Этапы проведения функционально-стоимостного анализа
Функционально-стоимостной анализ осуществляется поэтапно:
1. Подготовительный этап. Основная задача при этом – популяризация метода, в результате чего создаются благоприятные условия для выполнения определенных аналитических исследований: выбирается объект исследования, создается временная исследовательская группа из специалистов разного направления, разрабатывается подробный календарный план выполнения исследования, оформляются все нормативные документы, которые связаны с проведением функционально-стоимостного анализа;
2. Информационный этап. Главная задача – сбор, изучение и обобщение разнообразных данных об исследуемом объекте;
3. Аналитический этап. На данном этапе проводится детализация объекта на функции, их классификация и определение стоимости каждой из них, то есть создается функционально-стоимостная модель объекта. В результате выявляются зоны наибольшей концентрации затрат (в том числе и ненужных), и формулируются задачи по усовершенствованию объекта с целью сокращения затрат на его производство, выбираются направления дальнейшего исследования;
4. Творческий этап. На этом этапе осуществляется разработка вариантов упрощения и удешевления конструкции изделия или технологии. В разработке предложений участвует весь творческий коллектив. Внесенные предложения регистрируются в специальном журнале. Затем начинается их обсуждение и обоснование. Для обоснования эффективности каждого предложения используются следующие методы:
· методы «мозговой атаки» (генерирование идей членами экспертной группы в творческом споре или при личном контакте специалистов; при этом не допускается критика вносимых предложений) и «мозговой штурм»;
· синектический метод предполагает при генерировании идей использование аналогий из других отраслей знаний и фантастики;
· метод «Дельфы» - анонимный опрос специально подобранной группы экспертов по заранее подготовленным анкетам с последующей статистической обработкой материалов. После обобщения результатов опроса запрашивается мнение экспертов по спорным вопросам;
· морфологический метод основан на использовании морфологических матриц, с помощью которых обеспечивается системный поиск взаимосвязей между всеми ее элементами в рамках изучаемой проблемы. В левой ее части приводятся все функции объекта, а в правой – все возможные способы их осуществления.
На заключительном этапе из общего количества предложений должно остаться 2-3 наиболее перспективных. Творческий этап является наиболее решающим.
5. Исследовательский этап. Главная задача – экспериментальная проверка выдвинутых предложений;
6. Рекомендательный этап. На этом этапе должен быть сделан окончательный выбор вариантов изменения исследуемого объекта, который не снижал бы его потребительских качеств. Далее оформляется вся необходимая документация по выбранному варианту усовершенствования объекта. Согласовываются все вносимые в него изменения с потребителями и поставщиками. Затем разрабатываются планы внедрения результатов анализа в производство;
7. Этап внедрения. Решаются все вопросы, связанные с организацией производства нового варианта анализируемого изделия, подводятся итоги проведенной работы, определяется экономический эффект от ее проведения, оформляется отчет о результатах анализа, решаются вопросы материальной заинтересованности участников разработки и внедрения результатов функционально-стоимостного анализа.
Вопросы для самопроверки по теме 1.8
1. Что такое функционально-стоимостной анализ?
2. Когда возник функционально-стоимостной анализ?
3. Каковы объекты функционально-стоимостного анализа?
4. В соответствии с какими принципами должен быть организован функционально-стоимостной анализ?
5. Какова последовательность проведения функционально-стоимостного анализа?
1.8.4 Типовые вопросы-тесты по теме 1.8
1. В чем заключается сущность принцип последовательности ФСА:
а) в первую очередь ФСА подлежат изделия и процессы, которые находятся на стадии конструкторской разработки и будут производиться в больших масштабах;
б) применение логической схемы детализации от общего к частному;
в) выделение в отдельном изделии или в целом комплексе части, которая требует больших затрат на обеспечение жизнедеятельности объекта и сдерживает получение эффекта от его использования;
г) проведение ранней диагностики с целью выявления величины резервов на ранней стадии жизненного цикла изделия;
д) деление объекта на крупные части или обособленные группы технологических операций.
2. На каком этапе ФСА проводится экспериментальная проверка выдвинутых предложений:
а) информационный; б) подготовительный; в) аналитический;
г) исследовательский; д) рекомендательный.
3. В чем заключается сущность принципа ранней диагностики ФСА:
а) в первую очередь ФСА подлежат изделия и процессы, которые находятся на стадии конструкторской разработки и будут производится в больших масштабах;
б) применение логической схемы детализации от общего к частному;
в) выделение в отдельном изделии или в целом комплексе части, которая требует больших затрат на обеспечение жизнедеятельности объекта и сдерживает получение эффекта от его использования;
г) проведение диагностики с целью выявления величины резервов на ранней стадии жизненного цикла изделия;
д) деление объекта на крупные части или обособленные группы технологических операций.
4. В чем заключается сущность принцип выделения ведущего звена ФСА:
а) в первую очередь ФСА подлежат изделия и процессы, которые находятся на стадии конструкторской разработки и будут производиться в больших масштабах;
б) применение логической схемы детализации от общего к частному;
в) выделение в отдельном изделии или в целом комплексе части, которая требует больших затрат на обеспечение жизнедеятельности объекта и сдерживает получение эффекта от его использования;
г) проведение ранней диагностики с целью выявления величины резервов на ранней стадии жизненного цикла изделия;
д) деление объекта на крупные части или обособленные группы технологических операций.
4. В чем заключается сущность принципа приоритета ФСА:
а)в первую очередь ФСА подлежат изделия и процессы, которые находятся на стадии конструкторской разработки и будут производиться в больших масштабах;
б) применение логической схемы детализации от общего к частному;
в) выделение в отдельном изделии или в целом комплексе части, которая требует больших затрат на обеспечение жизнедеятельности объекта и сдерживает получение эффекта от его использования;
г) проведение ранней диагностики с целью выявления величины резервов на ранней стадии жизненного цикла изделия;
д) деление объекта на крупные части или обособленные группы технологических операций?
5. На каком этапе ФСА проводится экспериментальная проверка выдвинутых предложений:
а) информационный; б) подготовительный; в) аналитический;
г) исследовательский; д) рекомендательный.
6. Что из перечисленного не относится к принципам организации ФСА:
а) принцип ранней диагностики; б) принцип приоритета;
в) принцип достоверности; г) принцип последовательности;
д) принцип выделения ведущего звена.
7. Функционально-стоимостной анализ – это:
а)метод системного исследования объекта (изделия, процесса), направленный на повышение эффективности использования ресурсов путем ликвидации лишних функций без потери исходного качества изделия;
б) анализ влияние факторов на будущее;
в) экспертная диагностика финансового состояния организации;
г) метод исследования объекта, направленный на выявления величины влияния факторов на прирост и уровень результативного показателя;
д) метод оценки и обоснованности эффективности управленческих решений на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли.
8. На каком этапе ФСА проводится детализация изучаемого объекта на функции, их классификация, определение стоимости каждой из них:
а) информационный; б) подготовительный; в) аналитический;
г) исследовательский; д) рекомендательный.
9. На каком этапе ФСА осуществляется разработка вариантов упрощения и удешевления конструкции изделия:
а) информационный; б) подготовительный; в) аналитический;
г) исследовательский; д) рекомендательный.
10. На каком этапе ФСА проводится экспериментальная проверка выдвинутых предложений:
а) информационный; б) подготовительный; в) аналитический;
г) исследовательский; д) рекомендательный.