе Собственная оценка относительно средней
Соблюдение норм общественной морали (1–3)      
Интеллект (4–6)      
Склонность понимать других людей (7–9)      
Устойчивость взглядов (10–12)      
Уверенность в себе (13–15)      
Скромность (16–18)      
Эрудированность (19–21)      

Приложение 7

Наши рекомендации