Экономическая стратегия и экономическая политика
Основными звеньями экономической политики являются:
1. Разработка идей, концепций экономического развития.
2. Определение конкретных экономических целей, которые должны быть достигнуты. К ним следует отнести создание конкурентной экономической среды, стабилизацию бюджета, относительную стабильность цен (недопущение гиперинфляции), социально справедливое распределение доходов и т.д.
3. Разработка программ и мер, с помощью которых поставленные цели должны быть достигнуты, т.е. перевод концепции в программу реальных практических действий.
4. Конкретная деятельность, реализующая выбранную программу и предусмотренные ею меры.
Экономическая политика состоит из экономической стратегии и экономической тактики.
Экономическая стратегия– это долговременный курс экономической политики, включающий решение крупномасштабных, фундаментальных задач.
Стратегия должна быть научно обоснована.
Экономическая тактика– это определение ближайших, текущих задач, выбор конкретных форм и методов хозяйствования.
Экономическая стратегия в определенном смысле однозначна, другого решения в рамках избранной концепции, как правило, нет.
Экономическая политика, как единство стратегии и тактики представляет собой органическое соединение науки и искусства. Предпосылкой усиленного осуществления экономической политики является общая и профессиональная (экономическая и правовая) культура исполнителя, т.е. политика – управленца.
Конкуренция и ее виды
Рынок свободной конкуренциисостоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказывать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.
Участники конкурентного рынка имеют равный доступ к информации, т.е. все продавцы имеют представление о цене, технологии производства, возможной прибыли.
В свою очередь, покупатели осведомлены о ценах и об их изменениях. Существует свобода входа и выхода: любая фирма, при желании, может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
Колебания цены могут быть довольно интенсивными, но разница в цене это не результат действий отдельных продавцов, а процесс взаимодействия спроса и предложения на рынке. Выделяют совершенную и несовершенную конкуренции.
На практике совершенная конкуренцияв чистом виде – явление редкое. Но существует ряд отраслевых рынков, которые сравнительно в большей степени имеют именно эту структуру. Эти рынки включают большое число независимых продавцов, предлагающих стандартизированный товар, цена на который определяется
соотношением спроса и предложения.
Под несовершенной конкуренциейпонимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.
На большинстве реальных рынков подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм.
Крупные фирмы, сосредоточившие в своих руках значительную часть рыночного предложения, оказываются в особых отношениях с рыночной средой. Во-первых, занимая государственное положение на рынке, они могут существенно влиять на условия реализации продукции. Во-вторых, меняются и отношения между участниками рынка: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, а реакция на их отношения должна быть совершенной. Конкурентные отношения такого типа изучаются теорией несовершенной конкуренции.
Несовершенную конкуренцию принято подразделять на три основные типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Фирмы, производящие похожие, но различные с точки зрения покупателей товары, действуют в условиях монополистической конкуренции.
Товары группы одного назначения являются близкими заменителями (субъектами): один от другого может отличаться качеством испытания, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая
дифференцированные продукты. Дифференциация товара позволяет производителю самостоятельно устанавливать цену вне зависимости от действий конкурентов. Каждая фирма является единственным производителем и, в этом смысле, монополистом. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
На рынках монополистической конкуренции на долю четырех крупнейших фирм обычно приходится не более 25% общих внутренних поставок, а на восемь – менее 50%.
Вход на рынок монополистической конкуренции достаточно свободен и определяется, главным образом, размерами капитала.
Однако вход на рынок по сравнению со свободной конкуренцией не настолько легок: в процессе завоевания доли рынка новые продавцы могут испытывать трудности со своими марками и услугами. Дифференциация продукта в какой-то степени определяет степень монополизации рынка. Чем более однородна продукция, чем в большей мере товары могут замещать друг друга, тем сильнее конкуренция, и, наоборот, чем более дифференцированы товары, тем меньше конкуренция, тем легче установить на них монопольную цену.
Под олигополиейпонимается рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм. Точное число фирм определить трудно, так как олигополитический рынок охватывает довольно большую часть национального рынка, ограниченную, с одной стороны, монополией, а с другой – монополистической конкуренцией.
Фирмы получают высокую прибыль потому, что доступ на рынок олигополии значительно затруднен. Проникновению в отрасль препятствуют практически те же барьеры, что и в условиях монополии. В числе важнейших – величина капитала, необходимая новой фирме для внедрения в отрасль, а также контроль действующих производителей над новейшей техникой и технологией производства.
Олигополистический рынок характеризуется взаимозависимостью – ответной реакцией немногих соперников на действия конкурентов на рынке. На это в свое время и обратил особое внимание основоположник теории олигополии французский экономист К. Курно: так как на рынке конкурирует лишь несколько фирм, то каждый участник рынка должен тщательно следить за поведением соперников, взвешивать свои действия в отношении ценовой политики, а также оценивать потенциальные последствия своих решений.
В зависимости от типа продукции различают чистую олигополию и дифференцированную. Предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт, например, алюминий и цемент. Идентичность этих товаров определяет и единую цену на них.
Олигополия, производящая разнообразную продукцию одного функционального назначения, называется дифференцированной. Обычно дифференцированные олигополии специализируются на
выпуске товаров потребительского назначения, это – электробытовая техника, сигареты и т.д.
Монополияпредполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара. Это позволяет ему устанавливать цену, которая принесет максимум прибыли.
Степень использования монопольной власти в установлении цены будет зависеть от наличия близких заменителей товара. Если товар уникален, то покупатель вынужден платить назначенную цену или отказаться от покупки. Число продуктов, не имеющих заменителей, ограничено. К чистой монополии можно отнести предоставление коммунальных услуг или монополию книгоиздательства на реализацию учебников и т.д.
