Краткая характеристика СПК «Компания «Сарман Мясо»

Кооператив «Компания» Сарман-Мясо» является коммерческой организацией, созданной физическими лицами в форме потребительского кооператива с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его членов и основанной путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Полное фирменное наименование Кооператива: Сельскохозяйственный производственный кооператив «Компания»Сарман-Мясо».

Для обеспечения деятельности кооператива за счет паевых взносов членов и ассоциированных членов образован паевой фонд кооператива в размере 60000 руб.

СХПК "КОМПАНИЯ "САРМАН - МЯСО" была образована в 2009 году. Компания занимается производством мясопродуктов - в первую очередь пельменей ручной и автоматической лепки, а также котлет, голубцов, перец фаршированный, манты, хинкали. Предприятие прошло сертификацию на соответствие стандарту «Халяль». На производстве занято 120 человек. Часть специалистов прошла обучение за рубежом.

СХПК "КОМПАНИЯ "САРМАН - МЯСО" обладает собственным животноводческим комплексом и сельскохозяйственными угодьями, за счёт чего может предложить привлекательные и конкурентоспособные цены.

Ежедневные объёмы поставок продукции могут составлять от 3-х тонн.

Цели и задачи СПК «Компания» Сарман-Мясо»

Основными задачами деятельности согласно Уставу предприятия являются:

1) Животноводство;

2) Разведение крупнорогатого скота;

3) Разведение сельскохозяйственных птиц;

4) Производство мяса и мясопродуктов;

5) Производство макаронных изделий;

6) Производство мороженого;

7) Оптовая торговля мясом, включая субпродукты;

8) Оптовая торговля мясом птицы, включая субпродукты;

9) Розничная торговля мясом, мясом птицы, продуктами из мяса, мороженым и замороженными десертами;

10) Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях;

11) Выращивание бобовых и зернобобовых культур.

Технологическая политика предприятия осуществляется под девизом «все лучшее для потребителя» и включает в себя следующие направления проводимых работ:

- постоянное обновление ассортимента;

- расширение номенклатуры выпускаемой продукции;

- работа над совершенствованием товарного вида продукции;

- увеличение сроков годности изделий;

- освоение ресурсосберегающих современных технологий производства продукции с применением новейшего оборудования и технологических добавок;

- совершенствование нормативного, информационного и научно-технического обеспечения вырабатываемой продукции.

Стабильно высокий спрос на продукцию позволяет компании инвестировать средства в модернизацию производства. Завод оснащен самым современным оборудованием лучших фирм Европы. Мощные холодильные камеры туннельного типа, упаковочные линии, отвечающие требованиям мировых стандартов, новейшие весовые дозаторы производства Англии и Японии. Технологи предприятия постоянно отслеживают тенденции в разработке рецептур, и лучшие их них применяются на практике.

Продукция на мясокомбинате производится по утвержденным техническим нормативно-правовыми актами, среди которых ГОСТы, СТБ, технические условия, сборники рецептур и др., для создания всех условий для стабильного качества и конкурентоспособности продукции на предприятии проводятся работы по обязательной и добровольной сертификации.

Производство включает в себя 3 цеха:

• Пельменный цех

• Цех по производству мясных полуфабрикатов

• Цех по производству готовой продукции.

Организационная схема приведена в Приложении.

В настоящее время организация создана по типу обычной функциональной структуры управления. Она часто используется для предприятий с ограниченным ассортиментом продукции, и является обычной для аграрного сектора.

Основной потребитель продукции СХПК «Сарман-Мясо» - жители республики Татарстан. Также приобретают продукцию в других городах России, в частности, осуществляются поставки в Ижевск, Самару, Чувашию.

Ежедневно завод выпускает 6 тонн пельменей, которые реализует торговым сетям Альметьевска, Набережных Челнов и близлежащих районов Татарстана. Предприятие прошло сертификацию на соответствие стандарту «Халяль». Компания специализируется на производстве мясопродуктов - в первую очередь пельменей ручной и автоматической лепки. Сегодня в республике только два предприятия, которые полностью занимаются выпуском халяльной продукции - СХПК «Сарман-Мясо» и ООО «Балтасинский мясопродукт». На этих предприятиях нет смешанного цикла, как на крупных мясокомбинатах.

При создании плана производства применяются заявки сотрудников отделов и подразделений СПК, прогнозная информация, основанная на исследовании спроса на новые виды пищевой продукции, информация по маркетинговой сфере, аналитические обзоры с семинаров, наблюдения за деятельностью конкурентов, конъюнктурой рынка, отчеты по статистической области. Сбор информации по изучению конъюнктуры рынка осуществляется специалистами отдела маркетинга.

