Краткая характеристика СПК «Компания «Сарман Мясо»
Кооператив «Компания» Сарман-Мясо» является коммерческой организацией, созданной физическими лицами в форме потребительского кооператива с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его членов и основанной путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Полное фирменное наименование Кооператива: Сельскохозяйственный производственный кооператив «Компания»Сарман-Мясо».
Для обеспечения деятельности кооператива за счет паевых взносов членов и ассоциированных членов образован паевой фонд кооператива в размере 60000 руб.
СХПК "КОМПАНИЯ "САРМАН - МЯСО" была образована в 2009 году. Компания занимается производством мясопродуктов - в первую очередь пельменей ручной и автоматической лепки, а также котлет, голубцов, перец фаршированный, манты, хинкали. Предприятие прошло сертификацию на соответствие стандарту «Халяль». На производстве занято 120 человек. Часть специалистов прошла обучение за рубежом.
СХПК "КОМПАНИЯ "САРМАН - МЯСО" обладает собственным животноводческим комплексом и сельскохозяйственными угодьями, за счёт чего может предложить привлекательные и конкурентоспособные цены.
Ежедневные объёмы поставок продукции могут составлять от 3-х тонн.
Цели и задачи СПК «Компания» Сарман-Мясо»
Основными задачами деятельности согласно Уставу предприятия являются:
1) Животноводство;
2) Разведение крупнорогатого скота;
3) Разведение сельскохозяйственных птиц;
4) Производство мяса и мясопродуктов;
5) Производство макаронных изделий;
6) Производство мороженого;
7) Оптовая торговля мясом, включая субпродукты;
8) Оптовая торговля мясом птицы, включая субпродукты;
9) Розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами из мяса, мороженым и замороженными десертами;
10) Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;
11) Выращивание бобовых и зернобобовых культур.
Технологическая политика предприятия осуществляется под девизом «все лучшее для потребителя» и включает в себя следующие направления проводимых работ:
- постоянное обновление ассортимента;
- расширение номенклатуры выпускаемой продукции;
- работа над совершенствованием товарного вида продукции;
- увеличение сроков годности изделий;
- освоение ресурсосберегающих современных технологий производства продукции с применением новейшего оборудования и технологических добавок;
- совершенствование нормативного, информационного и научно-технического обеспечения вырабатываемой продукции.
Стабильно высокий спрос на продукцию позволяет компании инвестировать средства в модернизацию производства. Завод оснащен самым современным оборудованием лучших фирм Европы. Мощные холодильные камеры туннельного типа, упаковочные линии, отвечающие требованиям мировых стандартов, новейшие весовые дозаторы производства Англии и Японии. Технологи предприятия постоянно отслеживают тенденции в разработке рецептур, и лучшие их них применяются на практике.
Продукция на мясокомбинате производится по утвержденным техническим нормативно-правовыми актами, среди которых ГОСТы, СТБ, технические условия, сборники рецептур и др., для создания всех условий для стабильного качества и конкурентоспособности продукции на предприятии проводятся работы по обязательной и добровольной сертификации.
Производство включает в себя 3 цеха:
• Пельменный цех
• Цех по производству мясных полуфабрикатов
• Цех по производству готовой продукции.
Организационная схема приведена в Приложении.
В настоящее время организация создана по типу обычной функциональной структуры управления. Она часто используется для предприятий с ограниченным ассортиментом продукции, и является обычной для аграрного сектора.
Основной потребитель продукции СХПК «Сарман-Мясо» - жители республики Татарстан. Также приобретают продукцию в других городах России, в частности, осуществляются поставки в Ижевск, Самару, Чувашию.
Ежедневно завод выпускает 6 тонн пельменей, которые реализует торговым сетям Альметьевска, Набережных Челнов и близлежащих районов Татарстана. Предприятие прошло сертификацию на соответствие стандарту «Халяль». Компания специализируется на производстве мясопродуктов - в первую очередь пельменей ручной и автоматической лепки. Сегодня в республике только два предприятия, которые полностью занимаются выпуском халяльной продукции - СХПК «Сарман-Мясо» и ООО «Балтасинский мясопродукт». На этих предприятиях нет смешанного цикла, как на крупных мясокомбинатах.
При создании плана производства применяются заявки сотрудников отделов и подразделений СПК, прогнозная информация, основанная на исследовании спроса на новые виды пищевой продукции, информация по маркетинговой сфере, аналитические обзоры с семинаров, наблюдения за деятельностью конкурентов, конъюнктурой рынка, отчеты по статистической области. Сбор информации по изучению конъюнктуры рынка осуществляется специалистами отдела маркетинга.
Для получения сведений проводится опрос потенциальных потребителей, а также торговых работников на выездных дегустациях в торговых предприятиях.