Фирма – монополист обычно имеет более высокую прибыль, что, естественно, привлекает в отрасль других производителей. В случае чистой монополии барьеры для вступления в отрасль достаточно велики, и это практически блокирует проникновение конкурентов на монополизированный рынок.
Реальные барьеры, препятствующие вступлению в отрасль:
1. Эффект масштаба. Высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях крупного производства, обусловленного монополизацией рынка. Такую монополию называют часто «естественной монополией», т.е. отраслью, в которой долгосрочные средние издержки минимальны, если только одна фирма обслуживает весь рынок. Новым конкурентам чрезвычайно трудно войти в такую отрасль, так как это требует крупных капиталовложений. Доминирующая фирма, имея более низкие издержки производства, в состоянии на время снизить цену продукции, чтобы уничтожить конкурента.
2. Исключительные права. В ряде стран (в том числе и в РФ) правительство предоставляет фирмам статус единственного продавца (транспортные услуги, связь). Но взамен на эти привилегии правительство сохраняет за собой право регулировать действие таких монополий, чтобы исключить злоупотребление монопольной властью, защитить интересы немонополизированных отраслей и населения.
3. Пакеты и лицензии. Правительство гарантирует патентную защиту новым продук-там и производственным технологиям, что обеспечивает производителям монопольные позиции на рынке и на определенный промежуток времени гарантирует их исключительные права.
4. Собственность на важнейшие виды сырья. Некоторые компании являются монополистами благодаря безраздельному владению источниками производственного ресурса, необходимого для производства монополизированного продукта.
Иногда, в целях получения дополнительного дохода, монополия, используя свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках. Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров. Практика применения различных цен со стороны фирмы в отношении различных потребительских групп, называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие разной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.
Ценовую дискриминацию обычно подразделяют на два типа:
• дискриминация по единицам продаваемой продукции.
Суть ее заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества приобретаемого блага. Так, цены на товары, приобретенные в розницу, всегда выше, чем на те же товары при оптовых закупках.
• дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и, соответственно, готовы платить за один и тот же товар разную цену. Несомненно, если бы фирме удалось продать каждую единицу товара каждому покупателю по высокой цене, то общий доход был бы выше, но фирма проиграла бы в объеме продаж. Поэтому продавцы устанавливают дифференцированные цены на один и тот же товар на различных рынках. Эти рынки могут различаться по группам потребителей, по территориям, по времени и т.д. Так, многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных распродаж, что в конечном счете выгодно фирмам.
Ценовая дискриминация также часто используется фирмой и в ходе конкурентной борьбы для привлечения новых покупателей за счет разного ряда скидок в зависимости от объема покупки, сезонности и т.п.
Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий:
1. фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы
контролировать производство и ценообразование;
2. должна быть исключена возможность перепродажи товара;
3. необходимым условием является способность производителя к сегментированию рынка.
Каковы же последствия ценовой дискриминации?
С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой - монополисту становится выгодно увеличивать объем производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, так как она ведет к росту объема предложения и спроса. И положительным является то, что те сегменты рынка, которые не получили бы никаких товаров в случае единой цены, теперь обслуживаются.
Отношение общественности и государства к различным фирмам несовершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональное распределение ресурсов и обусловливает
усиление неравенства доходов. Монополии, безусловно, снижают жизненный уровень населения. С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу монополий. Продукция монополистических компаний отличается высоким качеством, что и позволило им завоевать господствующее положение на рынке. Монополия воздействует на повышение эффективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Учитывая двойственный характер монополистических объединений, представительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.
Важнейшим средством регулирования деятельности монополий является антимонопольное законодательство.
Антимонопольное законодательствопредставляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.
Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления – контроль за ценами и контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить из отрасли конкурентов.
Слияние компаний происходит, когда одна фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится составной частью первой.
Правительство обычно предпринимает меры, когда в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда одна из фирм находится на грани банкротства.
В случае вертикального слияния (объединение последовательно связанных производств типа автомобильных и угольных компаний)
закон также устанавливает верхний предел доли фирм на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.
Конгломератные слияния (объединения компаний из разных отраслей) обычно разрешаются.
Меры по борьбе с монополизмом в РФ определяются, главным образом, спецификой монополистических отношений в экономике страны. Первый вариант антимонопольной политики предусматривает, что демонополизация производства должна в значительной мере предшествовать переходу к рынку, т.е. заблаговременно должны создаваться предпосылки конкурентного, а не монопольного рынка. Второй вариант – это путь борьбы с монополизмом в процессе перехода к рыночным отношениям.
Центральное место здесь занимают методы рыночного саморегулирования и косвенного регулирования создания возможностей для протекания в экономике любых процессов, способствующих демонополизации.
Цель принятого закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»-определение организационных и правовых основ предприятия, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, для обеспечения условий создания и эффективного функционирования товарных рынков.
Согласно закону фирма занимает «доминирующее положение», если ее доля на рынке превышает 35% - величину, устанавливаемую государственным комитетом по антимонопольной политике (ГКАП). Существует «Государственный реестр РФ объединений и предприятий – монополистов», включающий предприятия, доминирующие на каком-либо товарном рынке. Для таких предприятий предусматривается обязательное декларирование повышения свободных цен и государственное регулирование цен, а также обязательное предоставление статистической отчетности по объему производства в натуральном выражении, удовлетворению спроса на рынке сбыта, показателям качества.