Система национальных счетов. Система национальных счетов – это система взаимосвязанных показателей и
Система национальных счетов – это система взаимосвязанных показателей и классификаций (например, в виде таблиц), применяемая для описания и анализа макроэкономических процессов страны в условиях рыночной экономики. СНС связывает важнейшие макроэкономические показатели: объёмы выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы. Также она позволяет представить ВВП (ВНП) на всех основных стадиях: производство, распределение, перераспределение, пользование.
СНС выполняет несколько важных функций, среди которых:
− измерение объёмов производства за определённый промежуток времени;
− выявление существующих тенденций в экономике;
− организация экономической политики государства.
К показателям, связанным с СНС, относят: валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), валовой национальный располагаемый доход, конечное потребление, валовое накопление, национальное сбережение, чистое кредитование и чистое заимствование, национальное богатство, сальдо внешней торговли.
История СНС. Впервые оценка Налоговой системы была осуществлена английским экономистом Уильямом Петти, а первая макроэкономическая модель была создана французом Франсуа Кене. По мере того, как росла потребность в адекватной системе оценки экономики, на Западе в 1930-х годах были предприняты попытки создания счетов, связывающих все показатели хозяйственной деятельности. Среди теоретиков новой системы были: А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, К. Кларк, Дж. Стоун и другие.
Впервые, в 1945 году, принципы СНС были приведены в операционный вид и опубликованы в «Белой книге». Возникшие проблемы сопоставления на практике макроэкономических показателей экономики различных стран предопределили необходимость стандартизации и унификации национальных счетов.
Белая книга – это официальное сообщение в письменном виде, обычно этот термин применяется в США, Великобритании, Ирландии и других англоговорящих странах. Это может быть:
1. государственное сообщение, поясняющее политику;
2. справочный документ для корпоративных клиентов;
3. официальная документация, содержащая описание решения.
Такие документы могут быть использованы для принятия решений.
«Белая книга 1939 года» была опубликована после провала Сент-Джеймсской конференции. (Началась 7 февраля 1939 года в Лондоне, в Сент-Джеймсском дворце. Она должна была найти решение ситуации в подмандатной Палестине. Малькольм Джон Макдональд, министр по колониям Великобритании, пригласил арабскую (под руководством Амина аль-Хусейни) и еврейскую делегацию (под руководством Хаима Вейцмана) для обсуждения проблемы. Встреча закончилась без результата 17 марта 1939 года. Арабская сторона не признавала еврейскую, а та потребовала повышение квоты еврейской иммиграции в Палестину, дополнительные еврейские поселения и создание легальных вооружённых сил самообороны. Арабы отвергли Декларацию Бальфура (которая предусматривала получение Великобританией морального права на контроль над Палестиной после Первой мировой войны (2 ноября 1917 г.)) и требовали запретить еврейскую иммиграцию и приобретение земли евреями. По итогам конференции британское правительство разработало и приняло так называемую Белую книгу Макдональда, которая в существенной части удовлетворяла арабские претензии и стала поворотным пунктом в отношениях между британским правительством и сионистской организацией).
В «Белой книге 1939 года» указывалось, что «целью правительства Его Величества является основание в течение десяти лет независимого палестинского государства». В течение последующих пяти лет количество иммигрантов-евреев не должно было превышать 75000 человек, и еврейское население должно было составить не более 1/3 населения Палестины. Через 5 лет въезд евреев в страну запрещался, «если арабы Палестины будут возражать против иммиграции», а покупка евреями земли запрещалась либо ограничивалась.
Создаётся исследовательский центр под руководством Ричарда Стоуна, в результате чего, в 1953 году создаётся первый стандарт СНС. В ООН стандарт был принят под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц». В 1968 г. была принята новая версия международного стандарта СНС («Синяя книга»), просуществовавшая до 1993 года. Она включала: свободные счета; производство, потребление, использование капитала; счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат. Во втором стандарте СНС была важная особенность – разделение по секторам.
Синяя книга:
1) Британское правительственное издание, получившее своё название из-за цвета обложки.
2) Ежегодно публикуемые Центральным статистическим бюро Великобритании «Британские национальные счета», в которых содержатся данные о национальном доходе и расходах Великобритании в целом и по отдельным секторам экономики. До 1983 г. издание называлось «Национальные доход и расходы».
В 1993 г. была выработана третья версия международной СНС. Ныне действующая система появилась в 2008 г. Она включает все сферы производства за исключением разве что некоторых бытовых услуг, учитывать которые практически невозможно.
Что касается России, то она перешла к СНС в 1991 году и стала использовать второй стандарт (1968 года).
В настоящее время в биржевой торговле используется ряд СНС как индексы деловой активности.
До 1991 года в СССР в качестве инструмента макроэкономического анализа использовался Баланс народного хозяйства (БНХ). БНХ представляет собой систему макроэкономических показателей, основанную на марксистских концепциях, созданную в 20-е годы в СССР для описания и анализа централизованно планируемой экономики. Макроэкономические показатели представлялись в сводных балансовых таблицах, которые включались в БНХ. Баланс народного хозяйства отражал все фазы процесса расширенного воспроизводства – производство, распределение, обмен, потребление и все его элементы – средства, предметы труда и рабочую силу. БНХ характеризовал структуру общества: производственную, экономическую, социальную и отраслевую. С помощью БНХ решались важнейшие задачи экономики:
1) Разрабатывались основные народнохозяйственные пропорции.
2) Обеспечивалась возможность проверки сбалансированности государственного плана.
3) Использовался БНХ как инструмент для разработки годовых и перспективных планов.
Главной задачей БНХ являлось обеспечение согласованности объёма и структуры общественного производства с объёмом и структурой общественных потребностей. Общественные потребности при централизованно планируемой системе классифицировались на производственные и непроизводственные. К производственным потребностям относились потребности в средствах производства и рабочей силе на производственные нужды и расширение производства. К непроизводственным потребностям относились личные и общественные потребности. Соотношение между уровнем удовлетворения непроизводственных потребностей, с одной стороны, и потребностей текущего производства и накопления – с другой, и возможностями удовлетворения всех потребностей означало сбалансированность экономики.
В практике планирования и учёта разрабатывалось два вида балансов народного хозяйства: отчётный и плановый.
Плановый БНХ разрабатывался Госпланом СССР на основе показателей отчётного баланса и данных по итогам выполнения плана. Он был призван дать характеристику будущего процесса воспроизводства в целом, а также в разрезе отдельных отраслей и социальных секторов, темпов развития отраслей производства, намечаемых изменений в пропорциях и соотношениях в народном хозяйстве в плановом периоде в соответствии с требованиями объективных экономических законов и конкретными задачами централизованно планируемой экономики.
БНХ целиком охватывал государственное хозяйство и лишь часть кооперативного. Следует отметить, что баланс народного хозяйства не носил директивного характера. Это был расчётный документ, призванный через систему обобщённых показателей представить процесс воспроизводства более наглядным. Показатели БНХ не доводились до конкретных исполнителей, не имели адресности и использовались только органами государственного управления и статистики.