Для получения сведений проводится опрос потенциальных потребителей, а также торговых работников на выездных дегустациях в торговых предприятиях.

При проведении выездных дегустаций специалисты предприятия проводят анкетирование, обобщают и анализируют полученные данные.

По сборным анкетам специалисты отдела маркетинга проводят анализ удовлетворенности потребителей, где освещаются все необходимые показатели – это и обеспечение своевременности поставки продукции, удовлетворенность ценовыми показателями, выполнение требований к качеству поставляемой продукции, наличие расширенного ассортимента, обеспечение внешнего вида, наличие необходимой информации по новым видам продукции, рекламной информации, наличие продукции с увеличенным сроком годности.

Поставка продукции торговым предприятиям, в систему общепита, а также другим потребителям осуществляется на основании заявок.

На базе СПК «Компания «Сарман-мясо», открывшегося в 2009 году, планируется запуск колбасного цеха, убойного комплекса, птицефермы и мельницы. На сегодняшний день функционирует цех полуфабрикатов. Птицеферма на 10 тыс. поголовья будет ориентирована на производство яиц. Производственная мощность мельницы составит 10 тн. муки за смену. Продукция птицефермы и мельницы будет использоваться на нужды мясокомбината.

В 2014 году СПК «Компания»Сарман-Мясо» перевыполнил все основные прогнозные показатели по производству продукции. Так, по сравнению с 2013 годом выпуск товарной продукции в сопоставимых ценах возрос на 28,9% (при прогнозе в 13%), в т. ч. выпуск мяса и субпродуктов – на 27,1%, колбасных изделий – на 4,4%, полуфабрикатов – на 3,3%.

За январь-март 2015 года предприятие произвело 3,7 тыс. т мяса и субпродуктов I категории (115,2% к показателю аналогичного периода прошлого года) и 1,6 тыс. т колбас (столько же, сколько и в прошлом году). Объем товарной продукции в сопоставимых ценах составил 27,8 млн. руб.

Таблица 2.1 Технико-экономические показатели деятельности СПК «Компания» Сарман-Мясо» за 2012-2014 гг.

Наименование показателей Темп роста (2013-2014), %
Объем товарной продукции в сопоставимых ценах, млн. руб. 128,9
Переработано продукции, т 124,9
Выпуск мяса и мясопродуктов, т 127,1
Колбасные изделия, т 104,4
Пельмени и др.полуфабрикаты, т 103,3
Среднегодовая численность рабочих (ЧР)
Общий фонд рабочего времени, (ФРВ) чел.-ч.
Общая фондовооруженность труда 41,1 67,5 68,9 102,07
Уровень технической вооруженности труда 32,8 57,5 51,5 89,56
Фондорентабельность 2,2 2,7 2,5 92,59
Выручка 115,57
Прибыль от продаж 47,23
Чистая прибыль 87,45

Несмотря на рост выручки на 15,57%, прибыль от продаж сократилась на 52,77%, а чистая прибыль на 12,55%, что свидетельствует о необходимости оптимизации издержек на производство.

Таблица 2.2 – Финансовые показатели деяятельности СПК «Компания»Сарман-Мясо» за 2012-2014    

Показатели
Рентабельность продукции, % 6,29 19,64 7,19
Доходность инвестиционных проектов, % 131,25 182,61 151,67
Рентабельность продаж, % 5,92 16,41 6,71
Коэффициент оборачиваемости активов (в оборотах) 1,8 1,59 1,62
Оборачиваемость активов (в днях)
Оборачиваемость производственных запасов 8,59 4,32 5,22
Оборачиваемость производственных запасов (в днях)
Коэффициент текущей ликвидности 0,83 1,05 0.99

Итак, можно сделать вывод, что в целом предприятие работает недостаточно эффективно, об этом говорит снижение прибыли от реализации, несмотря на рост выручки. В сравнении с 2012 годом увеличилась рентабельность продукции, однако в 2014 году она снизилась до 7,19%.

Также снижается рентабельность продаж. В 2014 году этот показатель на 9,7% меньше, чем в 2013. Это значит, что прибыль с каждого рубля продаж уменьшилась на 9,7 копейки. Понижение рентабельности продаж и говорит о том, что руководству предприятия следует пересмотреть сметы на выполняемые строительно-монтажные работы и соответствующие к ним индексы и рыночные коэффициенты в сторону увеличения.

При этом выросли показатели оборачиваемости активов и производственных запасов, что говорит о росте деловой активности. Снизился коэффициент текущей ликвидности, требуется уделить внимание краткосрочным обязательствам.

Наши рекомендации