При проведении выездных дегустаций специалисты предприятия проводят анкетирование, обобщают и анализируют полученные данные.
По сборным анкетам специалисты отдела маркетинга проводят анализ удовлетворенности потребителей, где освещаются все необходимые показатели – это и обеспечение своевременности поставки продукции, удовлетворенность ценовыми показателями, выполнение требований к качеству поставляемой продукции, наличие расширенного ассортимента, обеспечение внешнего вида, наличие необходимой информации по новым видам продукции, рекламной информации, наличие продукции с увеличенным сроком годности.
Поставка продукции торговым предприятиям, в систему общепита, а также другим потребителям осуществляется на основании заявок.
На базе СПК «Компания «Сарман-мясо», открывшегося в 2009 году, планируется запуск колбасного цеха, убойного комплекса, птицефермы и мельницы. На сегодняшний день функционирует цех полуфабрикатов. Птицеферма на 10 тыс. поголовья будет ориентирована на производство яиц. Производственная мощность мельницы составит 10 тн. муки за смену. Продукция птицефермы и мельницы будет использоваться на нужды мясокомбината.
В 2014 году СПК «Компания»Сарман-Мясо» перевыполнил все основные прогнозные показатели по производству продукции. Так, по сравнению с 2013 годом выпуск товарной продукции в сопоставимых ценах возрос на 28,9% (при прогнозе в 13%), в т. ч. выпуск мяса и субпродуктов – на 27,1%, колбасных изделий – на 4,4%, полуфабрикатов – на 3,3%.
За январь-март 2015 года предприятие произвело 3,7 тыс. т мяса и субпродуктов I категории (115,2% к показателю аналогичного периода прошлого года) и 1,6 тыс. т колбас (столько же, сколько и в прошлом году). Объем товарной продукции в сопоставимых ценах составил 27,8 млн. руб.
Таблица 2.1 Технико-экономические показатели деятельности СПК «Компания» Сарман-Мясо» за 2012-2014 гг.
Наименование показателей | Темп роста (2013-2014), % | |||
Объем товарной продукции в сопоставимых ценах, млн. руб. | 128,9 | |||
Переработано продукции, т | 124,9 | |||
Выпуск мяса и мясопродуктов, т | 127,1 | |||
Колбасные изделия, т | 104,4 | |||
Пельмени и др.полуфабрикаты, т | 103,3 | |||
Среднегодовая численность рабочих (ЧР) | ||||
Общий фонд рабочего времени, (ФРВ) чел.-ч. | ||||
Общая фондовооруженность труда | 41,1 | 67,5 | 68,9 | 102,07 |
Уровень технической вооруженности труда | 32,8 | 57,5 | 51,5 | 89,56 |
Фондорентабельность | 2,2 | 2,7 | 2,5 | 92,59 |
Выручка | 115,57 | |||
Прибыль от продаж | 47,23 | |||
Чистая прибыль | 87,45 |
Несмотря на рост выручки на 15,57%, прибыль от продаж сократилась на 52,77%, а чистая прибыль на 12,55%, что свидетельствует о необходимости оптимизации издержек на производство.
Таблица 2.2 – Финансовые показатели деяятельности СПК «Компания»Сарман-Мясо» за 2012-2014
Показатели | |||
Рентабельность продукции, % | 6,29 | 19,64 | 7,19 |
Доходность инвестиционных проектов, % | 131,25 | 182,61 | 151,67 |
Рентабельность продаж, % | 5,92 | 16,41 | 6,71 |
Коэффициент оборачиваемости активов (в оборотах) | 1,8 | 1,59 | 1,62 |
Оборачиваемость активов (в днях) | |||
Оборачиваемость производственных запасов | 8,59 | 4,32 | 5,22 |
Оборачиваемость производственных запасов (в днях) | |||
Коэффициент текущей ликвидности | 0,83 | 1,05 | 0.99 |
Итак, можно сделать вывод, что в целом предприятие работает недостаточно эффективно, об этом говорит снижение прибыли от реализации, несмотря на рост выручки. В сравнении с 2012 годом увеличилась рентабельность продукции, однако в 2014 году она снизилась до 7,19%.
Также снижается рентабельность продаж. В 2014 году этот показатель на 9,7% меньше, чем в 2013. Это значит, что прибыль с каждого рубля продаж уменьшилась на 9,7 копейки. Понижение рентабельности продаж и говорит о том, что руководству предприятия следует пересмотреть сметы на выполняемые строительно-монтажные работы и соответствующие к ним индексы и рыночные коэффициенты в сторону увеличения.
При этом выросли показатели оборачиваемости активов и производственных запасов, что говорит о росте деловой активности. Снизился коэффициент текущей ликвидности, требуется уделить внимание краткосрочным обязательствам.